Рекомендации семинара

Двенадцатое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему "Экономическое сотрудничество Беларуси и России: итоги и перспективы"

г. Светлогорск, Калининградская область, 23 – 24 октября 2008 года


23 – 24 октября 2008 года в  г. Светлогорске Калининградской области состоялось двенадцатое заседание постоянно действующего семинара  при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Экономическое сотрудничество Беларуси и России: итоги и перспективы».

В работе семинара  приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, специалисты из национальных государственных ведомств и научных организаций Республики Беларусь и Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, официальные представители Администрации Калининградской области, а также средств массовой информации.

Участники семинара всесторонне обсудили состояние торгово-экономического и межрегионального сотрудничества Беларуси и России, вопросы формирования и управления собственностью Союзного государства, проблемы формирования союзного бюджета, условия подготовки и реализации союзных программ, выработали меры, направленные на  создание единого экономического пространства, обеспечивающего устойчивое и динамичное  социально-экономическое развитие каждого государства.

Отмечено, что Парламентское Собрание совместно с правительствами двух стран, заинтересованными министерствами и ведомствами провело и продолжает проводить работу по созданию соответствующей правовой базы и формированию согласованной экономической политики.

Большая работа проведена по унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В Союзном государстве в настоящее время многие положения Гражданского и Гражданско-процессуального кодексов Республики Беларусь аналогичны положениям соответствующих правовых актов Российской Федерации. Правовые нормы Хозяйственно-процессуального кодекса Республики Беларусь и Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации в основном унифицированы и противоречий не содержат. Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного и налогового законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, принимаются необходимые законодательные и иные меры по обеспечению равных прав, обязанностей и гарантий субъектам хозяйствования любых организационных форм.

Доминирующей формой экономических связей Беларуси и России как на национальном, так и на региональном уровнях выступают торговые отношения. Взаимный товарооборот растет год от года, являясь реальным подтверждением строительства прочных экономических основ Союзного государства.

Достаточно высокими темпами осуществлялось сотрудничество хозяйствующих субъектов государств – участников Договора о создании Союзного государства. Развивались и укреплялись их производственные и торговые связи. Беларусь по итогам первого полугодия вошла в шестерку основных торговых партнеров России. Межгосударственный торговый оборот за этот период в сравнении с январем – июнем 2007 года увеличился в 1,6 раза и составил более 18 миллиардов долларов США.

Важным направлением развития интеграционного процесса в Союзном государстве в торгово-экономической сфере является межрегиональное сотрудничество. В настоящее время почти все российские регионы успешно сотрудничают с Беларусью, осуществляют торгово-экономическое и иное сотрудничество. Этому способствуют прямые межрегиональные соглашения и побратимские связи между городами, а также приграничная торговля и другие контакты.

Эффективному сотрудничеству регионов России и Беларуси   значительно способствует  соответствующая двусторонняя нормативно-правовая база. На конец 2007 года она включала около 200 соглашений, протоколов, меморандумов.

Участники семинара считают необходимым отметить значительную работу, проведенную по формированию Таможенного союза Беларуси и России. С 1 июля 2007 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Республики Беларусь. Основные принципы таможенного регулирования, заложенные в этом документе, практически унифицированы с положениями российского Таможенного кодекса. Это дает возможность максимально сблизить позиции сторон при разработке правового акта об основах таможенного регулирования в Союзном государстве.

Таможенным комитетом Союзного государства разработан и осуществлен комплекс мер по обеспечению единства управления таможенными службами, организации надежного контроля и развитию таможенной инфраструктуры на внешней границе, ведению таможенной статистики внешней торговли в Союзном государстве, борьбе с таможенными правонарушениями, созданию совместной технологии осуществления валютного контроля. Большая работа проведена по обустройству таможенной инфраструктуры в рамках Программы первоочередного развития таможенной инфраструктуры пограничных пунктов таможенного оформления (пунктов пропуска) на территории Республики Беларусь.
Одним из ключевых вопросов в формировании Союзного государства Беларуси и России является создание и развитие союзной собственности. За годы интеграции в Беларуси и России за счет союзного бюджета создано значительное количество объектов собственности. Это пункты пропуска на общей границе, автодороги, телекоммуникационная сеть, машиностроительный комплекс, дизельное автомобилестроение, сельское хозяйство и новейшие ноу-хау.

Союзный бюджет, который  формируется и реализуется с 1998 года, является эффективным инструментом решения совместных социально-экономических задач Беларуси и России. Свыше 90 процентов средств союзного бюджета направляется на финансирование совместных программ и мероприятий, охватывающих как сферу материального производства, так и социальную сферу, а также обеспечение безопасности.

Союзные программы, которые являются одним из важнейших инструментов практического решения социально-экономических задач, стоящих перед двумя государствами, активно и успешно реализуются. За прошедший период полностью или частично профинансировано выполнение сорока  совместных программ.

Обсудив ближайшие задачи и перспективы развития интеграционного процесса между Беларусью и Россией, участники семинара единодушно отметили необходимость продолжения работы по ускорению темпов межгосударственной экономической интеграции.

Обменявшись мнениями по наиболее актуальным проблемам экономического сотрудничества Беларуси и России и принимая во внимание, что такое сотрудничество затрагивает целый комплекс взаимосвязанных проблем и является одним из важнейших направлений интеграции, участники конференции полагают возможным предложить следующие рекомендации.

1. В целях создания необходимых условий для расширения торгово-экономического сотрудничества  Республики Беларусь и Российской Федерации, создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования продолжить работу  по гармонизации, унификации и сближению законодательства России и Беларуси  в  налоговой, банковской, валютной, страховой и других сферах, по унификации таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования, действующих в государствах-участниках.

2. С целью обеспечения опережающего роста инвестиционного потенциала и повышения конкурентоспособности производимой продукции, привлечения иностранных инвестиций посредством улучшения делового и инвестиционного климата рекомендовать Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству экономики Республики Беларусь с участием заинтересованных министерств и ведомств продолжить работу  по гармонизации и унификации нормативно-правовой базы в сфере инвестиционной деятельности, созданию благоприятных условий для осуществления совместных инвестиционных проектов и программ по прямым договорам между субъектами хозяйствования обоих государств, в том числе на региональном уровне.

3. С целью создания инновационной инфраструктуры и необходимых условий для быстрого развертывания инновационных процессов, укрепления научно-технического потенциала рекомендовать правительствам государств-участников активизировать работу по выработке мероприятий и рекомендаций, направленных на развертывание совместных действий по формированию единого научно-технического пространства в интересах социального и экономического прогресса Республики Беларусь и Российской Федерации.

4. Органам государственного управления Республики Беларусь и федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации целесообразно продолжить работу по выполнению Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества
от 23 марта 2007 года.

5. В целях активизации межрегионального и приграничного сотрудничества рекомендовать правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации проводить дальнейшую работу по:

  • синхронизации ратификационного процесса по отношению к договорам и соглашениям, заключенным между регионами Российской Федерацией и Республики Беларусь,
  • выполнению межрегиональных договоров о торговом, об экономическом, о научно-техническом, культурном сотрудничестве и реализации программ, финансируемых из средств бюджета Союзного государства,
  • обмену передовым опытом межрегионального и приграничного сотрудничества, участия в реализации союзных программ и информацией по данным проблемам,
  • государственной поддержке создания торгово-логистических центров, играющих важную роль в формировании эффективной товаропроводящей сети белорусских и российских предприятий. С учетом действующих субъектов товаропроводящей сети это позволит значительно увеличить товарооборот, в том числе за счет применения новых механизмов их продвижения, таких, как экспортная кооперация, внедрение современных информационно-технических ресурсов, транспортных и торгово-логистических технологий.

6. Рекомендовать Совету Министров  Союзного государства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Республики Беларусь и Российской Федерации проработать вопрос о разработке союзной программы по развитию межрегионального сотрудничества.

7. Во исполнение Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства,  подписанного 24 января 2006 года, рекомендовать Совету Министров Союзного государства инициировать выполнение за счет средств союзного бюджета комплекса работ по научному обеспечению нормативно-правовой базы, регламентирующей создание и учет собственности Союзного государства, а также распоряжение ею, порядок определения долей сторон в создаваемом имуществе либо в объектах промышленной и интеллектуальной собственности, порядок оформления имущественных прав Союзного государства, ответственность сторон за учет, сохранность этого имущества и распоряжение им, а также защиту прав собственников.

8. Рекомендовать Совету Министров Союзного государства ускорить  разработку новой редакции Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, в которой предусмотреть ликвидацию излишней бюрократизации при согласовании и утверждении союзных программ, ответственность государственных заказчиков за качественную разработку и реализацию программ.

9. Предложить Постоянному Комитету Союзного государства качественно повысить уровень координации деятельности государственных заказчиков программ  на всех этапах их подготовки и реализации, уделив при этом особое внимание его полномочиям и механизмам разрешения спорных вопросов между государственными заказчиками, а также между государственными заказчиками и исполнителями программ.

10. Рекомендовать контрольным органам, государственным заказчикам программ  при организации контроля за разработкой и реализацией союзных программ акцентировать свое внимание на предварительном контроле,  оценивать реальность их финансово-экономического обоснования на стадии разработки, согласования и планирования затрат, что в свою очередь позволит предотвратить перевод излишних бюджетных ассигнований исполнителю и исключить злоупотребления в виде завышения стоимости выполняемых работ или размещения денежных средств в коммерческих банках с целью извлечения дополнительных доходов. 

Участники семинара выражают уверенность в том, что осуществление перечисленных и  других  мер по усилению социально-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь будет способствовать обеспечению ускорения и углубления интеграционных процессов, повышению эффективности функционирования национальных экономик, общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы.


© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь