Рекомендации семинара

Семнадцатое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему "Согласованная аграрная политика Беларуси и России  – важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства"

Гродненская область, 14 – 15 октября 2009 года


Участники семинара всесторонне рассмотрели и обсудили состояние и ключевые проблемы экономической интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации в аграрной сфере, выявили основные направления координации усилий государств по осуществлению согласованной аграрной политики в рамках Союзного государства и достижению продовольственной безопасности Союзного государства.

По общему мнению участников, продовольственный, энергетический и финансовый кризисы в мировой экономике обусловливают необходимость выработки мер стратегического и оперативного плана, направленных как на минимизацию их последствий в экономиках государств – участников Союзного государства, так и на углубление интеграции, укрепление кооперации, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на синхронизацию механизмов регулирования взаимной торговли.

Отмечая, что развитие агропродовольственного сектора экономики Союзного государства является одним из основных приоритетов социально-экономической политики, гарантирующим продовольственную безопасность Беларуси и России, участники семинара пришли к выводу о настоятельной необходимости проведения согласованной аграрной политики.

В ходе состоявшейся дискуссии участники семинара констатировали, что в интеграции агропромышленных комплексов Беларуси и России достигнуты определенные положительные результаты:

  • обеспечены устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, увеличение экспорта;
  • отмечается положительная динамика развития торгово­экономических отношений России и Беларуси, объем товарооборота между странами только по продовольственной группе в 2008 году составил около 3 миллиардов долларов США;
  • разрабатываются и реализуются прогнозы социально­экономического развития Союзного государства, балансы топливно­энергетических ресурсов 'Союзного государства;
  • составляются прогнозные балансы спроса и предложения Союзного государства по важнейшим видам продукции (мясо, молоко, яйца, сахар, растительное масло, льноволокно). Впервые в 2008 году сформированы пятилетние совместные балансы спроса и предложения по мясу, молоку и сахару, направленные на стимулирование роста производства и взаимной торговли;
  • разрабатываются и реализуются совместные программы, финансируемые из бюджета Союзного государства. В аграрной сфере реализованы научно-технические программы «Лен», «Картофель», «Молоко», «Плодоовощная продукция», направленные на техническое переоснащение соответствующих отраслей;
  • создана правовая основа взаимодействия в торговле и экономике, включающая более 120 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, позволяющая динамично сотрудничать в различных сферах;
  • достигнутый уровень гармонизации законодательства и экономических нормативов (пошлин, сборов, налогов и др.), особенно таможенных тарифов, позволяет перейти к более системному регулированию взаимной торговли продукцией сельскохозяйственного происхождения и торговли с третьими странами.

В то же время несмотря на положительные результаты экономической интеграции государств – участников Союзного государства. в агропромышленной сфере остаются экономические, организационные и технологические проблемы, важнейшие из которых следующие:

  • потенциал взаимодействия двух стран в аграрном секторе, в сфере поставок продовольствия и повышения его конкурентоспособности использован далеко не полностью;
  • не в полной мере используются возможности государств – участников Союзного государства по сближению и унификации национального законодательства;
  • имеются различия в системе государственной поддержки агропромышленного производства, в политике ценообразования и налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • недостаточно скоординированы действия национальных ветеринарных служб и государственных органов управления;
  • существуют барьеры в торговле продовольствием и сельскохозяйственным сырьем как с одной, так и с другой стороны;
  • несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков и большой удельный вес трансакционных издержек в конечной цене продуктов.

Принимая во внимание, что сотрудничество в аграрной сфере затрагивает целый комплекс взаимосвязанных проблем и является одним из важнейших направлений интеграции, участники семинара полагают необходимым считать аграрную сферу одним из основных направлений экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.

Участники семинара констатируют, что формирование единой аграрной политики требует дальнейшей поэтапной синхронизации важнейших ее направлений, включая:

  • обеспечение продовольственной безопасности государств – участников Союзного государства и Союзного государства в целом;
  • повышение экономической стабильности и устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в государствах – участниках Союзного государства;
  • формирование продуктовых рынков на основе стимулирования рыночного спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в Беларуси и России и в Союзном государстве в целом;
  • развитие общего аграрного рынка, определение мер по его регулированию;
  • определение согласованных позиций во внешнеэкономических отношениях, в том числе с третьими странами;
  • создание необходимых нормативно-правовых и экономических условий для движения товаров и услуг на общем аграрном рынке;
  • создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов;
  • гармонизация нормативно-правовой базы, связанной с функционированием внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов, научно-технического сотрудничества;
  • ориентация на развитие рыночных отношений и адекватное ситуации их государственное регулирование;
  • недопущение количественных и экономических ограничительных мер во взаимных поставках продовольствия (кроме случаев нарушения действующих ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований, норм технических регламентов).

По общему мнению участников семинара, приоритетными направлениями экономического сотрудничества России и Беларуси в аграрной сфере следует считать:

  • развитие общего аграрного рынка Союзного государства, включая формирование единых требований в области таможенно­тарифной защиты, контроля безопасности и качества продукции сельскохозяйственного происхождения;
  • координацию и последующую синхронизацию систем регулирования аграрных рынков и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Беларусь с учетом страновых и региональных различий в условиях хозяйствования, финансовых возможностей бюджетов стран и их субъектов;
  • создание условий для преференциальной взаимной торговли продукцией агропромышленных комплексов обоих государств.

Обменявшись мнениями по наиболее актуальным проблемам аграрной политики и продовольственной безопасности государств­участников и в целом Союзного государства, участники семинара полагают возможным предложить правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации следующие рекомендации.

Учитывая сложность процесса унификации и гармонизации законодательства государств – участников Союзного государства в области аграрного права, в том числе необходимость приведения их в соответствие с требованиями ВТО, рассмотреть возможность создания совместных белорусско-российских межведомственных рабочих групп по наиболее актуальным проблемам аграрной политики.

Обратить особое внимание на важность при формировании единого правового поля Беларуси и России типовых соглашений. Варианты возможных правовых решений, предлагаемых в типовых соглашениях, должны способствовать углублению интеграции, преодолению межгосударственных барьеров и ограничений в осуществлении равных возможностей для хозяйственной деятельности, эффективного использования потенциала двух стран.

Считать работу над проектами типовых соглашений перспективным направлением в дальнейшей деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Ускорить разработку проекта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и проекта Закона Республики Беларусь «О продовольственной безопасности».
Завершить работу над соглашением о принципах субсидирования в промышленности и сельском хозяйстве, которое должно стать очередным шагом по созданию единого экономического пространства Союзного государства.

В качестве правовой основы формирования общего аграрного рынка принять Соглашение об общем аграрном рынке и Положение об условиях создания и функционирования общего аграрного рынка Союзного государства.

Завершить в короткие сроки разработку и утверждение в установленном порядке проекта Концепции единой аграрной политики Союзного государства, разработанного Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства и Институтом системных исследований в АПК НАН Беларуси.

В целях организационного воздействия на развитие внешней торговли продукцией сельского хозяйства в рамках общего аграрного рынка активизировать работу по созданию товаропроводящей системы общего аграрного рынка, включая торгово-логистические центры, информационно-маркетинговые центры, товарные продовольственные биржи, оптовые рынки, систему страхования торговых операций, совместные предприятия и производства и так далее.

Совершенствовать и развивать практику составления балансов спроса и предложения Союзного государства по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая мониторинг их выполнения.

В этих целях изучить возможность создания в составе органа управления общим аграрным рынком межгосударственного прогнозно-аналитического центра, в функции которого входили бы как проведение аналитической работы, так и разработка сводных прогнозов, программ и иных материалов.

В целях совершенствования отношений в области кредитования операций по торговле аграрной продукцией между государствами – участниками Союзного государства разработать механизмы предоставления гарантий по кредитам, привлеченным для финансирования поставок сельхозпродукции и продовольствия во взаимной торговле между Россией и Беларусью.

Сторонам обеспечить равноправный доступ субъектов хозяйствования государств – участников Союзного государства к кредитным программам лизинга сельскохозяйственной техники, регулирования рынков строительства и оснащения сельскохозяйственных объектов.

Усилить взаимодействие в области аграрной науки, объединить научный потенциал Беларуси и России в аграрной сфере в целях создания конкурентоспособных сортов растений, пород животных, новейших технических средств. В первую очередь это машины по переработке кормовых культур, почвообрабатывающие комбинированные посевные агрегаты и техника по заготовке кормов, возделыванию картофеля.

Активизировать работу по разработке проектов новых совместных научно-технических программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, предусматривающих разработку машин и механизмов, внедрение современных технологий в кормопроизводстве, свиноводстве, льняной отрасли, производстве пищевых продуктов, в том числе функционального назначения.

В целях гармонизации сотрудничества России и Беларуси в области сельскохозяйственного машиностроения выработать общие подходы к развитию сельскохозяйственного машиностроения, создать равные условия доступа и развития в сельхозмашиностроении, создать условия для расширения сотрудничества в части создания совместного производства сельскохозяйственной техники, в частности комбайнов.

Изучить возможность разработки межгосударственных проектов по проблемам метрологии (оборудование, приборы, методология и методики их применения), увеличения жизненного цикла продуктов с торговой маркой и возможности проверки их качества, а также по доведению конкретных продуктов до торговых марок (брэндов).

С целью осуществления и координации контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения при их производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации в России и Беларуси, в том числе при экспортно-импортных поставках, изучить возможность создания при Совете Министров Союзного государства комиссии по координации государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

1 января 2010 года начинает функционировать Таможенный союз, объединяющий Россию, Беларусь и Казахстан. Это придаст новый импульс процессу формирования единого экономического пространства Союзного государства, поскольку свободное перемещение товаров будет способствовать росту рынка сбыта продукции.

Участники семинара выражают уверенность, что осуществление перечисленных и других мер по усилению социально-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь будет способствовать обеспечению ускорения и углубления интеграционных процессов, повышению эффективности функционирования национальных экономик и общего аграрного рынка.

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь