Рекомендации семинара

Восемнадцатое  заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему "Гидрометеорологическая безопасность Союзного государствав условиях изменяющегося климата"

Минская область, 25 – 26 февраля 2010 года

На состоявшемся 25 – 26 февраля 2010 года в Минской области (РГЦ «Силичи») восемнадцатом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Гидрометеорологическая безопасность Союзного государства в условиях изменяющегося климата» были рассмотрены и обсуждены такие вопросы, как практика работы Республики Беларусь и Российской Федерации по обеспечению гидрометеорологической безопасности Союзного государства, опыт работы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по реализации совместной программы Союзного государства в области гидрометеорологии, а также приоритеты совместной деятельности в области гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Федеральной службы по гидрометеорологии и, мониторингу окружающей среды на 2011 и последующие годы, глобальные и региональные проблемы изменения климата и причины этих явлений.

Рассмотрев и обсудив наиболее актуальные проблемы и приоритеты по обеспечению гидрометеорологической безопасности Союзного государства, участники семинара пришли к следующим основным выводам и предложениям:

1. Отметить активную работу, проводимую Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитетом Союзного государства по метеорологии и мониторингу загрязнения природной среды, по эффективному использованию современных методов и средств для оперативного получения достоверной информации о состоянии загрязнения окружающей среды на территории Союзного государства, обеспечению дальнейшего развития и внедрения технологий оперативного анализа и прогноза загрязнения природной среды, обусловленного техногенными катастрофами и авариями.

2. Рекомендовать правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации:

  • учитывать климатические и погодные факторы при планировании социально-экономического развития;
  • поддерживать и развивать системы наблюдений, а также системы раннего оповещения об опасных погодных и климатических явлениях в целях обеспечения устойчивого развития и совершенствования мер по адаптации общества и экономики к экстремальным погодным и климатическим явлениям;
  • рассмотреть вопросы кадрового укрепления национальных гидрометеорологических служб, повышения уровня оплаты труда для специалистов высокой квалификации, привлечения молодых кадров с целью обеспечения преемственности поколений, передачи накопленного опыта и знаний.

3. Рекомендовать министерствам и ведомствам Республики Беларусь и Российской Федерации, организациям, принимающим наиболее важные решения в отраслях экономики следующее:

  • при принятии решений по снижению ущерба от погодных рисков учитывать имеющиеся в странах научные и информационные ресурсы в области гидрометеорологии и климата;
  • поддерживать исследовательские работы, в том числе на региональном уровне, по изучению погодных рисков и их влияния на отрасли экономики, а также по эффективности существующих и планируемых адаптационных мер;
  • провести межведомственную оценку надежности и экономической полезности гидрометеорологических прогнозов, что потребует совершенствования технологий сбора, накопления и анализа информации об экономических потерях от погодных условий;
  • организовать на государственном уровне учет экономических и социальных потерь в результате влияния климатических изменений, особенно их экстремальных проявлений с интенсивностью, превышающей обычный уровень.

4. Считать необходимым разработку проекта Программы Союзного государства в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения природной среды на 2012 – 2016 годы.

При формировании новой программы Союзного государства целесообразно предусмотреть решение следующих фундаментальных задач экономической метеорологии:

  • для подготовки высокоэффективной гидрометеорологической информации необходима разработка новых и совершенствование используемых методов прогноза метеорологических величин и явлений погоды;
  • необходимо провести межведомственную оценку надежности и экономической полезности гидрометеорологических прогнозов, что потребует совершенствования технологий сбора, накопления и анализа информации об экономических потерях от погодных условий.

5. Национальным гидрометеорологическим службам России и Беларуси:

  • совершенствовать качество мониторинга погодных и климатических явлений, анализ и прогноз на глобальном и региональном уровнях;
  • повышать информированность заинтересованных пользователей о существующих видах гидрометеорологического обслуживания и его потенциале;
  • развивать и совершенствовать взаимодействие с населением и пользователями гидрометеорологической информации. При планировании своей деятельности максимально учитывать их потребности в гидрометеорологической информации.

6. Одобрить положительный опыт работы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета Союзного государства по гидрометеорологии и мониторингу загрязнения природной среды по реализации совместных программ Союзного государства в области гидрометеорологии в 1998 – 2009 годах и рекомендовать содержащиеся в их итогах выводы и предложения к изучению и распространению.

7. С целью повышения уровня гидрометеорологической безопасности Союзного государства, повышения эффективности функционирования отраслей экономики, снижения ущерба окружающей среде целесообразно:

  • активизировать в 2010 – 2011 годах работы по совершенствованию технологий
  • наукастинга и сверхсрочного прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений и элементов погоды на основе широкого использования спутниковой информации, метеорологических радиолокаторов, данных мезомасштабного моделирования и по использованию этих технологий в оперативно-прогностической деятельности;
  • предусмотреть в рамках программы Союзного государства на 2012-й и последующие годы в качестве приоритетных работы по следующим направлениям:
  • адаптация, внедрение и освоение современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, включая глобальный центр информационной системы (ГЦИС) в Москве, центры сбора данных и продукции (ЦСДП), функционирующие в составе информационной системы ВМО (ИСВ);
  • внедрение и освоение систем выпуска новых видов прогностической продукции, адаптированной под запросы конкретных потребителей, на основе прогностических моделей с пространственным разрешением 7…3 километра.

8. Внести предложения Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по разработке системы электронных карт по результатам реакции экосистем на изменения климата на территории Союзного государства.   

9. Внести предложение Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды о разработке образовательного мультимедийного гидрометеорологического сайта (портала) для дистанционного обучения специалистов-гидрометеорологов Союзного государства.

Рекомендовать специалистам Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь принять активное участие в разработке учебных материалов по спутниковой метеорологии для пополнения работающего сайта виртуальной спутниковой лаборатории – http://meteovlab.meteorf.ru.

На регулярной основе силами преподавателей Государственного образовательного учреждения «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Росгидромета проводить выездные занятия по наиболее востребованным специальностям для повышения квалификации сетевых работников Белгидромета.

10. Предложить Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь провести анализ выполнения международных программ и соглашений по трансграничным водным объектам и подготовить с учетом международного опыта согласованные материалы для повышения эффективности взаимодействия сторон и разработки соответствующих нормативных правовых документов Союзного государства.

Активизировать проведение совместных научных и научно-технических комплексных исследований, связанных с проблемами влияния изменений климата и хозяйственной деятельности на состояние водных ресурсов с детализацией водообеспеченности и водопотребления в разрезе регионов России и Беларуси.

11. Продолжить работу по сближению, гармонизации и унификации терминологии законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь, касающейся гидрометеорологической службы.

Считать открытость и гласность, предусмотренные в законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь, условиями и факторами формирования Союзного государства и современного гражданского общества в нем.

Рекомендовать провести научное исследование общего и особенного в законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь об охране окружающей среды и о гидрометеорологической службе с целью устранения дублирования, пробелов и противоречий.

12. Принять к сведению, что основные положения современных научных взглядов на глобальный экологический кризис и узловые социально-экологические проблемы свидетельствуют о следующем:

  • гидрометеорологическая безопасность должна рассматриваться в органической взаимосвязи с социально­экологическими аспектами качества жизни населения Союзного государства. Особое внимание в условиях изменяющегося климата должно уделяться состоянию и динамике, социально­экологическим критериям и показателям качества жизни, рассматриваемым в качестве системообразующих;
  • существует взаимосвязь между гидрометеорологической безопасностью и общей категорией безопасности социума, а также спецификой ее проявления в России и Беларуси;
  • дифференцирующая и интегрирующая роль отводится социально-экологическим интересам в условиях трансформирующегося Союзного государства;
  • среди основных факторов, определяющих формирование социально-экологических интересов и их выражение в институциональных действиях, следует выделить экологическое образование, воспитание и просвещение населения Союзного государства.

13. Всемерно и целенаправленно содействовать повышению экономической и экологической культуры учащейся молодежи и населения, формировать у них целостное мировоззрение и экологическое сознание, понимание последствий профессиональной деятельности и поведения, их влияния на изменения климата и окружающей природной среды.

Повысить ответственность средств массовой информации за достоверность, полноту и доступность информации о глобальных экологических проблемах современности, не допускать неоправданного стремления к сенсационности при освещении и изложении различных научных подходов, выводов, версий.

Повысить профессиональную экологическую компетентность специалистов в области природопользования и охраны окружающей природной среды, студентов вузов всех специальностей.

14. Рекомендовать Управлению по связям с общественностью и взаимодействию со средствами массовой информации Секретариата Парламентского Собрания организовывать периодическое проведение пресс-туров белорусских и российских журналистов по объектам Белгидромета и Росгидромета на территориях Беларуси и России и подготовку соответствующих публикаций и репортажей на радио и телевидении.

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь