Рекомендации семинара

Двадцать третье заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы»

г. Тюмень, 3 – 9 – 10 октября 2014 года

3 – 4 марта 2011 года в г. Твери состоялось двадцать третье заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Приоритетные направления научно-технической деятельности в рамках единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы и перспективы».

В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители инновационной инфраструктуры.

На семинаре были всесторонне рассмотрены и обсуждены вопросы научно-технического и инновационного сотрудничества Беларуси и России в рамках единого научно-технологического пространства. Особое внимание было уделено:

  • формированию и реализации научно-технической политики в государствах – участниках Союзного государства;
  • совершенствованию системы управления научно-технической и инновационной деятельностью;
  • правовому регулированию научно-технической и инновационной деятельности;
  • формам и условиям совместной деятельности инновационных инфраструктур Беларуси и России;
  • инновационным программам и проектам Союзного государства и их финансированию;
  • формам и механизмам сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий;
  • зарубежному опыту организации инновационной деятельности, а также опыту отдельных регионов Беларуси и России по сохранению и наращиванию инновационного потенциала;
  • подготовке кадров и совместным образовательным проектам для инновационного развития научно-технической деятельности.

Участники семинара констатировали:

В современных условиях глобализации мировой экономики для Беларуси и России общим является понимание необходимости осуществления инновационного прорыва – модернизации экономических систем на основе новейших технологий для резкого повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Поэтому подготовка и использование интеллектуальных ресурсов, развитие соответствующей технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами государств – участников Союзного государства.

Основные направления научно-технической и инновационной политики Союзного государства закреплены в Постановлении Совета Министров Союзного государства от 4 апреля 2006 года № 9 и формируются в рамках государственных приоритетов научно-технического развития Беларуси и России на основе осуществляемых в обеих странах мероприятий по переводу национальных экономик на инновационный путь развития.

Государства – участники Союзного государства проделали определенную работу по реализации основных направлений научно-технической и инновационной политики Союзного государства, созданию единого научно-технологического и инновационного пространства.

Продолжается работа по гармонизации и унификации законодательства государств – участников Союзного государства, регулирующего отношения в научно-технической и инновационной деятельности. Удалось полностью унифицировать законодательство Беларуси и России в области охраны, защиты и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности.

Проведена значительная работа по совершенствованию организационных, правовых и информационных условий, необходимых для дальнейшего развития белорусско-российского научно-технического сотрудничества.

Научно-техническая политика Союзного государства реализуется через механизм подготовки и реализации программ и мероприятий Союзного государства. Реализуются десятки совместных программ и проектов в промышленности, энергетике, строительстве, в области инновации и новых технологий, совместного освоения космоса, развития компьютерных технологий, в других сферах. Их реализация позволяет обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, загрузку производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, увеличение экспортных поставок, служит повышению конкурентоспособности отдельных отраслей российской и белорусской экономики. Программы Союзного государства стали одним из наиболее мощных и эффективных инструментов, используемых для увеличения инновационного потенциала Беларуси и России.

Постоянно проводится согласованная работа по определению и актуализации приоритетных направлений двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия.

Разработан  и принят в соответствии с резолюцией Совета Министров Союзного государства от 17 ноября 2008 года № 3 примерный Перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации, который  ежегодно обновляется и дополняется.

Осуществляется подготовка проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области охраны интеллектуальной собственности.

Ведется работа по формированию интегрированной белорусско-российской системы экспертизы научно-технологических и инновационных проектов, представляющих взаимный интерес.

Участники семинара с особым удовлетворением отмечают целенаправленные усилия Парламентского Собрания, его комиссий по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, приданию динамизма в работе по подготовке программных разработок и достижению результативности при выполнении союзных проектов.

Вместе с тем возможности развития сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, создания конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации программ Союзного государства не были реализованы в полной мере.

Во многом это связано с разрозненностью нормативных правовых актов Беларуси и России, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. Отсутствует единая система правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций.

Не определены принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, прежде всего вопросы распределения прав собственности на результаты исследований и разработок.

Низкая капитализация инновационных организаций вызывает трудности при получении банковских кредитов, поскольку у них обычно отсутствует ликвидное обеспечение, обладающее определенной стоимостью и потенциально способное быть оперативно реализованным в случае необходимости удовлетворения требований банка.

Отсутствуют механизмы венчурного финансирования совместных белоруско-российских инновационных программ и проектов, российские венчурные организации не имеют права осуществлять венчурное финансирование белорусских проектов, в Беларуси нет венчурных организаций.

Процесс формирования научно-технических программ остается забюрократизированным, что не позволяет оперативно реагировать на требования и вызовы глобальной конкуренции.

Отсутствует порядок отбора и формирования конкретных небольших инновационных проектов, имеющих интеграционную составляющую.
Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований.

Открытой остается проблема передачи (трансфера) в промышленный сектор знаний и технологий, разработанных государственными научно-исследовательскими организациями и университетами.

Не решены вопросы собственности как на хозяйственные объекты, создаваемые в рамках программ Союзного государства, так и на объекты интеллектуальной собственности.

По результатам обсуждения поставленных проблем и в целях содействия укреплению научно-технического и инновационного взаимодействия Беларуси и России участники семинара полагают возможным предложить правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации и органам Союзного государства следующие рекомендации.

Для перехода на инновационный путь развития нужна активная комплексная инновационная политика Союзного государства, включающая разработку научно-технических программ на базе консолидации высокоразвитого потенциала сфер производства, науки, образования. Назрела настоятельная необходимость организации в Союзном государстве полномасштабной инновационной системы. Необходим переход на качественно новый уровень отношений – как между исследователями, так и между государственными и производственными структурами.

С целью создания организационной основы координации действий по научно-техническому и инновационному развитию государств – участников изучить целесообразность формирования межгосударственных исполнительных органов, компактных, но обладающих серьезными прогнозно-аналитическими, экспертными возможностями.

Для создания единого научно-технического и инновационного пространства, объединяющего национальные ресурсы государств – участников и обеспечивающего устойчивое и системное развитие экономик Беларуси и России, рассмотреть вопрос о целесообразности разработки целевой программы инновационного сотрудничества государств – участников Союзного государства на долгосрочный период.

В целях совершенствования нормативного правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности:

  • активизировать работу по гармонизации системы нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности государств – участников с учетом принципов регулирования современных международно-правовых отношений;
  • ускорить подготовку проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации в области охраны интеллектуальной деятельности.

Продолжить работу по определению и актуализации приоритетных направлений двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия, а также Перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации.

Приоритет должен быть отдан прорывным проектам, выходящим на беспрецедентные решения, имеющим существенную значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада, отличающихся принципиальной новизной и взаимосвязанностью проектов, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений.

Разработать порядок отбора инновационных совместных проектов, увязанных с приоритетными направлениями научно-технической деятельности Союзного государства.

С целью недопущения распыления финансовых средств сконцентрировать их на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект, направленных на обеспечение национальной безопасности государств – участников.

В качестве источников финансирования инновационных программ и проектов необходимо выработать механизмы внебюджетного, в том числе венчурного финансирования с использованием принципов государственно-частного партнерства.

Ускорить разработку нормативно-правовой базы по учету, оценке активов и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства.

Необходимо усилить деятельность по трансферу технологий от государственных НИИ и университетов, а также активизировать участие бизнес-сектора в идентификации и установлении приоритетов исследований, финансируе¬мых из государственного бюджета и софинансировании такой деятельности. С этой целью необходимо создать:

  • единую сеть трансфера технологий на базе Российской сети трансфера технологий (http://www.rttn.ru) и Сети Республиканского центра трансфера технологий (http://ictt.by) путем формирования, прежде всего, единой базы данных технологических запросов/предложений;
  • единый портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса на базе российского Портала информационной поддержки малого и среднего бизнеса www.subcontract.ru;
  • белорусско-российский венчурный фонд для финансирования венчурных программ и проектов в рамках Союзного государства.

Активизировать работу по формированию интегрированной белорусско-российской системы экспертизы научно-технологических и инновационных проектов, представляющих взаимный интерес.

Проработать вопрос о целесообразности и возможности привлечения научных центров и производственных объединений стран-членов СНГ к инновационным проектам Союзного государства в тех сферах, где их сотрудничество способно ускорить процесс выработки и внедрения инноваций, что особенно актуально в условиях создания Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС.

В целях повышения эффективности координации работ по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, обеспечения расширения сфер взаимодействия белорусских и российских ученых активизировать работу Российско-Белорусской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства и Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

В целях повышения эффективности информационно-аналитического сопровождения инновационного взаимодействия Беларуси и России считать целесообразным формирование единой электронной библиотеки инновационных публикаций, включая кандидатские и докторские диссертации, в качестве единого информационного центра для всех участников инновационной деятельности Союзного государства.

Участники семинара выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по итогам работы семинара, будут способствовать активизации и повышению эффективности взаимодействия Беларуси и России в научно-технической и инновационной сферах, направленного на обеспечение национальной безопасности и социально-экономического развития государств – участников Союзного государства.


© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь