Рекомендации семинара

Двадцать четвертое  заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему "Безопасность информационного пространства Союзного государства"

г. Гродно, 18 – 19 мая 2011 года


Участники двадцать четвертого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Безопасность информационного пространства Союзного государства» (18 – 19 мая 2011 года, г. Гродно), исходят из того, что защита национальных интересов Беларуси и России в информационной сфере, обеспечение информационной безопасности Союзного государства были и остаются жизненно важными направлениями союзного строительства. Согласованная совместная деятельность наших государств в обеспечении безопасности общего информационного пространства приобретает особое значение для углубления интеграционных процессов, во многом определяет успехи Союзного государства на международной арене.

По мнению участников семинара, формирование единого информационного пространства Союзного государства отвечает жизненно важным интересам Беларуси и России.

Участники семинара отмечают, что информационное пространство государств – участников Союзного государства в настоящее время бурно развивается, создаются информационно-телекоммуникационные структуры, развиваются сети мобильной связи, телевидение и другие составляющие информационной инфраструктуры, обеспечивающие обмен как внутри страны, так и с источниками информации за рубежом. Все больше становится пользователей сети Интернет. Появились официальные интернет-представительства органов государственной власти. Всё это позволяет постоянно расширять возможности граждан по реализации их прав на получение и распространение информации, что является гарантией развития личности и общества, совершенствования государственного механизма.

Безусловным достижением в деле создания единого информационного пространства Союзного государства является то, что в Союзном государстве сложилась и успешно функционирует развитая информационная инфраструктура. Она включает союзные СМИ (Телерадиовещательная организация Союзного государства, газеты «Союзное вече», «СОЮЗ. Беларусь – Россия», «Лад», журнал «Союзное государство», сайт Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, информационно-аналитический портал Союзного государства и интернет-газета «Время Союза»), а также их информационных партнеров (ГУ «Национальный пресс-центр Республики Беларусь», РУП «Международный центр интеграционной информации. Общественный пресс-центр Дома прессы», ЗАО «РБК СОФТ» и другие). Кроме того, в нее входят активно сотрудничающие с союзными СМИ центральные российские («Российская газета», «Литературная газета», журнал «Российская Федерация сегодня», радиостанции «Маяк» и «Голос России», информационные агентства «РИА Новости», «РосБизнесКонсалтинг») и белорусские (газеты «Советская Белоруссия», «Народная газета», «Звязда», «Белорусская нива», Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА), Национальная государственная телерадиокомпания Республики Беларусь),  средства массовой информации.

Союзная тематика регулярно освещается региональными печатными и электронными СМИ Беларуси, а также средствами массовой информации Смоленской, Калининградской, Брянской, Липецкой и других областей России.

Участники семинара констатируют, что в сфере информационной безопасности государств-участников разработаны и приняты основополагающие документы, позволяющие адекватно реагировать на информационные вызовы и угрозы и противодействовать им, целенаправленно осуществлять согласованные практические меры в области безопасности информационного пространства Союзного государства.

Однако участники семинара выражают озабоченность тем, что в условиях интенсивного внедрения информационных технологий в различные сферы деятельности личности, общества и государства,  широкого применения открытых информационно-телекоммуникационных систем, интеграции информационных систем наших государств в международные информационные системы повышается вероятность применения информационного оружия против Беларуси и России и информационной инфраструктуры Союзного государства.

С учетом состоявшегося обмена мнениями участники семинара  выработали следующие рекомендации, реализация которых способствовала бы укреплению информационной безопасности Союзного государства.

Участники семинара констатируют, что укрепление и развитие общего информационного пространства Республики Беларусь и Российской Федерации и на этой основе формирование единого информационного пространства Союзного государства были и остаются одной из стратегических задач союзного строительства.

Общую научно-практическую базу для решения этих стратегических задач составляют положения действующих концепций национальной безопасности государств-участников, где информационная безопасность рассматривается как необходимое условие реализации национальных интересов и обеспечения безопасности Беларуси и России.

В интересах создания единой методологической основы совершенствования законодательства государств-участников и формирования нормативно-правовой базы Союзного государства в сфере информационной безопасности участники семинара считают целесообразным обратиться к Государственному секретариату Совета безопасности Республики Беларусь и Аппарату Совета Безопасности Российской Федерации с предложением разработать в 2011 году проект Концепции безопасности Союзного государства для последующего рассмотрения и утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства.

К работе предполагается привлечь профильные комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, комитеты (комиссии) палат Федерального Собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь, научные и образовательные учреждения. Необходимо провести сравнительно-правовой анализ положений действующих актов законодательства Беларуси и России в области безопасности в информационной сфере и на этой основе:

  • подготовить проект закона Республики Беларусь «О безопасности»;
  • сформировать соответствующий раздел в проект Концепции безопасности Союзного государства;
  • изучить вопрос о целесообразности разработки проектов Доктрины и Стратегии информационной безопасности Союзного государства.

Приоритетными направлениями обеспечения безопасности личности, общества, государств-участников и Союзного государства в информационной сфере участники семинара рассматривают:

  • совершенствование в государствах-участниках единой информационной структуры с целью создания общего информационного пространства;
  • ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение;
  • унификацию средств поиска, сбора, хранения, обработки, анализа и защиты информации с учетом вхождения государств-участников в глобальную информационную инфраструктуру;
  • установление в государствах-участниках необходимого баланса между потребностью в свободном обмене информации и допустимыми ограничениями в ее распространении;
  • создание совместных информационных структур для формирования благоприятного общественного мнения в государствах-участниках, странах СНГ и других зарубежных государствах по отношению к Союзному государству, содействия росту его международного авторитета;
  • защиту в государствах-участниках на основе единой научно-технической политики государственного информационного ресурса и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, прежде всего в органах государственной власти, оборонном комплексе, кредитно-финансовой сфере, в области управления критическими технологиями с учетом обеспечения необходимых мер противодействия угрозам, в том числе угрозе возможного применения информационного оружия;
  • выявление реальных, а также прогнозируемых потенциальных угроз безопасности Союзного государства и государств-участников в информационной сфере, разработка механизмов и средств защиты от этих угроз, а также противодействие им;
  • осуществление государствами – участниками Союзного государства противодействия целенаправленному негативному информационному воздействию на органы власти и население государств-участников со стороны третьих стран, а также со стороны некоторых национальных средств массовой информации;
  • осуществление государствами-участниками государственного контроля за разработкой, созданием, развитием и использованием, экспортом и импортом средств защиты информации путем их обязательной сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;
  • проведение государствами – участниками Союзного государства протекционистской политики в отношении отечественных производителей средств связи, информатизации и защиты информации; защиту внутреннего рынка Союзного государства от проникновения некачественных средств связи, информатизации и информационных продуктов;
  • принятие государствами-участниками мер противодействия информационной экспансии зарубежных стран, а также по поддержке международных соглашений, регулирующих на равноправной основе мировой информационный обмен;
  • осуществление взаимодействия специальных служб государств-участников в обеспечении защиты межгосударственных секретов и сведений, составляющих государственную тайну, а также противодействие преступлениям в информационной сфере.

В рамках реализации приоритетных направлений обеспечения безопасности информационного пространства Союзного государства участники семинара считают необходимым рекомендовать уполномоченным министерствам и ведомствам Беларуси и России осуществлять постоянный мониторинг существующих и прогнозирование новых вызовов и угроз в информационной сфере Союзного государства, вести поиск и применять на практике новые приемы и способы противодействия информационным угрозам политического, преступного и террористического характера.

При этом необходимо уделять особое внимание активному проведению мероприятий по защите населения Беларуси и России от негативного информационно-психологического воздействия со стороны третьих стран и деструктивных организаций.

В целях принятия согласованных и адекватных мер по предотвращению и нейтрализации вызовов и угроз национальным интересам государств-участников и безопасности Союзного государства в информационной сфере считать актуальными вопросы совершенствования межгосударственной координации усилий в этой области, а также дальнейшего развития взаимодействия законодательных и исполнительных органов власти Беларуси и России, реализующих свои полномочия в сфере информационной безопасности.
Важно принять меры к созданию межгосударственных органов саморегулирования, в том числе органов по разрешению споров в сфере СМИ (например, Межгосударственного совета по СМИ).

Предлагается Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России во взаимодействии с другими органами Союзного государства, с профильными комитетами (комиссиями) палат Федерального Собрания Российской Федерации, Национального собрания Республики Беларусь и заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России проводить согласованную работу по упреждающему нормативно-правовому обеспечению деятельности государств-участников по вопросам безопасности информационного пространства Союзного государства.

Необходимо осуществлять мониторинг международного и национального законодательства по вопросам информационной безопасности Союзного государства, проводить анализ действующих договоров, соглашений Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере информационной безопасности, разработать согласованный перечень нормативных правовых актов государств – участников Союзного государства в области информационной безопасности, подлежащих разработке и унификации, обеспечить их принятие (ратификацию).

Продолжить практику совершенствования правового обеспечения процессов формирования общего информационного пространства в рамках Союзного государства. Заинтересованным министерствам и ведомствам Беларуси и России, органам Союзного государства принять необходимые меры по скорейшему подписанию и введению в действие межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области телерадиовещания и печати.

Принять меры по дальнейшему совершенствованию законодательства о СМИ в Беларуси и России (в частности, в Беларуси необходимо разработать и принять законы «О праве на информацию», «О защите несовершеннолетних от негативного влияния массовой информации»; прописать в Законе Республики Беларусь «О средствах массовой информации» механизм реализации права журналиста на получение информации; усовершенствовать механизм реализации права на распространение информации).

Создать группу специалистов в области информационного права для проведения исследовательской работы в области СМИ (проведение сравнительно-правового анализа всего комплекса законодательных актов в сфере массовой информации, в том числе СМИ, Интернета, в области информатизации, рекламы, авторского права, законодательных актов, касающихся прав человека; выработка рекомендаций по совершенствованию национального законодательства в сфере массовой информации, СМИ, других правовых решений; разработка мер по унификации отдельных правовых норм, нормативных правовых актов).

Разработать общие правила аккредитации журналистов (в виде рекомендаций или типового положения).

Рассмотреть вопрос о создании Единого реестра данных правовой информации Союзного государства в целях осуществления инвентаризации правовых документов Союза Беларуси и России и обеспечения обмена правовой информацией.

Участники семинара отмечают, что важнейшим механизмом повышения безопасности информационного пространства является государственно-правовое регулирование деятельности субъектов информационного обмена и рынка информационных услуг. Основой такого регулирования являются законодательное обеспечение прав участников информационного обмена и определение степени их ответственности за возникновение чрезвычайных ситуаций.

Участники семинара считают целесообразным предложить Совету Министров Союзного государства рассмотреть возможность разработки механизма, обеспечивающего защиту журналистов от влияния на их гражданскую позицию властных структур, а также защиту граждан Союзного государства от одностороннего или искаженного освещения в СМИ интеграционных процессов, происходящих в Союзном государстве. Такой эффективный механизм может быть выработан совместными усилиями журналистов и руководства СМИ Союзного государства, органов исполнительной и законодательной власти.

Заинтересованным министерствам и ведомствам Беларуси и России принять исчерпывающие меры по реализации программ Союзного государства по совершенствованию системы защиты общих информационных ресурсов в интересах стабильного функционирования национальных информационных и телекоммуникационных систем, в том числе критически важных.

Предусмотреть при этом мероприятия по постоянному повышению квалификации пользователей в области информатики, повышение квалификации разработчиков, экспертов и обслуживающего персонала информационных систем.

Считать одним из направлений обеспечения безопасности информационного пространства Союзного государства активное и согласованное участие Беларуси и России в формировании и совершенствовании мировой и региональных систем международной информационной безопасности.

Наращивать активность совместной практической работы внешнеполитических ведомств, а также парламентских органов Республики Беларусь и Российской Федерации по обеспечению международной информационной безопасности Союзного государства.

Целенаправленно и инициативно отстаивать и продвигать интересы Республики Беларусь и Российской Федерации в информационной сфере при реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2010 – 2013 годы».

Практиковать инициирование совместных предложений по обеспечению международной информационной безопасности на пространстве СНГ, а также в европейских и межрегиональных парламентских структурах, членами которых являются законодательные органы Республики Беларусь и Российской Федерации.

Признать положительной сложившуюся в МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС и ПА ОДКБ практику формирования модельных законодательных актов и рекомендаций по гармонизации национального законодательства государств-участников по вопросам информационной безопасности.

Предложить Научно-консультативному совету Парламентского Собрания провести анализ степени реализации в законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь модельных законов МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС и ПА ОДКБ по вопросам информационной безопасности. По результатам анализа информировать комиссии Парламентского Собрания, профильные комитеты (комиссии) национальных парламентов.

Активизировать взаимодействие комиссий Парламентского Собрания с профильными комиссиями МПА СНГ, МПА ЕврАзЭС и ПА ОДКБ по вопросам информационной безопасности.
Привлечь внимание профильных комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, комитетов (комиссий) палат Федерального Собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь, органов Союзного государства, Советов безопасности, министерств и ведомств Беларуси и России к решению актуальных проблем в обеспечении информационной безопасности государств-участников в процессе создания Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан.
Участники семинара предлагают активизировать информационное противоборство с оппонентами союзного строительства, используя при этом все возможности, предоставляемые современными информационными технологиями.

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России, другим органам Союзного государства во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России постоянно проводить информационную поддержку мероприятий по формированию положительного имиджа Союзного государства в международном сообществе.
Повысить активность национальных и союзных (Телерадиовещательная организация Союзного государства, газеты «Союзное вече» и «СОЮЗ. Беларусь – Россия», журнал «Союзное государство») средств массовой информации в объективном освещении вопросов информационной безопасности Союзного государства.
Комиссиям Парламентского Собрания изучить возможность создания при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России научно-исследовательского учреждения для проведения и координации работ по оценке, прогнозированию и упреждению угроз Союзному государству в информационной и гуманитарной сферах; по выработке мер воздействия на общественное мнение в интересах целостности Союзного государства; по пропаганде Союзного государства как фактора роста благосостояния народов Беларуси и России.

Участники семинара отмечают, что комплексное рассмотрение методологических, гуманитарных, нормативно-правовых, организационно-технических, технологических и других аспектов информационной безопасности позволяет считать эффективной и перспективной практику совместного проведения мероприятий по вопросам обеспечения информационной безопасности в Союзном государстве.

Считать целесообразным проведение совместных мероприятий Союзного государства в информационной сфере и в последующие годы.

Предложить Постоянному Комитету Союзного государства и Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России совместно проработать вопрос о проведении начиная с 2012 года комплекса мероприятий в области информационной безопасности в формате союзного форума «Безопасность информационного пространства Союзного государства».


© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь