Рекомендации семинара

Двадцать пятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему " Проблемы и приоритеты охраны окружающей среды, экологического образования и воспитания в Союзном государстве"

г. Самара, 21 – 23 июня 2011 года


Обсудив проблемы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, экологического образования и воспитания в Союзном государстве, участники семинара выработали следующие предложения и рекомендации:

1. Считать охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Союзном государстве приоритетным направлением модернизации и инновационного развития наших государств в целях реализации национальных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации в современных условиях. Рассматривать это направление как непременное условие повышения качества жизни населения Беларуси и России, развития интеграционных процессов в различных сферах жизнедеятельности наших стран для решения общих проблем Беларуси и России в плане охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф на территориях государств – участников Союзного государства.

2. Предложить Постоянному Комитету и отраслевым органам Союзного государства совместно с профильными комиссиями и Научно-консультативным советом Парламентского Собрания, министерствами и ведомствами Беларуси и России провести в 2011 году анализ исполнения Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства по различным направлениям.

Подготовить предложения о целесообразности разработки проекта новой пятилетней Программы действий Республики Беларусь и Российской Федерации по завершению создания Союзного государства на период 2013 – 2017 годов для рассмотрения на заседании Совета Министров Союзного государства в первом полугодии 2012 года на основе результатов анализа и с учетом существующей и прогнозируемой ситуации в союзном строительстве.

Внести в Совет Министров Союзного государства предложение организовать разработку проекта данной программы и в четвертом квартале 2012 года, после одобрения проекта представить его в Высший Государственный Совет Союзного государства.

3. Внести предложение Совету Министров Союзного государства о разработке совместной энергетической стратегии Союзного государства, переходе на новейшие инновационные технологии, обеспечивающие создание экологически безопасной энергетики, в том числе атомной.

4. Предложить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерству здравоохранения Республики Беларусь ускорить разработку проекта совместной союзной программы по лечению и реабилитации граждан России и Беларуси, проживающих в регионах, наиболее пострадавших от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с последующим внесением предложения на рассмотрение Совета Министров Союзного государства.

5. МЧС России и МЧС Беларуси в проекте Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2012 – 2016 годы предусмотреть финансирование работ по актуализации медико-дозиметрических и радиоэкологических банков данных Единого чернобыльского регистра России и Беларуси.

6. Расширять совместные исследования научных и образовательных организаций России и Беларуси в области мониторинга социально-экологической ситуации в районах, испытывающих влияние последствий чернобыльской катастрофы, а также в области процедуры общественного участия в принятии и реализации экологически значимых решений.

7. Предложить Министерству лесного хозяйства Республики Беларусь и Федеральному агентству лесного хозяйства разработать стратегию развития лесного комплекса Союзного государства в целях устойчивого развития сельских и лесных территорий с уменьшением антропогенной нагрузки, развития транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуры на основе научно обоснованной комплексной оценки экологического состояния и хозяйственной емкости базовых природных комплексов.

Рекомендовать Федеральному агентству лесного хозяйства Российской Федерации внести в проект Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2012-2015 годы предложение о разработке научной концепции, нормативно-правовой базы, проекта организации и механизма финансирования опытного лесного хозяйства (лесничества) под эгидой Рослесхоза в зонах отселения и отчуждения Брянской области в целях реабилитации этих территорий.

8. Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий совместно с Комиссией Парламентского Собрания по безопасности, обороне и борьбе с преступностью обратиться в Президиум Российской академии наук и Президиум Национальной академии наук Беларуси с предложением информировать Парламентское Собрание о результатах исследований в области изменения климата, в том числе полученных в рамках реализации союзных программ, и о его влиянии на развитие Беларуси и России.

Рассмотреть на совместном расширенном заседании указанных комиссий с участием ведущих ученых РАН и НАН Беларуси, членов Научно-консультативного совета Парламентского Собрания и ведущих специалистов России и Беларуси обобщенные данные исследований в первом квартале 2012 года с целью выработки позиции Парламентского Собрания по этому вопросу.

9. В связи с образованием Таможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана рассматривать Республику Казахстан как стратегического участника решения проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на территории Таможенного союза.

Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий инициировать налаживание деловых связей с профильными комитетами (комиссиями) палат Парламента Республики Казахстан по вопросам гармонизации, сближения и унификации экологического законодательства государств – участников Таможенного союза.

Предложить научно-исследовательским структурам Беларуси и России экологического профиля во взаимодействии (на контрактной основе) с аналогичными учреждениями Республики Казахстан провести комплекс исследований по состоянию и развитию экологической ситуации в республике и ее влиянии на экологическую обстановку на территориях государств – участников Таможенного союза.

10. Участники семинара констатируют, что общую научно-практическую базу для обеспечения экологической безопасности, экологического образования и воспитания в Союзном государстве составляют положения действующих концепций национальной безопасности государств-участников, где информационная безопасность рассматривается как необходимое условие реализации национальных интересов и обеспечения безопасности Беларуси и России.

Предложить Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий во взаимодействии с профильными комитетами (комиссиями) палат Федерального Собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь, органами Союзного государства, научными и образовательными учреждениями провести сравнительно-правовой анализ положений действующих актов законодательства Беларуси и России в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Союзном государстве и на этой основе:

  • сформировать и внести соответствующий раздел в проект Концепции безопасности Союзного государства;
  • изучить вопрос о целесообразности разработки проектов Доктрины и стратегии экологической безопасности Союзного государства.

11. Приоритетными направлениями обеспечения безопасности личности, населения Беларуси и России, государств-участников и Союзного государства в целом в экологической сфере участники семинара рассматривают:

  • взаимодействие Беларуси и России в разработке методов выявления, оценки и прогнозирования экологических угроз, оперативной выработке и реализации мер по их предупреждению;
  • повышение в государствах – участниках Союзного государства степени экологической безопасности производственных и иных технологий, связанных с захоронением и утилизацией промышленных и бытовых отходов;
  • проведение согласованного комплекса мер с целью своевременного выявления и предотвращения факторов, могущих вызвать техногенные катастрофы и чрезвычайные ситуации;
  • обеспечение радиационной безопасности на территориях государств-участников, в первую очередь в зонах «чернобыльского загрязнения» и расположения АЭС на территориях Беларуси и России;
  • создание и развитие системы контроля за перемещением по территориям государств-участников ядерных материалов, источников радиоактивного излучения, сильнодействующих, ядовитых веществ и опасных отходов;
  • формирование государствами – участниками Союзного государства унифицированного природоохранного законодательства, развитие правовой основы обеспечения экологической безопасности;
  • формирование унифицированной системы экологического образования и воспитания, адаптированной для различных возрастных, профессиональных и региональных групп населения Беларуси и России.

12. В целях принятия согласованных и адекватных мер по предотвращению и нейтрализации вызовов и угроз национальным интересам государств-участников и безопасности Союзного государства в экологической сфере считать актуальными вопросы совершенствования межгосударственной координации усилий в этой области, а также дальнейшего развития взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти Беларуси и России, реализующих свои полномочия в сфере экологической безопасности.

13. Предложить Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России во взаимодействии с другими органами Союзного государства, профильными комитетами (комиссиями) палат Федерального Собрания Российской Федерации, Национального собрания Республики Беларусь и заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России проводить согласованную работу по упреждающему нормативно-правовому обеспечению деятельности государств-участников по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Союзного государства.

Осуществлять мониторинг международного и национального законодательства по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В целях инвентаризации правовых документов Беларуси и России и обеспечения обмена правовой информацией по охране окружающей среды и экологической безопасности рассмотреть вопрос о создании единого реестра данных правовой информации Союзного государства по данному направлению.

Провести анализ действующих договоров, соглашений Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, разработать согласованный перечень нормативных правовых актов государств – участников Союзного государства в этой области, подлежащих разработке и унификации, и представить их на рассмотрение в установленном порядке.

14. Заинтересованным министерствам и ведомствам Беларуси и России принять исчерпывающие меры по реализации программ Союзного государства природоохранной и экологической направленности.

15. Считать одним из важных направлений деятельности государств – участников Союзного государства активное и согласованное участие Беларуси и России в формировании и совершенствовании мировой и региональных систем экологической безопасности.

Наращивать активность совместной практической работы внешнеполитических ведомств, а также парламентских органов Республики Беларусь и Российской Федерации по обеспечению международной экологической безопасности в интересах Союзного государства.

Практиковать инициирование совместных предложений по обеспечению международной экологической безопасности на пространстве СНГ, а также в европейских и межрегиональных парламентских структурах, членами которых являются законодательные органы Республики Беларусь и Российской Федерации.

16. Признать положительной сложившуюся в МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС практику формирования модельных законодательных актов и рекомендаций по гармонизации национального законодательства государств-участников по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Предложить Научно-консультативному совету Парламентского Собрания провести анализ модельного закона «О стратегической экологической оценке», приложений к проекту новой редакции Конвенции об экологической безопасности, принятых (рассмотренных) МПА СНГ 16 мая 2011 года, с целью определения целесообразности их реализации в законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь. По результатам анализа информировать комиссии Парламентского Собрания, профильные комитеты (комиссии) национальных парламентов.

Активизировать взаимодействие комиссий Парламентского Собрания с профильными комиссиями МПА СНГ и МПА ЕврАзЭС по вопросам информационной безопасности.

17. Активизировать информационное обеспечение совместной работы Беларуси и России по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, экологическому образованию и воспитанию в Союзном государстве, используя при этом все возможности, предоставляемые современными информационными технологиями.

Повысить активность национальных и союзных средств массовой информации (Телерадиовещательная организация Союзного государства, журнал «Союзное государство», газеты «Союзное вече» и «СОЮЗ. Беларусь – Россия») в объективном освещении вопросов охраны окружающей среды, экологической безопасности Союзного государства.

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь