Рекомендации семинара

Двадцать восьмое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании  Союза Беларуси и России на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы формирования и исполнения бюджета Союзного государства»

г. Краснодар, 14 – 15 июня  2012 года


14 – 15 июня  2012 года в г. Краснодаре  состоялось двадцать восьмое  заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании  Союза Беларуси и России на тему «Совершенствование нормативно-правовой базы формирования и исполнения бюджета Союзного государства». В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ответственные должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства и Секретариата Парламентского Собрания, представители органов исполнительной и законодательной власти обеих стран, научной общественности, средств массовой информации.

Участники семинара констатировали, что, несмотря на определенные трудности, связанные с постепенным созданием и усовершенствованием нормативно-правовой базы, бюджетный процесс в Союзном государстве стадию становления прошел в целом успешно. Более того, основные механизмы бюджетного процесса сложились и отражают реально достигнутый уровень интеграции в рамках Союзного государства, что позволяет через функционирование союзных программ и мероприятий достигать поставленных в решениях органов Союзного государства целей.

Так, с 1998 года бюджет Союзного государства увеличился более чем  в  девять  раз  и составил в 2011 году около 5,5 миллиардов российских рублей,  став важным инструментом укрепления межведомственных и межотраслевых белорусско-российских связей, а также культурных и общественных контактов. Уровень исполнения бюджета в последние годы достиг достаточно высоких показателей: наполнение доходной части составляет более 100 процентов, а исполнение расходной части – около 95 процентов от запланированных объемов.

За счет средств бюджета Союзного государства осуществляется финансирование военно-технического сотрудничества и совместной правоохранительной деятельности, реализуются важные для обеих стран программы в областях промышленности и информатики, охраны окружающей среды, образования и культуры, в социальной сфере. Значительные средства бюджета использовались на финансирование  мероприятий  по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, а также на развитие союзных средств массовой информации.

В настоящее время регулирование бюджетного процесса осуществляется путем  применения около десяти нормативных правовых актов различной юридической силы. В  качестве основной задачи совершенствования бюджетного процесса можно рассматривать дальнейшее развитие нормативно-правовой базы его регулирования с отражением положений вступивших в силу актов Союзного государства и проявивших на практике свою эффективность механизмов исполнения бюджета. Требуется также введение новых  дополнительных механизмов пополнения доходной части бюджета и повышение эффективности процедуры отбора и подготовки  программ и мероприятий Союзного государства.

Вместе с тем работа по этим направлениям на протяжении ряда последних лет, как и подготовка новой редакции Порядка формировании и исполнения бюджета Союзного государства, до настоящего времени не завершены.

Вступление в силу Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства требует внесения соответствующих  дополнений в Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, так как делает актуальными проблемы ее использования при формировании доходной части бюджета и ее содержания в случае необходимости за счет расходной части союзного бюджета. До настоящего времени, однако, не решена даже проблема ее учета. До сих пор не определен орган управления Союзного государства, уполномоченный Советом Министров Союзного государства на ведение Реестра имущества Союзного государства в соответствии со статьей 6 указанного Соглашения. Отсутствие системы учета данного имущества создает, как отмечают контрольные органы, предпосылки его утраты для Союзного государства.

Вместе с тем в ходе исполнения бюджета проявились недостатки, устранение которых позволило бы более эффективно использовать средства бюджета Союзного государства. По итогам проведения в 2010 году семинара на тему «О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства», а еще ранее, в 2008 году, семинара на тему «Об эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства», многие проблемы были обозначены, и были подготовлены рекомендации, направленные на их устранение или  на выработку подходов к их устранению.

Многие из этих рекомендаций и предложений продолжают до сих пор  лишь обсуждаться,  а некоторые из них остались без должного внимания. По некоторым из них Постоянным Комитетом сделаны предложения по изменениям и дополнениям действующего Порядка, но они находятся на согласовании в Министерстве финансов Российской Федерации с 2008 года, хотя и поддержаны всеми другими заинтересованными министерствами и ведомствами государств-участников.

Незавершенность разработки и отсутствие утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства  ряда нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование союзных органов и правовой статус  должностных лиц их аппаратов,  порождают затруднения в их работе и ежегодно вызывают замечания контрольных органов о необходимости уточнения их полномочий при принятии решений и использовании бюджетных средств.

Придавая большое значение организации бюджетного процесса для строительства Союзного государства и необходимости дальнейшего развития нормативно-правовой базы в сфере бюджетных правоотношений, участники семинара считают необходимым учесть в новой редакции Порядка уже выработанные на предшествующих семинарах по данной тематике в 2008 и 2010 годах, а также новые предложения:

  • утверждение Советом Министров положений о порядке проведения ежегодно проводимых мероприятий;
  • рассмотрение итогов выполнения (завершения) программ с учетом заключения контрольных органов Союзного государства;
  • рассмотрение ежегодных отчетов об исполнении бюджета Союзного государства совместно с аналитическими отчетами государственных заказчиков - координаторов о результатах выполнения программ Союзного государства, реализация которых завершилась в течение отчетного периода, и об использования объектов созданной собственности Союзного государства;
  • заслушивание в третьем квартале финансового года государственных заказчиков-координаторов в случае освоения в ходе выполнения соответствующих программ Союзного государства  менее 50 процентов выделенных в первом  полугодии бюджетных средств;
  • положения о механизме финансирования деятельности учреждений Союзного государства;
  • целесообразность уточнения порядка утверждения смет на проведение мероприятий Союзного государства, а также иные выработанные при проведении семинаров предложения, касающиеся: использования и содержания в случае необходимости объектов, созданных в процессе реализации союзных программ; изменений и дополнений с учетом состоявшихся изменений в законодательстве государств-участников, регулирующем национальные бюджетные процессы.

С целью повышения роли Парламентского Собрания как органа Союзного государства, выполняющего представительные и законодательные  функции Парламента Союзного государства, и дальнейшего развития и совершенствования нормативно-правовой базы Союзного государства в области бюджетных  и иных правоотношений в Союзном государстве, предложить Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту совместно с Отделением по вопросам государственного строительства и права научно-консультативного Совета Парламентского Собрания разработать предложения об активизации нормотворческой деятельности Парламентского Собрания и с этой целью:

  • проанализировать систему нормативных правовых актов Союзного государства и подготовить предложения по её развитию путем принятия актов более высокого правового уровня;
  • разработать и согласовать с профильными комитетами (комиссиями) палат парламентов государств-участников механизм межпарламентского согласования проектов нормативных правовых актов Союзного государства, а также проектов нормативных правовых актов государств-участников по вопросам, затрагивающим компетенцию Союзного государства;
  • подготовить дополнения в Регламент Парламентского Собрания, предусматривающие право комиссий Парламентского Собрания запрашивать и получать заключения профильных комитетов (комиссий) национальных парламентов на проекты законодательных актов Союзного государства, а также на проекты национальных законов в соответствии с профилем комиссии Парламентского Собрания;
  • разработать процедуру предварительного рассмотрения в Парламентском Собрании готовящихся в Евразийской Экономической Комиссии (далее – ЕЭК) актов на предмет их соответствия заключенным между Российской Федерацией и Республикой Беларусь договорам (соглашениям), а также нормативным правовым актам Союзного государства по запросам ЕЭК;
  • принять участие в деятельности совместной рабочей группы для подготовки предложений по регулированию правового статуса депутатов Парламентского Собрания России и Беларуси и должностных лиц аппаратов органов Союзного государства;

предложить Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам: 

  • с учетом рекомендаций Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту внести предложения о подготовке проектов нормативных правовых актов Союзного государства в области бюджетных правоотношений Союзного государства;


предложить Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:

  • с учетом рекомендаций Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту внести предложения о подготовке проектов нормативных правовых актов Союзного государства в области правоотношений по собственности Союзного государства.

Рекомендовать Совету Парламентского Собрания рассмотреть на очередном  заседании вопросы «О совершенствовании нормативно-правовой базы формирования и исполнения бюджета Союзного государства, учета союзной собственности и управления ею» и «О регулировании вопросов статуса и системе оплаты труда  должностных лиц Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России».

Обратить внимание Высшего Государственного Совета Союзного государства на то, что незавершенность разработки нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование союзных органов и правовой статус должностных лиц их аппаратов, порождает затруднения в их работе и замечания контрольных органов о необходимости уточнения  их полномочий при принятии решений и использовании бюджетных средств.

Обратить внимание Совета Министров Союзного государства на то:

  • что отсутствие полноценного  учета объектов собственности, материальных и интеллектуальных, создаваемых в ходе реализации программ и мероприятий Союзного государства, не позволяет должным образом обеспечить их сохранность и содержание, а также их использование в целях пополнения доходной части бюджета, что сдерживает развитие бюджетного процесса Союзного государства;
  • Рекомендовать Совету Министров Союзного государства:
  • рассмотреть на своем заседании в 2012 году вопрос «О практике  содержания и использования собственности Союзного государства, созданной и приобретенной за счет средств его бюджета» с целью  выработки решений, позволяющих приступить в 2012 году  к работе по инвентаризации и учету объектов союзной  собственности, и определить орган Союзного государства по ведению Реестра имущества Союзного государства в соответствии со статьей 6 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности Союзного государства;
  • в целях совершенствования подходов к формированию перечня актуальных научно-прикладных  программ Союзного государства рассмотреть вопрос о целесообразности образования Экспертной комиссии Союзного государства с участием вице-премьеров государств-участников и Государственного секретаря Союзного государства в качестве сопредседателей;
  • в целях содействия ускоренному созданию и применению инновационных технологий рассмотреть возможность введения такой формы российско-белорусского сотрудничества как проекты Союзного государства со сроками реализации до трех лет, процедура рассмотрения которых ограничена полугодовым сроком, и реализация которых осуществляется на основе положительного заключения экспертной комиссии;
  • осуществить разработку проекта  Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства на период 2013 – 2020 годы;
  • внести в 2012 году на рассмотрение Парламентского Собрания новую редакцию Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства.

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь