Рекомендации семинара

Тридцать второе заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства

на тему «Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы»

28 – 29 мая 2013 года, г. Тверь

В ходе семинара были всестороннее проанализированы состояние межрегионального сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, ключевые проблемы и перспективные направления его развития.

Участники семинара констатировали, что межрегиональное сотрудничество (определяемое как согласованные действия сторон в пределах компетенции, установленной национальным законодательством, и подразумевающее заключение и реализацию договоров и соглашений, необходимых для достижения экономического и социального прогресса регионов) является одной из важнейших составляющих экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. Оно отвечает идее формирования социально ориентированной, устойчивой и инновационной модели национальных экономик, способствует решению проблем повышения качества и уровня жизни населения на базе интеграционных процессов, выявляет новые резервы углубления экономической интеграции и формирования реально интегрированного социально-экономического пространства России и Беларуси.

Анализируя состояние межрегионального сотрудничества, участники семинара исходили из того, что основными целями и задачами межрегионального сотрудничества являются:

  • устойчивое социально-экономическое развитие регионов, повышение уровня жизни и благосостояния населения;
  • повышение эффективности использования производственной и социальной инфраструктуры регионов;
  • стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между участниками в сфере межрегионального сотрудничества;
  • создание условий для взаимодействия в области науки, культуры, образования;
  • упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения.

Межрегиональное сотрудничество Беларуси и России, базируясь на прочном институциональном фундаменте, достигло значительных успехов.

На сегодняшний день правовая база межрегионального сотрудничества насчитывает около 300 соглашений, договоров и протоколов двустороннего сотрудничества.
Для активизации торгово-экономического взаимодействия Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов Российской Федерации созданы и действуют более 30 двусторонних советов, комиссий, рабочих групп по межрегиональному сотрудничеству. Их деятельность позволяет оперативно принимать совместные решения по вопросам текущей деятельности и осуществлять координацию работы органов исполнительной власти и управления сторон, предприятий и организаций по реализации достигнутых двусторонних отношений.

По состоянию на 1 января 2013 года, в Беларуси работает 2,2 тысячи организаций с участием российского капитала, из них более 1,3 тысячи – совместные. В свою очередь на территории 39 субъектов Российской Федерации создано около 80 совместных с Беларусью сборочных производств. Кроме того, на российском рынке широко представлена дилерская сеть белорусских товаропроизводителей.

В то же время анализ положения дел в сфере межрегионального сотрудничества показывает наличие ряда проблем, снижающих его  эффективность. К ним относятся как проблемы общего характера (неравномерность социально-экономического развития регионов, недоработанность системы стратегического прогнозирования и пространственного планирования), так и недостатки в развитии самого института межрегионального сотрудничества.

К последним, в частности, относятся:
отсутствие четко сформулированных приоритетов, принципов и задач регионального сотрудничества;

  • отсутствие единых правовых, организационных, методологических подходов к вопросу развития межрегионального сотрудничества;
  • недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества правовой информацией, отсутствие интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов, о перспективных научно-технических разработках, отсутствие налаженного обмена данными о конъюнктуре рынков и ценах;
  • недостаточное развитие финансовых механизмов, которые служили бы привлечению инвестиций, развитию кооперационных связей;
  • необеспеченность равного доступа к кредитным ресурсам и осуществлению закупок для государственных нужд;
  • недостаточное число совместных производств и предприятий и российских товаропроводящих сетей на территории Республики Беларусь;
  • отсутствие четких устойчивых логистических схем при организации межрегионального товарообмена.
  • Также недостаточно использован потенциал развития межрегионального сотрудничества за счет реализации совместных программ и мероприятий с финансированием из бюджета Союзного государства.

В ходе состоявшейся дискуссии и обмена мнениями участники семинара пришли к выводу, что наиболее важными вопросами межрегионального сотрудничества России и Беларуси остаются:

  • совершенствование, гармонизация и унификация нормативно-правовой базы России и Беларуси с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
  • углубление и расширение торгово-экономических, научно-технических связей, фундаментальных и прикладных научных исследований, содействие разработке и реализации совместных инвестиционных проектов, способствующих эффективному развитию экономик обеих стран;
  • совместная инвестиционная деятельность по реконструкции и модернизации промышленных предприятий, расширение практики сдачи сельскохозяйственной и другой техники в лизинг;
  • финансирование важнейших программ межрегионального сотрудничества за счет средств бюджета Союзного государства;
  • взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;
  • сотрудничество в области внедрения наиболее передовых технологий в промышленности и сельском хозяйстве;
  • активизация работы государственных внешнеторговых представительств, а также региональных маркетинговых служб по продвижению товаров белорусских и, соответственно, российских производителей на основе прямых контактов, без посредников;
  • расширение товаропроводящих сетей предприятий-экспортеров на территориях обоих государств, создание единой информационной базы для совместного и более эффективного использования товаров;
  • создание интернет-сайтов по вопросам межрегионального сотрудничества;
  • сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда.

Подтвердив актуальность и многоплановость проблемы межрегионального сотрудничества, которая тесно связана с вопросами социально-экономического развития государств – участников Союзного государства, с миграционной, таможенной, внешнеэкономической политикой государств, и считая важнейшими задачами развития отношений между регионами наполнение имеющихся соглашений конкретным практическим содержанием в рамках подписанных протоколов и программ по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, а также дальнейшую работу по созданию многосторонней межгосударственной и национальной нормативно-правовой базы межрегионального сотрудничества, участники семинара полагают целесообразным предложить следующие рекомендации.

В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России и Совету Министров Союзного государства

1. Совместными усилиями:

  • активизировать работу по гармонизации и унификации законодательства России и Беларуси в гражданско-правовой, налоговой, таможенной, банковской, иммиграционной и других сферах с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
  • выработать меры государственной поддержки межрегионального сотрудничества, в том числе:
  • определить приоритетные направления и виды деятельности в области межрегионального сотрудничества;
  • обеспечить принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным видам сотрудничества;
  • обеспечить оказание организационной, методической, информационной помощи участникам межрегионального сотрудничества, в том числе в вопросах получения доступа к правовой и правоприменительной информации, включаемой в государственные информационно-правовые ресурсы государств-участников.
  • Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России

2. В целях активизации поиска правовых форм для дальнейшего развития разностороннего регионального сотрудничества между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными образованиями Республики Беларусь наладить взаимодействие с межпарламентской комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству.

3. Для целей разработки государственными органами обоих государств национальных актов (в том числе в сфере межрегионального сотрудничества) определить основные требования, предъявляемые к процессу унификации законодательства.

4. С учетом имеющихся возможностей организовать работу, направленную на определение тех проблем, с которыми сталкиваются субъекты двух государств при заключении и исполнении договоров о межрегиональном сотрудничестве, а также на определение направлений унификации и совершенствования законодательства с учетом выявленных проблем.

5. Рассмотреть возможность принятия актов по вопросам развития договорно-правовой базы и совершенствования национального законодательства государств-участников в целях развития межрегионального сотрудничества в Союзном государстве (рекомендации по вопросам заключения и исполнения соглашений в сфере межрегионального сотрудничества, типовые проекты подобных соглашений, предложения по унификации и совершенствованию национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сферах, затрагивающих различные аспекты межрегионального сотрудничества).

6. Депутатам Парламентского Собрания при обсуждении и принятии в палатах Национального собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации национальных законопроектов учитывать интересы Союзного государства в целях устранения барьеров, препятствующих осуществлению эффективного межрегионального сотрудничества.

7. Научно-консультативному совету Парламентского Собрания Союза Беларуси и России обеспечить научно-методическое сопровождение законодательного регулирования межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов).

В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России

8. Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства принять участие в подготовке согласованных предложений по отбору новых программ Союзного государства в сфере межрегионального сотрудничества, финансируемых из бюджета Союзного государства и направленных на обеспечение стратегического инновационного развития регионов обоих государств.

Правительству Российской Федерации и Совету Министров Республики Беларусь

9. В целях оказания содействия регионам России и Беларуси в создании благоприятных условий для развития экономического сотрудничества в рамках Союзного государства рассмотреть целесообразность подготовки соответствующих межгосударственных программ развития в сфере регионального сотрудничества, а также совместных проектов в научно-технической и инновационной сферах, в том числе в рамках программ Союзного государства;
принять меры для развития инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и так далее);
рассмотреть возможность осуществления совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, межрегиональных банков развития и других);
рассмотреть возможность финансовой поддержки органов местного управления и самоуправления, а также отдельных организаций, участвующих в осуществлении программ межрегионального сотрудничества (в первую очередь направленных на строительство дорог, способных обеспечить товаро- и пассажиропотоки, современные пункты оформления товаров, а также развитие инфраструктуры).

Федеральной службе государственной статистики и Национальному статистическому комитету Республики Беларусь

10. Рассмотреть вопрос о введении единой государственной статистической отчетности о деятельности регионов Беларуси и России в части осуществления торгово-экономического сотрудничества по видам и направлениям деятельности, а также по обобщению данных об экономической и о социальной эффективности проводимых в рамках партнерства совместных мероприятий.

В ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

Правительству Российской Федерации и Совету Министров Республики Беларусь

11. В целях усиления инновационной составляющей межрегионального сотрудничества:

  • проводить дальнейшую работу по государственной поддержке создания торгово-логистических центров, играющих важную роль в формировании эффективной товаропроводящей сети белорусских и российских предприятий. С учетом действующих субъектов товаропроводящей сети это позволит значительно увеличить товарооборот, в том числе за счет применения новых механизмов продвижения товаров, таких, как экспортная кооперация, внедрение современных информационно-технических ресурсов, транспортных и торгово-логистических технологий;
  • обеспечить расширение номенклатуры поставляемых товаров, в том числе за счет увеличения в двустороннем товарообороте доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, а также дальнейшего развития кооперационных связей;
  • принять специальный комплекс мер по стимулированию производственной кооперации, расширению участия субъектов хозяйствования одной стороны в региональных программах, реализуемых другой стороной;
  • содействовать проведению научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию и информационному взаимодействию приграничных территорий с использованием прогрессивных технологий.

Торгово-промышленным палатам России и Беларуси

12. Активизировать деятельность по укреплению делового сотрудничества (в том числе представителей малого и среднего бизнеса),  предусматривающую обеспечение информацией о конъюнктуре рынков, создание автоматизированной системы поиска партнеров по межрегиональным связям, поддержку товаропроизводителей регионов-партнеров, организацию торговых домов, выставок, ярмарок и рекламы товаров местного производства.

В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России и Совету Министров Союзного государства

13. В целях пропаганды реальных достижений межрегионального сотрудничества государств – участников Союзного государства:

  • способствовать распространению через средства массовой информации, в том числе теле- и радиопрограммы, опыта межрегионального сотрудничества, активизировать практику публикации материалов союзной печати в региональной прессе;
  • рассмотреть возможность создания межгосударственного интернет-портала научно-технического и экономического сотрудничества.


© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь