Рекомендации семинара

Тридцать восьмое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Актуальные инновационные и бюджетные аспекты строительства Союзного государства»

г. Тюмень, 9 - 10 октября 2014 года


В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений, представители государственных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, представители бизнес-сообщества, ведущие эксперты в области инноваций и бюджетного процесса Союзного государства.


В ходе семинара были подробно проанализированы:

перспективы сотрудничества государств – участников Союзного государства в научно-технической, инновационной и инвестиционной сферах;

необходимость государственного регулирования инновационной деятельности, в том числе в рамках программ Союзного государства;

проблемы, связанные с совершенствованием нормативно-правовой базы, регулирующей бюджетный процесс в Союзном государстве.

По итогам состоявшегося обсуждения участники семинара отмечают следующее.


Долгосрочное инновационное сотрудничество государств-участников должно быть ориентировано на практическую реализацию достижений фундаментальной и прикладной науки в решении проблем глобального характера и устойчивого развития Беларуси и России.


Республика Беларусь и Российская Федерация, стремясь выйти на мировой высокотехнологичный рынок инновационной продукции, проделали определенную работу по совершенствованию национальных инновационных систем. Научно-техническая и инновационная политика России и Беларуси формируется в рамках государственных приоритетов научно-технического развития на основе осуществляемых в обеих странах мероприятий по переводу национальных экономик на инновационный путь развития.
Нормативным документом, регулирующим в настоящее время порядок взаимодействия в научно-технической сфере Республики Беларусь и Российской Федерации, являются Основные направления формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства, одобренные постановлением Совета Министров Союзного государства от 4 апреля 2006 года № 9.


Двумя годами ранее Национальной академией наук Беларуси и Российской академией наук при участии Постоянного Комитета Союзного государства был образован Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства, целями которого являются координация научной и научно-организационной деятельности академий наук в интересах становления и развития Союзного государства, прогнозирование его развития на основе исследований, проводимых в рамках отдельных проектов и совместных программ, участие совместно с органами государственного управления и исполнительной власти Беларуси, России и исполнительными органами Союзного государства в определении актуальных задач и приоритетных направлений научной деятельности.


В подготовленном Советом Министров Союзного государства к утверждению Высшим Государственным Советом проекте Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу определены наиболее значимые задачи в сфере формирования единого научно-технологического пространства в 2014 – 2017 годах, по созданию и совместному использованию научно-технических потенциалов России и Беларуси и обеспечению на этой основе последовательного роста конкурентоспособности экономик России и Беларуси, по укреплению Союзного государства в целом.


Выполнение данной задачи во многом зависит от решения проблем разработки критериев для процедуры отбора и сокращения сроков согласования программ Союзного государства. В значительной степени этому способствует новая редакция Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденная Советом Министров Союзного государства 13 декабря 2013 года. Дополнения и изменения, внесенные в Порядок, затрагивают проблемы отбора приоритетных совместных программ, определения прав и обязанностей государственных заказчиков-координаторов, государственных заказчиков и головных исполнителей на этапах разработки и реализации программ.


Вместе с тем в утвержденном Порядке сохранился ряд недостатков прежнего документа:

  • Постоянный Комитет Союзного государства не наделен полномочиями по координации и контролю за эффективным выполнением программ;
  • не установлены функции государственных заказчиков-координаторов, государственных заказчиков и органов Союзного государства по обеспечению внедрения результатов реализации программ (включая интеллектуальные) в практическую деятельность, по регистрации созданных или приобретенных в ходе реализации программ объектов союзной собственности (включая интеллектуальные) и постановке их на учет;
  • сохранена сложная, длительная процедура разработки и утверждения союзных программ, в результате чего проходит значительное время от выявления инновационной идеи до ее утверждения и возникает риск потери актуальности;
  • не установлена единая форма итогового отчета.

В последние годы постоянно увеличивается количество союзных программ, в рамках которых решаются задачи на прорывных направлениях науки, техники и технологий.


За последние десять лет увеличился удельный вес расходов на научно-технические разработки. Так, если в 2003 году эти расходы достигали 17%, то в 2013 году они составляли уже 34% от расходов, предусмотренных в бюджете Союзного государства на все мероприятия и программы Союзного государства.


Однако необходимость повышения оперативности при создании инновационных технологий и стимулирования их практического применения диктуют потребность в использовании существующих механизмов финансовой поддержки подобных проектов, определении направлений наиболее эффективного применения полученных при их реализации результатов. В ближайшей перспективе возможно увеличение финансирования научной сферы Союзного государства вслед за расширением примерного Перечня программ и проектов Союзного государства, в который должны войти проекты из сфер био- и нанотехнологий, медицины, космических и лазерных исследований, затрагивающие все направления пятого и шестого технологических укладов.


Одновременно следует иметь в виду, что в отношении Союзного государства ведется интенсивная война в различных сферах: экономической, финансовой, политической, но главное – в идеологической. Основным ее инструментом являются наступательные информационно-психологические операции, которые ставят своими задачами внедрение чуждых идеологических и социальных установок, формирование ложных стереотипов поведения и, как следствие, – уничтожение государственности. Поэтому одной из важнейших задач Союзного государства является формирование единого образовательного пространства, и наиболее действенным инструментом в этом процессе является реализация проектов в сфере молодежной политики, в сфере образования, особенно профессионального. Сегодня необходимо в значительной степени объединить усилия и сконцентрировать внимание на высшем образовании, инновационных и научно-технических проектах, взаимодействии университетов по подготовке кадров для инновационной экономики. Также важна разработка постоянного проекта, который бы объединил и профессуру, и молодых преподавателей, и студентов в сфере подготовки кадров высшей квалификации. Сегодня очень важно наличие таких площадок и ресурсов, чтобы можно было поддерживать инновационные проекты.


Рассматривая сложившуюся в результате известных событий, обстановку, а также ограничительные политические и экономические меры, введенные в отношении России, участники семинара пришли к выводу, что эти ограничения со стороны США и Европейского Союза в отношении государств – участников Союзного государства деструктивны по своей сути не только для экономики Союзного государства, но и для развития позитивных многосторонних отношений. Дальнейшее давление в любой форме со стороны США, ЕС и присоединившихся к ним стран на государства-участники неприемлемо и контрпродуктивно. Приоритеты научно-технических исследований в рамках программ и проектов Союзного государства целесообразно определять в этих условиях в направлениях, способствующих уменьшению рисков потерь от политических и экономических санкций, введенных против России и Беларуси, с целью обеспечения самодостаточности экономик, развития науки и технологий.


По результатам обсуждения поставленных проблем, в целях содействия укреплению инновационного взаимодействия Беларуси и России, а также для обеспечения безопасности в рамках Союзного государства участники семинара полагают возможным представить следующие рекомендации.


1. Совету Министров Союзного государства:
1.1. Активизировать работу по созданию национального законодательства государств – участников Союзного государства в инновационной сфере (в том числе в сфере межрегионального сотрудничества), содействовать процессу гармонизации и унификации законодательной базы государств – участников Союзного государства.
1.2. В целях усиления инновационной составляющей межрегионального сотрудничества:
обеспечить расширение номенклатуры поставляемых товаров, в том числе увеличение в двустороннем товарообороте доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, а также дальнейшее развитие кооперационных связей;
стимулировать сотрудничество в инновационной сфере;
осуществлять сотрудничество в области внедрения наиболее передовых технологий в сельском хозяйстве и промышленности в целях рационального использования природных ресурсов в приграничных регионах;
содействовать проведению научно-исследовательских работ по развитию приграничных территорий.


2. Постоянному Комитету Союзного государства:
2.1. Дополнить редакцию Порядка разработки и реализации программ Союзного государства положениями, уточняющими функции Постоянного Комитета и функции государственных заказчиков-координаторов и государственных заказчиков по обеспечению внедрения результатов реализации программ, включая интеллектуальные.
2.2. Предусмотреть в отчетах государственных заказчиков отражение использования собственности Союзного государства.
2.3. Установить единые форму и требования к содержанию итогового отчета.


3. Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:
3.1. При рассмотрении проекта Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства» и в процессе его применения на практике:конкретизировать в положениях Декрета понятие «проект Союзного государства» и порядок его включения в бюджетный процесс Союзного государства;
3.2. С целью максимального учета оправдавшего себя опыта по организации бюджетного процесса в Союзном государстве, в том числе оперативной корректировки бюджета в ходе его исполнения, осуществить принятие Декрета в порядке, сложившемся при ежегодном принятии бюджета Союзного государства.


Участники семинара выражают уверенность в том, что рекомендации, выработанные по итогам работы, будут способствовать формированию единого инновационного пространства Союзного государства, механизма его организационного и финансового функционирования.

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь