Рекомендации семинара

Тридцать девятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Региональная безопасность как основополагающая форма обеспечения общественной безопасности Союзного государства»

г. Волгоград, 12 - 13 ноября 2014 года


Участники семинара исходят из понимания региональной безопасности как состояния отношений внутри и между социально-территориальными общностями определенного региона, при котором для всех относящихся к нему граждан, общественных институтов и групп обеспечивается защищённость их жизненно важных интересов, надёжное существование и стабильное развитие.


В свою очередь общественная безопасность понимается как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Было отмечено, что региональная система обеспечения общественной безопасности Союзного государства представляет собой совокупность деятельности уполномоченных государственных органов государств – участников Союзного государства, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении региональной безопасности на основании законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.


В текущей геополитической ситуации согласованная совместная деятельность Беларуси и России по созданию региональных систем обеспечения общественной безопасности состоит в принятии организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на снижение существующих угроз до приемлемого уровня.


К числу основных угроз региональной безопасности относятся:

  • террористическая и экстремистская деятельность;
  • незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;
  • организация незаконной миграции и торговля людьми;
  • социальные и межнациональные конфликты;
  • чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
  • риск возникновения проблем в области обеспечения пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности.

Обеспечение региональной безопасности неразрывно связано с высокой боеспособностью вооруженных сил государств – участников Союзного государства. Неслучайно поэтому на повестке дня и в России, и в Беларуси стоят вопросы дальнейшего развития военно-промышленного комплекса, в том числе – опережающего переоснащения предприятий оборонно-промышленного комплекса. Задача разработки перспективных образцов вооружения и создания полного замкнутого цикла их производства, импортозамещения узлов и компонентов для вооружения и военной техники рассматривается в контексте тесного военно-технического сотрудничества двух наших стран.


Участники семинара полагают, что основной задачей деятельности органов власти Союзного государства в области снижения рисков региональной безопасности является обеспечение необходимых условий для сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития регионов Российской Федерации и областей Республики Беларусь и двух государств в целом с учетом стратегических планов реализации экономических и инфраструктурных проектов на длительный период.


Однако этот путь возможен лишь при четкой координации проводимых мероприятий на общегосударственном, региональном (областном) и объектовом уровнях, постоянном их мониторинге и анализе эффективности финансовых затрат на указанные мероприятия.


В таком контексте участники семинара справедливо подчеркивают необходимость формирования единой научно-технической политики Союзного государства по обеспечению безопасности функционирования особо опасных и стратегически важных объектов.


Исходя из важности рассмотренных вопросов и с учетом степени реализации рекомендаций предыдущих заседаний постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, участники семинара считают возможным внести на рассмотрение органов Союзного государства, заинтересованных министерств и ведомств Беларуси и России следующие предложения:


1. Правительствам Российской Федерации и Республики Беларусь:
1.1. Развивать систему правового информирования органов Союзного государства, для чего создать межрегиональную систему сбора, накопления, обработки и выдачи правовой информации о состоянии региональной безопасности. Обратить внимание на проблему унификации показателей безопасности в рамках Союзного государства на основе единых подходов в диапазоне региональных и местных угроз, исключающих параллелизм работы органов государственной власти различных уровней.
1.2. Рассмотреть возможность разработки стратегии пространственного развития Российской Федерации – как документа стратегического планирования, определяющего приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и направленного на поддержание устойчивости системы расселения на территории Российской Федерации (в понимании Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).
1.3. Продолжать работу по развитию производственных и технологических возможностей предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации и Республики Беларусь. Шире задействовать механизмы военно-технического сотрудничества для снижения издержек, оптимизации производственного процесса, обеспечения четкой координации деятельности предприятий-смежников.
1.4. Активизировать межрегиональное сотрудничество по линии обмена опытом работы органов государственной власти, заинтересованных министерств и ведомств в решении проблем обеспечения региональной безопасности.
1.5. Осуществлять общее руководство разработкой и реализацией региональных программ обеспечения безопасности.
1.6. Внедрять новые перспективные информационные технологии в деятельность органов государственной власти Беларуси и России по обеспечению региональной безопасности, изучить практический опыт ряда субъектов Российской Федерации по созданию территориальных автоматизированных информационно-аналитических комплексов, предназначенных для обеспечения координации и организации взаимодействия сил, средств и ресурсов региона по обеспечению безопасности в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.


2. Федеральной службе безопасности Российской Федерации и Комитету государственной безопасности Республики Беларусь, Министерствам внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь, Федеральной миграционной службе, Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков:
2.1. Уделить особое внимание координации усилий правоохранительных органов Беларуси и России по разработке и реализации целевых программ и операций по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия, коррупцией, квалифицированным вымогательством и другими тяжкими видами преступлений.
2.2. Продолжить взаимодействие компетентных органов государств-участников в сфере миграции в целях подготовки и проведения межведомственных оперативно-профилактических мероприятий по выявлению и пресечению каналов незаконной миграции иностранных граждан через территорию Союзного государства. В этих целях осуществлять совместное накопление и использование информации, имеющейся в федеральном и республиканском банках данных, справочных фондах, криминалистических и оперативных учетах, меры по модернизации и развитию банков учетной, статистической и розыскной информации.


3. Министерствам внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь – рассмотреть вопрос о создании региональных программ, направленных на профилактику правонарушений и обеспечение общественной безопасности.


4. Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службе – в целях создания нормативно-правовой основы совместной борьбы с транснациональной наркопреступностью во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией организовать работу по оптимизации таможенного законодательства Евразийского экономического союза в части регулирования правоохранительной сферы.


5. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:
5.1. осуществлять согласованные мероприятия при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, крупных пожаров и иных чрезвычайных ситуаций;
5.2. продолжить практику взаимодействия по выполнению мероприятий программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на период до 2016 года.


6. Федеральной службе по техническому и экспортному контролю – продолжать работу и наращивать усилия по совершенствованию системы защиты общих информационных ресурсов Беларуси и России на основе общих информационных технологий.


7. Министерствам обороны Российской Федерации и Республики Беларусь, Министерствам внутренних дел Российской Федерации и Республики Беларусь, Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству образования Республики Беларусь, Министерствам культуры Российской Федерации и Республики Беларусь – усилить совместные действия в области патриотического воспитания и образования молодежи, последовательно устранять проблемы правового, информационного, научного обеспечения этой деятельности, активнее использовать ресурсы спортивных и туристических ведомств двух стран, комитетов по делам молодежи, казачества, этнических диаспор.


8. Постоянному Комитету Союзного государства рассмотреть вопросы:

  • формирования совместных программ научных исследований по актуальным проблемам обеспечения безопасности в Союзном государстве с созданием межгосударственного научного центра с привлечением ведущих ученых и специалистов Беларуси и России; 
  • разработки модели оценки деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Беларусь по обеспечению региональной безопасности и ее вариативных приложений, учитывающих особенности геополитического, культурно-исторического, социально-экономического, социально-политического, этнического, религиозного и иных аспектов развития субъектов Российской Федерации и областей Республики Беларусь.


Участники семинара выражают уверенность в том, что осуществление перечисленных и других мер по обеспечению региональной безопасности на территории Беларуси и России будет способствовать дальнейшему становлению и развитию Союзного государства.


© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь