Рекомендации семинара

Сорок девятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства.
Тема заседания – «Обеспечение равных прав граждан Союзного государства»

23 – 24 октября 2017 года, г. Псков

В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания, члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители Постоянного Комитета Союзного государства, государственных органов и ведущих научных учреждений Беларуси и России. Всего в работе семинара приняли участие 53 человека, 33 выступили с докладами.

В ходе работы участники заседания обсудили следующие темы сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам обеспечения равных прав граждан.

  1. Обеспечение равных прав граждан как один из приоритетов деятельности Союзного государства.
  2. Отрасли законодательства Беларуси и России, подлежащие гармонизации в целях обеспечения равных прав граждан.
  3. Формы и методы обеспечения равных прав граждан (международные договоры, акты органов Союзного государства, гармонизация законодательства государств-участников, «мягкое право»).
  4. Опыт обеспечения равных прав граждан в Союзном государстве в сравнении с опытом других международных организаций и межгосударственных образований.
  5. Региональная практика в области обеспечения равных прав граждан.
  6. Перспективные направления работы в области обеспечения равных прав граждан.
  7. Предложения для включения в перспективный план сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации.

Участники заседания подчеркнули, что обеспечение равных прав граждан является одним из приоритетов деятельности Союзного государства.

При этом выступавшие отметили, что общие статьи международных договоров, устанавливающие принцип равенства прав граждан (статья 14 Договора о создании Союзного государства и статья 3 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года), сформулированы таким образом, что не обладают ни прямым действием, ни приоритетом перед национальным законодательством, а содержат прямую отсылку к законодательству государств-участников. При этом в соответствии с законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации граждане другого государства-участника имеют статус иностранных граждан.

Поэтому осуществляемая в настоящее время работа по обеспечению равных прав граждан направлена на заключение международных договоров и внесение изменений в законодательство государств-участников, устанавливающих предоставление гражданам одного государства-участника, находящимся на территории другого государства-участника, прав и обязанностей, равных с гражданами государства пребывания, по отдельным вопросам.

Участники заседания отметили, что к настоящему времени равные права граждан в достаточной мере обеспечены в сфере занятости и трудоустройства, пенсионного и социального обеспечения, образования, свободы передвижения. Остается открытым ряд вопросов, по которым продолжается активная работа, – в сферах оказания медицинской помощи, спорта, формирования единого визового пространства.

  • Занятость и формирование общего рынка труда

Обеспечение равных прав граждан на трудоустройство и социальную защиту – основная и наиболее урегулированная сфера обеспечения равных прав граждан.

В соответствии со статьей 7 Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан от 25 декабря 1998 года гражданам Беларуси и России обеспечиваются «равные права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий на территориях Беларуси и России. Граждане Беларуси и России имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений. Трудовая деятельность регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством о труде. Договаривающиеся Стороны обеспечивают взаимное признание трудового стажа, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан». Все указанные положения Договора в полной мере реализуются на практике.

Функционирует общий рынок труда. Предусмотренные в Беларуси и в России порядки регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан другого государства-участника не применяются.

Обеспечиваются единые подходы и общие принципы работы служб занятости. Желающие трудоустроиться на территории Союзного государства граждане Республики Беларусь и Российской Федерации могут заниматься поиском работы самостоятельно, используя электронные банки вакансий. Осуществляется ежегодный обмен государственными программами содействия занятости населения.
Установлены гармонизированные требования к обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве; определена идентичность порядка назначения (гарантий) компенсаций за работу во вредных или в опасных условиях труда, организован электронный обмен нормативными правовыми актами в сфере охраны труда.
В целях своевременного выявления изменений, происходящих в сфере занятости и безработицы, исследования факторов, влияющих  на состояние рынка труда, прогнозирования развития процессов в указанных сферах осуществляется мониторинг развития и регулирования рынка труда Беларуси и России.

Основные направления политики Беларуси и России в области занятости населения, а также гарантии, предоставляемые гражданам, в том числе безработным, в целом совпадают. Практически идентичны направления деятельности и функции государственных служб занятости населения двух государств.

Согласно выводам участников заседания перспективными направлениями работы по вопросам обеспечения равных прав граждан Беларуси и России в части обеспечения занятости населения являются:

  • ведение мониторинга развития и регулирование общего рынка труда в целях повышения занятости населения, снижения уровня безработицы, достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы;
  • содействие территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы в рамках Союзного государства;
  • совершенствование законодательства по охране труда путем установления гармонизированных норм в сфере охраны труда и методологических подходов к оценке условий труда и управлению
  • профессиональными рисками;
  • нераспространение на граждан Республики Беларусь требования об уведомлении российскими работодателями территориальных органов МВД о приеме на работу иностранных граждан.

Пенсионное обеспечение

Равные права граждан Беларуси и России в пенсионной сфере обеспечиваются в рамках реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.

Согласно Договору при определении права на пенсию и при назначении пенсии учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обоих государств – участников Союзного государства. За стаж работы в период СССР (до 13 марта 1992 года) пенсию назначает и выплачивает государство проживания. Договором решены вопросы продолжения выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства на территории другого государства-участника.

Урегулированы вопросы пенсионного страхования граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, работающих на территориях этих государств.

Отлажен механизм взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов с компетентными органами Республики Беларусь.
Проводится работа по заочному медицинскому освидетельствованию граждан, проживающих на территории другой стороны, что необходимо для осуществления их пенсионного обеспечения в связи с инвалидностью.

Оптимизированы администрирование процесса выплаты пенсий гражданам Беларуси и России, проживающим на территориях сторон, и сроки их выплаты.

Таким образом, созданная нормативно-правовая база обеспечивает гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равные права на пенсионное обеспечение.

Актуальной на настоящее время задачей, по мнению участников заседания, является корректировка Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения в связи с вступившими с 1 января 2015 года в силу изменениями в пенсионном законодательстве Российской Федерации. Изменения коснулись повышения требований к определению права граждан на назначение страховой пенсии в части поэтапного повышения требуемого страхового стажа с 5 до 15 лет и введения дополнительного условия назначения пенсии – наличия величины индивидуального пенсионного коэффициента (так называемых баллов). В связи с этим в целях определения права на российскую пенсию при суммировании приобретенных пенсионных прав как на территории Российской Федерации, так и в Республике Беларусь в рамках Договора необходимо для определения права на страховую пенсию по российскому законодательству оценить стаж работы в Республике Беларусь.
Социальное обеспечение

В соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года и Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года граждане Республики Беларусь, работающие в Российской Федерации, и граждане Российской Федерации, работающие в Республике Беларусь, имеют право на получение пособий по временной нетрудоспособности и по материнству на тех же условиях и в том же порядке, что и граждане государства трудоустройства. Такой подход обеспечивает равные права граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на социальные пособия.

Также в соответствии с положениями международных договоров и законодательством Республики Беларусь и Российской Федерации белорусским гражданам предоставлены равные права с российскими гражданами в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учитывая постоянный процесс совершенствования национального законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, в качестве одного из перспективных направлений совместной работы участники заседания рекомендуют рассмотреть вопрос актуализации норм Договора о сотрудничестве в области социального обеспечения по указанной теме.

Здравоохранение

Участники заседания констатировали ряд проблемных вопросов, возникающих в реализации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь от 24 января 2006 года.

Заложенный в Соглашении механизм финансирования медицинской помощи гражданам одного государства, временно пребывающим и работающим по трудовому договору на территории другого государства участника, не обеспечивает эффективного механизма оказания медицинской помощи указанной категории лиц. Вместе с тем данная проблема была решена со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе и соответствующего приказа Минздравсоцразвития России. В результате с 1 января 2017 года медицинская помощь гражданам Республики Беларусь, временно пребывающим и работающим в Российской Федерации, оказывается на основании полиса обязательного медицинского страхования.

Оказание медицинской помощи гражданам одного государства-участника, постоянно проживающим на территории другого государства-участника, оказывается на основании Соглашения 2006 года как для собственных граждан.

Актуальными вопросами для дальнейшей работы по обеспечению равных прав граждан в области здравоохранения являются:

  • установление в Республике Беларусь для граждан Российской Федерации повышенных тарифов на медицинские услуги и на услуги санаторно-курортных учреждений по сравнению с тарифами для граждан Республики Беларусь;
  • отсутствие паритета в вопросе оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, временно пребывающим в Республики Беларусь (данный вопрос считается неурегулированным Соглашением о порядке оказания медицинской помощи 2006 года).

Образование

Приоритетными направлениями проводимой в рамках Союзного государства работы по обеспечению равных прав граждан в сфере образования являются:

  •  
    • создание равных условий для поступления граждан одного государства-участника в образовательные учреждения другого государства-участника;
    • формирование общего образовательного пространства.

В настоящее время сроки единого государственного экзамена (ЕГЭ) в Российской Федерации и централизованного тестирования (ЦТ) в Республике Беларусь согласованы и дают возможность белорусским абитуриентам сдавать ЕГЭ в России, а российским абитуриентам участвовать в ЦТ в Беларуси. Введена норма, регламентирующая организацию трех резервных дней для проведения ЦТ (вместо ранее определенного одного резервного дня), что значительно расширяет возможности граждан Республики Беларусь и Российской Федерации при одновременном прохождении в одном и том же году вступительных испытаний. В итоге Группой высокого уровня Совета Министров Союзного государства была признана достаточность принимаемых министерствами образования мер по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России в получении образования.

В целях дальнейшего совершенствования и сближения законодательства в сфере образования государств – участников Договора о создании Союзного государства проводится постоянный мониторинг изменений в системах образования Беларуси и России для обеспечения сопоставимости образовательных программ и сроков получения образования, унификации специальностей и квалификаций профессионального образования. В рамках Союзного государства выдерживаются согласованные подходы к содержанию и срокам получения профессионального образования, обеспечивается признание документов об образовании.

Для соблюдения общих подходов к признанию документов о повышении квалификации Министерством образования Республики Беларусь в проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» и Кодекс Республики Беларусь об образовании» внесены положения, предусматривающие отнесение вопросов признания документов о повышении квалификации к компетенции нанимателя по решению Правительства Республики Беларусь.

В целях создания механизма совместной аккредитации учреждений высшего (высшего профессионального) образования ведется подготовка к подписанию Соглашения о государственной аккредитации образовательной деятельности учреждений образования (образовательных организаций).

Приоритетными направлениями дальнейшей работы по сближению законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере образования участники заседания считают следующие:

  • обеспечение сопоставимости образовательных программ, сроков получения образования;
  • обеспечение согласованности специальностей и квалификаций профессионального образования, их сопоставимости с международной системой классификации образования;
  • создание механизма совместной аккредитации учреждений высшего (высшего профессионального) образования;
  • обсуждение целесообразности гармонизации правил приема в высшие и средние специальные учебные заведения льготных категорий абитуриентов, в частности, победителей олимпиад.

Физическая культура и спорт

К настоящему времени подписан ряд соглашений о сотрудничестве между местными органами исполнительной власти, спортивными организациями регионов, приграничных районов Беларуси и России и соглашения о сотрудничестве в сфере образования и науки между образовательными организациями. Принята и реализуется программа сотрудничества в области физической культуры и спорта между Министерством спорта и туризма Республики Беларусь и Министерством спорта Российской Федерации. Налажено тесное взаимодействие между спортивными федерациями Беларуси и России. В рамках Союзного государства проводятся совместные физкультурно-спортивные мероприятия.

В ходе обсуждения участники заседания пришли к заключению, что  приоритетными направлениями работы в сфере физической культуры и спорта являются:

  • проведение анализа реализации Федерального закона от 29 июня 2015 года № 202-ФЗ (устанавливает особенности участия спортсменов, не имеющих права выступать за спортивные сборные команды Российской Федерации, в международных спортивных соревнованиях и (или) во всероссийских спортивных соревнованиях по командным игровым видам спорта) применительно к спортсменам из Республики Беларусь, осуществляющих профессиональную деятельность в российских спортивных организациях;
  • гармонизация в Республике Беларусь и Российской Федерации программ физического воспитания населения, в частности, введение в Республике Беларусь аналога Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Единое миграционное пространство

Участники заседания пришли к заключению, что право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в настоящее время обеспечены в полной мере.

Вместе с тем для завершения формирования единого миграционного пространства, по мнению участников семинара, требуется осуществление следующих мер:

  • для обеспечения исполнения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о порядке обмена сведениями о гражданах Республики Беларусь и гражданах Российской Федерации, в отношении которых действуют ограничения на выезд, от 3 марта 2015 года требуется подписание Исполнительного протокола к этому Соглашению;
  • необходимо установление единых правил въезда на территорию Союзного государства граждан третьих стран путем заключения международного договора, предусматривающего общие требования к режиму въезда на территорию Союзного государства граждан третьих стран, признание виз и отметок, проставляемых органами пограничного контроля другого государства-участника, а также предполагающего свободное пересечение внутренней границы гражданами третьих стран;
  • в перспективе требуется решение вопроса о сближении процедур и регламентов выдачи виз с возможностью последующей проработки введения единой визы Союзного государства для граждан третьих стран.

Указанные мероприятия необходимо осуществлять в соответствии с Планом мероприятий по формированию единого миграционного пространства на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства на 2017 – 2020 годы, утвержденным постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 года № 21.

Экономика и предпринимательская деятельность

Обеспечение равных прав граждан в экономической сфере осуществляется преимущественно путем предоставления равных возможностей на занятие предпринимательской деятельностью в сфере малого и среднего предпринимательства (далее – МСП).

Участники заседания отметили, что в данной области законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации в достаточной мере гармонизировано. Действуют Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Унифицирован состав субъектов МСП, определена инфраструктура поддержки МСП, сформированы механизмы государственной поддержки, в том числе финансовой и имущественной.

Участники семинара считают актуальными в данной сфере следующие меры по повышению роли институтов, обеспечивающих эффективное ведение предпринимательской деятельности:

  • снижение административных барьеров при создании и регистрации субъектов МСП и при лицензировании предпринимательской деятельности;
  • согласование развития механизмов кластерного развития, ориентированного на выпуск инновационной, модернизированной и высокотехнологической продукции;
  • меры по популяризации франчайзинга на территории Союзного государства.

Указанные меры реализуются в соответствии с Планом мероприятий по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства в Союзном государстве на 2017 – 2019 годы (утвержден постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 года № 20). Указанный план направлен на укрепление кооперационных связей между региональными инфраструктурами поддержки малого и среднего предпринимательства в Беларуси и России с целью дальнейшего развития экспортно-импортных отношений между российскими и белорусскими компаниями, а также на организацию проведения на территориях двух стран мероприятий по активизации двустороннего сотрудничества в сфере МСП.

Отдельные вопросы

Участники заседания обсудили также следующие вопросы, возникающие в ходе практической работы:

  • об отсутствии у граждан Российской Федерации права на приобретение в собственность земельных участков на территории Республики Беларусь;
  • о замене водительского удостоверения российского образца на белорусское водительское удостоверение при переезде гражданина Российской Федерации на постоянное место жительства в Республику Беларусь;
  • об уголовном преследовании граждан Российской Федерации, ввозящих на территорию Республики Беларусь травматическое оружие при наличии российских разрешительных документов, в связи с тем, что оборот травматического оружия в Республике Беларусь полностью запрещен;
  • о недопуске граждан одного государства-участника к осуществлению адвокатской деятельности на территории другого государства-участника в связи с требованием получения специальных разрешений в соответствии с законодательством государства пребывания.

Участники заседания пришли к заключению, что указанные проблемы обусловлены принципиальным различием подходов к регулированию данных вопросов в законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации, поэтому их решение возможно только при заключении соответствующих международных договоров.

В целях совершенствования механизмов обеспечения равных прав граждан участники семинара рекомендуют:

Постоянному Комитету Союзного государства и профильным министерствам Республики Беларусь и Российской Федерации при координирующей роли Постоянного Комитета Союзного государства:

  • принять необходимые меры по решению обозначенных в настоящих Рекомендациях вопросов по обеспечению равных прав граждан в рассматриваемых сферах;
  • проработать возможность установления в Союзном государстве единого порядка регулирования вопросов обеспечения равных прав граждан;
  • осуществить анализ действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников по вопросам обеспечения равных прав граждан, а также провести мониторинг правоприменительной практики указанных актов;
  • проработать механизм проведения ведущими научно-исследовательскими учреждениями Республики Беларусь и Российской Федерации сравнительно-правового анализа законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации на предмет определения сфер (отраслей законодательства Беларуси и России), подлежащих гармонизации, с выходом на конкретные предложения по принятию нормативных правовых актов, направленных на гармонизацию законодательства по вопросам обеспечения равных прав граждан;
  • представить на парламентские слушания «Сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам обеспечения равных прав граждан Союзного государства» (16 декабря 2017 года, г. Брянск) аргументированные предложения о необходимости разработки проекта Концепции сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, включающей в себя
  • Программу действий по формированию единой правовой системы Союзного государства и предложения по осуществлению необходимых институциональных преобразований;
  • Палатам Национального Собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации учитывать в принимаемых законах, затрагивающих права граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, международные обязательства, принятые Республикой Беларусь и Российской Федерацией в рамках их участия в интеграционных объединениях (Союзное государство, Евразийский экономический союз, Содружество Независимых Государств).


© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь