Рекомендации семинара

Четвертое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России "Экономическая интеграция между Республикой Беларусь и Российской Федерацией – важнейшее условие строительства Союзного государства"

г. Москва, 13 – 14 декабря 2006 года


13 – 14 декабря 2006 года в г. Москве, в Академии труда и социальных отношений, состоялось четвертое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Экономическая интеграция между Республикой Беларусь и Российской Федерацией – важнейшее условие строительства Союзного государства».

Участники четвертого заседания постоянно действующего семинара отмечают, что в юбилейном 2006 году союзное строительство поднялось на качественно новый уровень. В соответствии с мировой практикой формирования и развития межгосударственных образований на первый план вышли проблемы рационального использования ресурсов, внедрения высоких технологий. При этом четко обозначилась необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы объединительного процесса, ускорения темпов межгосударственной интеграции прежде всего в социально-экономической сфере. Показатели и критерии этого ускорения призваны не только отвечать нынешним интересам государств-участников, но и способствовать развитию Союзного государства в средней и долгосрочной перспективе.

Участники семинара считают возможным предложить для рассмотрения союзным органам, заинтересованным министерствам и ведомствам следующие рекомендации:

Считать целесообразным проведение союзными органами совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами ревизии имеющихся нормативных правовых актов, соглашений и договоров в социально-экономической сфере и принять дополнительные меры по обеспечению их эффективной реализации на практике. При этом целесообразно усилить их социальную направленность, имея в виду, что экономическое сотрудничество должно приносить ощутимые социальные результаты, способствовать росту благосостояния населения Беларуси и России, укреплять единство народов двух стран.

Дальнейшему сближению экономик двух стран мог бы способствовать переход от прогнозирования развития в социально-экономической сфере к координации, что уже отчасти осуществляется на практике. При этом необходимо иметь в виду, что внедрение координации предусматривает разработку соответствующих процедур.
Немаловажным условием успешного сотрудничества в экономической сфере является высокая степень взаимной информированности, что подразумевает не просто обмен статистическими данными между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, но и формирование специальной базы данных.

Для обеспечения взаимовыгодного товарообмена считать целесообразным предусмотреть:

  • осуществление гибкой координации торговой и таможенно-тарифной политики с учетом защиты экономических интересов обеих стран, в перспективе – введение в действие Единого таможенного тарифа Союзного государства, который предполагает единые ставки таможенных пошлин на территориях обеих стран вне зависимости от того, в какую из них ввозится товар, а также создание эффективной системы преференций;
  • упрощение действующего комплекса мер нетарифного регулирования путем исключения из него нетарифных барьеров, противоречащих нормам ВТО (в части ликвидации дублирования разрешительных документов на один вид товара, отмены регистрации контрактов и т.п.) с учетом того, что в Российской Федерации сфера применения мер нетарифного регулирования существенно ограничена;
  • усиление взаимодействия Таможенного комитета Союзного государства и Комиссии по тарифному и нетарифному регулированию при Совете Министров Союзного государства по вопросам унификации таможенного законодательства;
  • рассмотрение заинтересованными органами возможности проведения согласительных процедур по подготовке межправительственного соглашения о транзите товаров, перемещаемых между таможнями Республики Беларусь и Российской Федерации.

Отметить важность активизации работы союзных органов по взаимодействию с другими интеграционными объединениями на постсоветском пространстве (СНГ, ЕврАзЭС и другие), накопившими положительный опыт по многим направлениям сотрудничества, с целью использования практики развития и укрепления связей в формате двухсторонних отношений, и прежде всего с теми участниками объединений, которые ориентированы на действенное сотрудничество с Союзным государством.

В целях создания наиболее благоприятных условий для подготовки и реализации совместных программ отметить необходимость:

  • продолжения Постоянным Комитетом Союзного государства совместно с заинтересованными организациями работы по совершенствованию Порядка разработки и реализации программ Союзного государства в направлении сокращения сроков подготовки программ (в частности, за счет объединения этапов рассмотрения заявки на программу и собственно ее разработки);
  • упрощения процедуры согласования в инстанциях рассмотренной и одобренной профильными министерствами и ведомствами совместной программы;
  • конкретизации сроков прохождения всех стадий формирования программы (особенно согласования);
  • расширения участия Парламентского Собрания в процессе подготовки программ и контроле за ходом их выполнения;
  • повышения ответственности государственных заказчиков-координаторов и государственных заказчиков за эффективность расходования бюджетных средств, предусмотренных на реализацию программы;
  • введения в практику проведения экспертизы проектов совместных программ с возможным привлечением независимых экспертов;
  • введения в практику включения в бюджет Союзного государства инициативных программ экономического профиля, в том числе инвестиционных;
  • расширения источников формирования бюджета в части программ за счет привлечения частного капитала и участия в этом процессе предприятий различных форм собственности;
  • инициирования в межрегиональном масштабе обмена передовым опытом реализации союзных программ и информацией по данной проблеме.

Считать целесообразным Постоянному Комитету:

  • при подготовке проекта бюджета на очередной год уделить внимание вопросам формирования союзной собственности по каждой из включенных в бюджет Союзного государства программе;
  • ускорить разработку Программы совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-экономической сфере и уровней социальных гарантий граждан России и Беларуси по следующим направлениям: рынок труда и занятость населения, оплата труда, его охрана и безопасность, нормирование труда, трудовые отношения и социальная защита;
  • активизировать работу Межведомственной российско-белорусской группы по унификации налогового законодательства Союзного государства, включая подготовку Налогового кодекса Союзного государства;
  • усилить контроль за деятельностью координаторов и государственных заказчиков по своевременному оформлению необходимых документов со стороны исполнителей для обеспечения своевременного и в полном объеме финансирования совместных программ, за получением и плановым расходованием бюджетных средств.

Отметить важность разработки Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь единой методологии государственного регулирования рынка труда в соответствии с поручением Совета Министров Союзного государства.
Признать первостепенно важными для миграционных служб двух стран изучение вопроса и подготовку предложений по пресечению незаконной миграции в пределах Союзного государства из третьих стран.

Отметить целесообразность расширения Федеральной службой государственной статистики (Российская Федерация) и Министерством статистики Республики Беларусь перечня совместных социально-экономических данных, характеризующих взаимосвязь двух стран (помимо имеющегося раздела «Товарооборот Российской Федерации с Республикой Беларусь»), путем ввода сопоставимых данных об уровне жизни населения (денежные доходы – номинальные и реальные и их использование, среднемесячная заработная плата – по видам деятельности в расчете на одного человека, цены, покупательная способность населения, официальная и скрытая безработица и др.).

Участники семинара высказались за дальнейшее повышение его познавательной ценности и пришли к выводу о целесообразности проведения в рамках последующих заседаний специализированных мастер-классов для участников и гостей семинара.

Участники семинара выражают уверенность в том, что осуществление перечисленных и других мер по усилению социально-экономической интеграции между Республикой Беларусь и Российской Федерацией будет способствовать дальнейшему формированию Союзного государства.

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь