Рекомендации семинара

Пятьдесят второе заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему: «Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве»

г. Минск, 12-13 апреля 2018 года

По итогам состоявшегося обсуждения и с целью дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению транспортной безопасности участники семинара рекомендуют Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации, Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерству транспорта Российской Федерации, министерствам внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации, министерствам иностранных дел Республики Беларусь и Российской Федерации, КГБ Республики Беларусь и ФСБ России, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, федеральным агентствам по видам транспорта в соответствии с их компетенцией и сферой ответственности:

1. Содействовать выполнению п. 10.3 Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства
на 2018 – 2022 годы «Развитие сотрудничества в научно-технической области, сфере подготовки кадров и обеспечения транспортной безопасности», в том числе – реализации находящегося в настоящее время в стадии согласования Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности.

2. Отметить, что существенное влияние на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта оказывает уровень подготовки сил обеспечения ТБ, привлекаемых для защиты ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос об установлении белорусской стороной обязательности обучения и последующего подтверждения соответствия установленным требованиям знаний, умений, навыков, а также личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки работников подразделений ТБ.

3. Для повышения эффективности мероприятий, перечисленных в п. 3 настоящих рекомендаций, в Республике Беларусь порядок обучения и дальнейшей аттестации сил обеспечения ТБ представляется целесообразным гармонизировать с соответствующими нормами законодательства Российской Федерации. С этой целью предлагается ускорить внесение необходимых изменений в законодательство Республики Беларусь о транспортной безопасности, а также разработать в рамках Союзного государства необходимые нормативные правовые акты, регулирующие переход к единому порядку профессиональной подготовки и аттестации по транспортной безопасности.

4. Рассмотреть возможность и целесообразность организации в 2018 году практических занятий (практикумов) на объектах транспортной инфраструктуры по видам транспорта в разное время с целью оптимальной возможности обмена опытом между субъектами транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, перевозчиками, специализированными организациями, представителями федеральных агентств.

5. Продолжить работу по унификации положений национальных законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь в соответствующей сфере, а также по созданию единой межгосударственной системы обеспечения безопасности международных транспортных коридоров и организации антитеррористической защиты задействованных в международных сообщениях ОТИ и ТС. В первую очередь это касается выработки единых подходов к регламентации таких ключевых процедур, как планирование мероприятий по обеспечению ТБ ОТИ и ТС, проведение досмотра пассажиров, багажа и ручной клади, установление особого режима прохода (проезда) на ОТИ.

6. Внедрить единые процедуры накопления и обработки правоохранительными органами двух государств сведений о лицах, посещающих ОТИ, в том числе – унифицировать систему бронирования (продажи) билетов, а также регламентировать механизмы обмена накопленной информацией и упростить порядок взаимного доступа заинтересованных ведомств к базам данных о пассажирах и персонале транспортных средств.

7. В целях улучшения качества досмотровых мероприятий на ОТИ и обеспечения взаимного признания применяемых на практике технических и технологических решений установить единые требования к функциональным характеристикам средств обеспечения ТБ, выработать общие подходы к проведению процедур их сертификации.

8. Разработать разъяснения (уточнения) по процедурам обнаружения, распознавания и идентификации предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные, химические и биологические агенты, а также конкретный перечень несоответствий в перевозочных документах, являющийся основанием для отказа в допуске пассажиров в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности.

9. Для повышения эффективности информационного обеспечения оперативного розыска на каналах международного транспортного сообщения (в том числе – для воспрепятствования передвижению по территории Союзного государства членов международных террористических организаций, использующих поддельные паспорта) разработать процедуру проверки в режиме реального времени подлинности удостоверяющих личность документов, выданных в Российской Федерации и Республике Беларусь. В целях реализации требований по транспортной безопасности ОТИ и ТС рекомендовать разработчикам систем безопасности и специальных программных продуктов рассматривать вопросы интеграции своих разработок с сервисами онлайн-продаж билетов для унификации сбора и обработки информации для собственников ОТИ, силовых структур с целью обеспечения комплексной защищенности объекта.

10. Проработать вопрос гармонизации национального законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области авиационной безопасности в направлении перехода на единое нормативное регулирование. Особое внимание уделить необходимости имплементации в национальное законодательство «Стандартов и Рекомендуемой практики» для обеспечения безопасности гражданской авиации, изложенных в принятом в 1974 году (в дополнение к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года) Приложении 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» и предъявляемых Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) ко всем странам – участницам Конвенции, а также в связанных с авиационной безопасностью положениях иных приложений и инструктивных документов ИКАО.

11. Создать единые требования по вопросам транспортной безопасности и условиям допуска на рынок для новых видов перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

12. Предусмотреть проведение на постоянной основе совместных мероприятий по выявлению и устранению факторов, негативно влияющих на эффективность мер обеспечения транспортной безопасности при осуществлении железнодорожного сообщения между нашими странами.

Участники семинара выражают уверенность в том, что выработанные рекомендации послужат упрочению эффективного партнерства Беларуси и России в сфере обеспечения безопасности на транспорте, будут способствовать дальнейшему развитию Союзного государства.

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь