последние
интервью
12/02/20

29/01/20

28/01/20

Пресс-центр Выступления и интервью
12/02/20
Международная деятельность

Посол РФ рассказал о переговорах в Сочи, интеграции и цене на нефть и газ

Двусторонние отношения России и Беларуси находятся в фокусе внимания на фоне продолжающихся переговоров по вопросам энергетики и строительства Союзного государства.

В эксклюзивном интервью для Sputnik посол России Дмитрий Мезенцев рассказал, как в Москве относятся к переговорам с Соединенными Штатами и почему ценят независимую Беларусь в качестве союзника.

Дипломат рассказал, почему переговоры в Сочи между президентами Владимиром Путиным и Александром Лукашенко и совместная игра в хоккей являются подтверждением не просто союзнических, но и дружеских отношений между народами наших стран.

– У Вас за плечами большой опыт государственной службы, в том числе Вы занимали ответственный пост Генерального секретаря Шанхайской Организации сотрудничества. В настоящее время Вы работаете Послом России в Беларуси. Что бы Вы отметили самое сложное в работе дипломата и конкретно в Вашей службе в нашей стране?

– Отрадно, что даже в праздник (беседа состоялась в День дипломатического работника в России. – Прим. ред.) Вы задаете вопросы не бравурные, не праздничные, а содержательные. На дипломатической службе я не всю жизнь и стараюсь учиться и брать самое лучшее, что наработано старшими товарищами, наработано за богатую, уникальную историю деятельности Министерства иностранных дел России. Особенно мы видим, что в последние 15 лет Министерство под руководством Сергея Лаврова выработало свой динамичный, очень выверенный, профессиональный, но и наступательный почерк ведения дипломатической линии.

Работать в братской Беларуси – это большая честь, большая ответственность. Это и право множить систему связей и отношений, которая сложилась на протяжении десятков лет между миллионами людей – гражданами Российской Федерации и Республики Беларусь, которые формировались и в рамках единой истории, и в постсоветский период. Очень важно понимать, что на этом фундаменте можно выстраивать еще более плотное, более масштабное, глубокое взаимодействие во благо интересов людей. Вы только не думайте, что это такая "формула для газеты" или нашей с Вами встречи. Это действительно так. В это абсолютно верю!

Что касается сложностей дипломатической службы – оценивая свою работу, дипломат, наверное, всегда считает, что он может и должен сделать еще больше. И вот сложность в том, что в сутках 24 часа, а в любой неделе – только семь дней, и хочется сделать больше. Поэтому всегда есть определенный разрыв между желаниями и возможностями.

Но, поверьте, коллектив нашего посольства очень профессиональный, в разумном сочетании дипломатов более старшего возраста, с большим опытом и тех молодых людей, кто совсем еще недавно, закончив вузы, пришли на работу в МИД России, которые стараются учиться, стараются погрузиться в историю. Они прекрасно понимают, что в этой истории, в дипломатических традициях – основа того опыта, без которого достичь профессиональных успехов вряд ли возможно.

– Буквально на днях наши президенты встречались в Сочи. Александр Лукашенко даже анонсировал, что это будет своеобразный "момент истины". Как Вы оцениваете достигнутые договоренности на переговорах, в том числе по газу? Возможно, Вы уже владеете информацией, когда на белорусские НПЗ возобновятся полноценные поставки российской нефти. Может быть, более подробно о формуле цены на нее можете рассказать?

– Вы знаете, было очень важно видеть, что диалог президентов, их общение – это диалог друзей, людей близких и понимающих друг друга с полуслова. И то, что в одной – единой – команде на хоккейном поле в Сочи играли Владимир Путин и Александр Лукашенко – это дополнительное подтверждение особых отношений и государств, и, как бы ни было громко сказано, наших народов.

Вы превращаете оценку отношений государств, народов, стран, исторической традиции в оценку того, какие подходы проявляют стороны в формировании цены на газ и нефть. Просто очень кратко повторю, что российской стороной, российским руководством принято решение сохранить ту "комфортную" для наших союзников цену на газ, которая была в году ушедшем и еще годом ранее. Хотя по той формуле, которая уже была подписана белорусской стороной более двух лет назад, цена должна была быть чуть ли не на 27 долларов выше. Это хорошее решение.

Теперь что касается цены на нефть. Очень сложная формула – разбирался в этой формуле. Понятно, что министры энергетики знают ее значительно лучше, чем любой, пытающийся в нее вникнуть, формируется она из учета цены в Роттердамском порту, цены фрахта и т.д. Плюс еще премия, о которой столько споров. Очень сложная формула. Она завязана и на конъюнктуру на внешних энергорынках, без учета которой, наверное, ни Россия, ни Беларусь уже формировать систему отношений в энергосфере и собственно эту цену, наверное, не могут.

При этом очень важно, что запрос белорусской стороны, прозвучавший в ушедшем году, о желании взаимодействовать на рыночных основах, на рыночных принципах, был верный. Может быть, это сегодня в какой-то степени не очень комфортно, но правильно, по сути, ориентировано на будущее. На становление – того, о чем говорили в ушедшем году – единого рынка нефти и газа, в том числе с учетом практики, в рамках которой живут десятки стран-энергопотребителей, импортеров "черного золота".

Сегодня убежден в том, что буквально в ближайшие дни продолжится плотное взаимодействие хозяйствующих субъектов двух стран – нефтяных компаний Российской Федерации и потребителей в Республике Беларусь. Дмитрий Козак обещал содействие со стороны российских регуляторов, чтобы эти переговоры были успешными и продуктивными. Полагаю, что в самое ближайшее время оптимальное решение по цене, которая устроит как потребителя, так и поставщика, будет найдено.

Надо также понимать, что если мы говорим о планомерном вхождении в поле рыночной экономики, административное регулирование, естественно, противоречит ее принципам. И как бы, порой, ни хотелось получить тот или иной товар по возможно более низкой цене, это объективно не всегда удается, в том числе и потому, что это просто бьет по качеству работы поставщиков – российских нефтяных компаний.

Рынок свободный, и помимо того, что мы, безусловно, обязаны поддерживать ближайшего союзника, поддерживать рынок нефтепродуктов Беларуси, мы должны еще и понимать, что нефтяные компании не могут работать себе в убыток или с нулевой рентабельностью. И в этом противоречие – не какие-то политические споры, не попытки проявить свою позицию в ущерб позиции соседа – этого нет.

Просто очень важно учитывать баланс интересов всех участников рынка. Это сложная задача, и когда кто-то говорит о том, что белорусы с россиянами не договариваются, надо вычленять всегда спор хозяйствующих субъектов, важный, но который глобально не может и не должен влиять на систему межгосударственных отношений. Думаю, что в ближайшее время мы будем свидетелями успешного завершения переговоров.

– Если Беларусь будет покупать сырье по рыночным ценам, означает ли это отказ от премии для российских поставщиков сырья?

– Мы не имеем права "становиться" руководителями нефтяных компаний в России или руководителями нефтеперерабатывающих заводов в Беларуси. Мы с Вами по-другому сориентировали свои судьбы, и давайте не будем подменять переговорщиков, профессиональных, заинтересованных людей. Желаю им максимально внимательно отнестись к аргументам и запросам другой стороны.

– В Беларуси проявляют большое внимание к интеграции в рамках Союзного государства. Определенная часть общества высказывает опасения, что Беларусь может стать частью большего государства – России. Какие цели Москва преследует, развивая поступательную интеграцию с Беларусью?

– Интеграция может быть только результатом движения сторон навстречу друг другу. Не может быть ни одного шага сделано на этом пути, если его не согласовала другая сторона. Поэтому все опасения и все тревоги, о которых Вы сказали, не имеют под собой ничего реального. Давайте из этого исходить. Более того, инициатором и "движителем" подписания Союзного договора, во многом, в свое время выступала белорусская сторона.

Этот договор очень много дал для граждан двух стран. У нас нет госграниц, у нас есть право учиться, пройти медицинские обследования, лечение там, где ты хочешь, у нас есть возможность востребовать переподготовку научных кадров в любом университете двух стран, в Академиях наук.

Наконец, у нас есть возможность без всяких препятствий поехать в любую точку Союзного Государства – на Камчатку, во Владивосток, на Таймыр, на Кольский полуостров, в Брестскую, Гомельскую или Витебскую область, посмотреть Минск и его окрестности, побывать на Празднике урожая в Борисове и в Мирском замке, приблизиться к многосотлетней истории Беларуси. У нас есть десятки новых удивительных возможностей, которые дал Союзный договор.

И та интеграция, о которой мы говорим сегодня, это интеграция другого уровня и другого масштаба. Еще раз подчеркну, пройти этот путь могут только стороны, которые делают согласованные равномерные шаги.

Никто "вперед" забежать не может. Никому в голову не может прийти поглощать какую-то другую страну. Даже те Ваши коллеги, которые пытаются об этом то ли размышлять, то ли предлагать обществу тревоги и совершенно необоснованные прогнозы, должны прекрасно понимать, что независимая самостоятельная Беларусь, доказавшая свою успешную государственность, для Российской Федерации, безусловно, партнер, друг и союзник.

– На протяжении прошлого года правительства наших стран работали над "дорожными картами" по интеграции. Сейчас в России произошла ротация кадрового состава в правительстве. Каким образом это отразится на дальнейшей работе над "дорожными картами"?

– В глобальном плане любой состав правительства в любой стране не может подменять собой стратегические договоренности двух национальных лидеров – президентов наших стран Владимира Путина и Александра Лукашенко.

Убежден в том, что любой новый состав правительства, в частности, который сегодня пришел в рамках назначения Михаила Мишустина Председателем Правительства Российской Федерации – на базе совместно наработанного опыта – будет самым внимательным образом продвигать сбалансированно, последовательно – в диалоге и только в диалоге – ту проблематику интеграции, которую мы ассоциируем с "дорожными картами".

Не надо при этом забегать вперед и подгонять ни подписание той или иной "дорожной карты", ни выход на Программу действий по реализации Союзного договора к какой-то "красной дате календаря", считая, что, во что бы то ни стало, это нужно сделать "к понедельнику".

Очень важны содержательные договоренности, глубокое понимание того, что интеграция возможна и с учетом самых лучших правоприменительных практик друг друга, потому что интеграция возможна только на основе близкого или унифицированного законодательства. Это тоже неблизкий путь.

Имея опыт работы в парламенте (более десяти лет работал в верхней палате Парламента России, в Совете Федерации), хорошо знаю, что любая непродуманная фраза, вписанная в закон, потом "аукается" бедами для тысяч людей, "несуразностями" хозяйственной жизни и все равно требует поправки. Лучше сразу писать проекты законов "набело", продуманно в рамках апробирования их в экспертных сообществах – с учетом наиболее масштабно востребованного экспертного мнения.

– Последние несколько месяцев белорусскую столицу посетили несколько высокопоставленных американских чиновников. После многолетнего перерыва 1 февраля Минск посетил глава Госдепартамента Майк Помпео. На встрече с президентом Александром Лукашенко госсекретарь США заявил о скором назначении посла в Минск. Как в России оценивают попытки белорусских властей нормализовать отношения с Соединенными Штатами?

– Дай Бог, чтобы этот диалог был конструктивный, во благо и с учетом интересов Беларуси со стороны столь крупного и влиятельного государства.

Надо понимать, что в свое время высылка посла США из Минска была обоснованным и аргументированным шагом белорусского руководства. Потому что те поступки, которые глава иностранной дипмиссии являл белорусскому обществу, как я понимаю, были совершенно несовместимы с той практикой, которая отличает деятельность дипломата высокого ранга. Приезд нового посла будет лишен подобных "случаев и шагов", которые отличали деятельность посла предыдущего.

Все то, что работает на мир, на стабильность и безопасность в регионе, на континенте - может только приветствоваться. Все то, что не работает на это, может отвергаться и подвергаться сомнению.

Шаги, предпринимаемые сегодня США, если они во благо Беларуси, если они не будут препятствовать союзническим отношениям с Россией, если это не попытка "перетягивать" одну страну, отрывая ее от другой, если это не желание по своим "лекалам" выстраивать систему отношений, навязывая и загоняя в те условия, от которых невозможно отказаться, то это тоже может приветствоваться.

Как это будет дальше, давайте вместе смотреть. Нет никаких сомнений, что у стран должны быть нормальные, сбалансированные дипотношения. Посмотрим, какие будут первые шаги нового посла, который приедет в этом году.

При этом важно помнить, что любые шаги из любой столицы, которые так или иначе могут негативно влиять на уникальные союзнические отношения России и Беларуси, должны трактоваться однозначно. А значит, эти шаги не должны восприниматься как дружественные.

Абсолютно убежден, что выверенная, сбалансированная позиция, которую официальный Минск проявляет по отношению к своим партнерам, но прежде, имея приоритетом союзнические отношения с Россией и другими странами СНГ, и впредь не будет вызывать каких-либо "тревог".

– В начале этого года было обнародовано обращение президента Беларуси к главам государств, входящих в ЕАЭС. В нем Александр Лукашенко предлагает расширить полномочия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и других органов ЕАЭС. Как Вы считаете, готовы ли наши страны к передаче части полномочий на наднациональный уровень?

– Сегодня набор документов, подписанных совместно – на уровне глав государств и глав правительств – "по определению" передает часть полномочий в пользу ЕЭК. Ни одно интеграционное объединение не может обойтись без того, чтобы часть полномочий суверенных государств – в экономической сфере – частично передавалось "в пользу" наднациональных органов. Это не потеря, это объединение и сложение возможностей. Бояться этого не нужно.

Более того, я убежден, что и в других столицах стран ЕАЭС, как и в Москве, самым внимательным образом ознакомились с теми принципами председательства Беларуси, которые представил Александр Лукашенко. Идет плановая работа, в том числе по углублению интеграции.

Возвращаясь к вопросу об интеграции России и Беларуси, убежден, что наши отношения в экономической сфере успешны, хотя не без споров – потому что "сверять" экономические интересы без споров невозможно. Как бы то ни было, именно российско-белорусские отношения могут быть "примерными" – как показывающие практику, которую могут востребовать, и которой могут следовать другие члены Объединения.

Наступивший 2020 год в определенном смысле особенный для наших стран, потому что знаменует 75-летие Великой Победы. Как Вы считаете, что это значит, и какие совместные акции запланированы?

– В Беларуси, как и в России, самым уважительным образом относятся к памяти о подвиге солдата Великой Отечественной, о том беспримерном героизме, который проявил советский народ в победе над нацизмом. Примеров тому не счесть.

Важным и значимым было решение Совета глав государств СНГ об учреждении единой медали – "75 лет Победы в Великой Отечественной войне". Президент Владимир Путин издал 30 декабря прошлого года распоряжение, согласно которому обязательство отчеканить эту медаль – в рамках поручения Совета глав государств СНГ – взяла на себя Россия. Эта задача исполнена.

Каждой стране Содружества, будет передано то число медалей, которое запрошено каждой из столиц. Эта медаль – и это не подлежит сомнению – должна вручаться тем людям, которые достойны ее получить. Вместе с медалью ветераны получат удостоверение, которое подпишет глава государства, в котором они проживают. Этой государственной наградой ветераны войны и труженики тыла будут отмечены накануне 9 Мая.

Мы знаем, что в Беларуси готовится к выпуску и своя национальная награда. Это можно только приветствовать. Убеждены в том, что ветераны будут рады ее получить – как оценку их особых заслуг в защите общего Отечества.

В этом году 9 мая торжества традиционно пройдут на Красной площади. Важно, что на приглашение Президента России Владимира Путина принять в них участие президент Беларуси дал положительный ответ. Это знак единства в подходах. Это особо важно сейчас, через 75 лет после 9 мая 1945 года, после Нюрнбергского процесса, который дал однозначную оценку военным преступлениям нацизма, когда обвинители из США, Великобритании, Франции, СССР на фактах доказали чудовищность нацистского режима, и, по решению трибунала, преступники были повешены. Сегодня это трактовать как-то "иначе" просто невозможно.

Другая трактовка присуща тем политическим деятелям, которые ее дают во имя сиюминутной предвыборной конъюнктуры, для ряда политических сил и партий в Европе. Это делается теми, кто не может прямо смотреть в глаза фактам, в том числе случаям коллаборационизма своих соотечественников в годы Второй мировой войны. Это делается, потому что очень хочется умалить масштаб подвига советского народа в борьбе с фашизмом. Этому надо умело противостоять, на фактах доказывать, что было на самом деле.

Безусловно, "война с памятниками" (советским воинам) – это уже запредельно и не может соответствовать нормам и "правилам жизни" в XXI веке. Когда вся эта политическая конъюнктура сойдет на "нет", тем людям, которые сегодня при власти, будет завтра стыдно за поступки, совершенные ими по отношению к памяти и праху павших за Великую Победу.

В Минске 3 июля прошлого года отмечалось 75-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских оккупантов. Прошли праздничные мероприятия, сплотившие всю страну. Важно было в октябре ушедшего года видеть, как отмечался юбилей Музея истории Великой Отечественной войны. Сегодня совершенно особое звучание имеет решение, принятое руководством БССР осенью 1944 года – чтобы в белорусской столице был организован музей истории войны. Победы еще не было, а музей уже был.

Совсем недавно состоялось мероприятие, посвященное памяти шести миллионов евреев, погибших за годы войны. Это важно для Израиля сегодня и тех, кто наследует древнему народу. Это сегодня важно и для всех нас, как повод задуматься над тем, почему – в 2020 году – мы должны снова "воевать" за очевидные вещи, отстаивая масштаб и значение Великой Победы. Чрезвычайно важно, что позиция граждан России и Беларуси совпадает в том, что масштаб Победы огромен и не требует доказательств. Это сплачивает и помогает нам смотреть в завтрашний день более уверенно, чувствуя локоть союзника.

Источник:Sputnik

Ключевые слова: Дмитрий Мезенцев, Россия, Беларусь

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь