последние
интервью
24/11/20

23/11/20

20/11/20

Пресс-центр Выступления и интервью

«ЭКО» и «БИО» - не всегда полезно и красиво

О том, как развивается рынок экологически чистых продуктов в Беларуси и насколько плодородна законодательная почва для их производства, рассказал член Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике Евгений Адаменко

БЕЗ ДОБАВОК

- В конце прошлого года в стране вступил в силу закон о производстве и обращении органической продукции. Но на магазинных полках количество экотоваров не увеличилось.

- По подсчетам экспертов, переходный период займет около трех лет. Ведь нельзя использовать химические удобрения и вещества синтетического происхождения. Чистая продукция должна быть обязательно отделена от продукции неорганической на всех этапах. Только после инспекции, подтвердившей, что все соответствует самым высоким стандартам, производитель сможет получить сертификат на производство, а потом поставлять свои товары на рынки.

Сертификация - дело добровольное. Со вступлением в силу закона производителю, желающему заниматься зеленым земледелием, не придется ехать в другую страну, чтобы подтвердить свой статус.

- Новый закон охватывает более глобальные проблемы экологии.

- Мы живем в постчернобыльское время. Много сделано, чтобы уменьшить негативные последствия аварии. Ученые наших стран обмениваются научными разработками, ищут новые способы, как возродить поля. В районах на очищенных землях производят экологически чистую продукцию.

Но полностью восстановить загрязненные территории получится очень нескоро. Я вырос в сильно пострадавшем Наровлянском районе. Беспокоюсь не столько за себя, сколько за наших детей и внуков: что они будут есть, какую воду пить, чем дышать? Уверен, производство органической продукции оздоровит окружающую среду.

МЕСТНЫЙ СУПЕРФУД

- Сами ищете в магазинах экопродукты?

- Первым делом оцениваю внешний вид товара. Возьмем, например, картошку - клубень должен быть ровный, без трещин, пятен. Не последнюю роль играет цена. Обязательно гляну на страну-производителя и проголосую рублем за местный товар.

Экопродукты в магазине специально не ищу. К еде отношусь без фанатизма. Главное, чтобы срок годности был в порядке, поменьше всяких «ешек» и другой химии. Сам беру и другим советую овощи, ягоды, фрукты по сезону. Например, многие яблоки, которые пролежали до весны, теряют питательную ценность, какими бы идеальными ни были условия хранения.

А еще не понимаю эту моду на экзотические продукты вроде семян чиа или киноа, которые пришли к нам из-за океана. По-моему, многие склонны преувеличивать их свойства. У нас есть свои «суперфуды» - шиповник, облепиха, боярышник, семена льна - то, что издавна использовали наши предки.

- Есть проблема: зеленые этикетки лепят на все подряд, обманывая народ.

- Громкие надписи на «псевдоорганических» продуктах часто вводят потребителя в заблуждение. Закон о производстве и обращении органической продукции расставил все точки над «i». На продуктах, которые вырастили без химии, разместят специальный знак.

- Хорош натуральный продукт, да дорог. Не навариваются ли на нас продавцы, выставляя двойную цену просто за моду на здоровый образ жизни?

- Сегодня правильное питание для многих уже не дань моде, а стиль жизни. Сами видите, что зелень, помидоры, яблоки с «бабушкиного огорода» покупают охотно. Как они на самом деле выращивались - это уже второй вопрос. Потребитель готов голосовать рублем за натуральный вкус. В среднем экопродукция у нас стоит на 20 - 30 процентов больше обычной. Цена на органические продукты зависит от двух факторов - себестоимости и конкуренции. Чем больше товара, тем он дешевле. Мы пока в начале пути, хотя спрос есть, и он растет. Цену «зеленых» понять можно. Вот представьте, теплицу им надо установить на не использованном ранее грунте - это гарантия, что в почве не осталось вредных удобрений. Поливать растение только чистой водой и т.д. В отличие от обычного фермера, на выходе они получают затрат больше, а урожайность меньше.

- Когда в Беларуси откроют первый экорынок?

- Скорее всего, в конце года, его строят на выезде из Минска, около деревни Валерьяново. Товары представят сельские хозяйства со всей страны - и мелкие фермеры, и крупные агрохолдинги. Спецлаборатория будет проверять все, что лежит на прилавках. Там можно будет купить вкусное и полезное по доступным ценам.

ПОЗДРАВЛЕНИЕ

ПОГОДА В ДОМЕ

- Вместе с теплыми и солнечными днями приближается и один из самых красивых праздников - Международный женский день.

- Поэтому давайте начнем с поздравлений! Женщины в любой должности, помимо профессиональных обязанностей, несут особую миссию, я бы назвал ее «погода в доме». Это и социальная ответственность за себя и близких, и теплая атмосфера в коллективе. В суете и повседневных хлопотах мы, мужчины, порой забываем сказать дамам «спасибо». Но всегда высоко ценим умение поддерживать, понимать и прощать.

Женская забота согревает и защищает нас, вселяет уверенность и силы. Дорогие дамы! Пусть в вашем доме всегда будет уютно, а на душе спокойно. Оставайтесь всегда необыкновенно красивыми и самыми любимыми.

- Уже приготовили сюрпризы родным?

- У меня большая семья: двое детей и пять внуков! Внучек, дочку, невестку, жену ждут комплименты, поздравления и, конечно, цветы. Выбираю весенние тюльпаны. Все дамы в этот день заслуживает самых теплых слов, самого искреннего проявления любви и заботы.

РАБОТА НАЧИСТОТУ

ВКУСНЫЕ ГОСТИНЦЫ

- У россиян пользуются популярностью белорусские продукты. Нередко под видом нашего товара впаривают подделку. Как не попасть на удочку ушлых продавцов?

- Рынки стран Таможенного союза заполнены подделками под известные белорусские бренды. Особенно страдают производители молока, масла и сыров. Отдельные дельцы стремятся заработать на популярности наших продуктов, потому что они вкусные и приемлемые по цене. В нашей стране до сих пор действуют советские ГОСТы, а значит, качество продуктов не может вызывать сомнений. Чтобы не купить абы что, стоит внимательно смотреть на упаковку, вчитываться в этикетки, там указано, откуда товар и кто его произвел.

- Наш натурпродукт будет востребован в других странах?

- Не зря говорят: белорусское - синоним качественного. Наши товары с удовольствием покупают во всем мире. Для тех, кто хочет продавать «био» и «эко» в другие страны, существуют особые правила и требования. Не последнюю роль играют гарантия стабильности поставок, репутация продавца и фермера. Начинающим аграриям важно не отсиживаться в сторонке, а активно участвовать в выставках-ярмарках, посвященных органическому сельскому хозяйству. На таких площадках завязываются личные знакомства и заключаются первые договоры.

Источник: Союзное вече

  

Ключевые слова: Адаменко, экология

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь