последние
интервью
20/02/18

Тех, кто нас боится, надо... приглашать в гости Член Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, депутат Госдумы - о совместных союзных учениях, патриотическом духе и «условном Западе»

15/02/18

Вопросы с поставками белорусского продовольствия в Россию возникают из-за недобросовестного бизнеса Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

15/02/18

Договором создания Союзного государства изначально было предусмотрено равенство в правах граждан, живущих на его территории. Парламентарии обсудили в Гомеле ключевой вопрос дальнейшего развития Союзного государства - гармонизацию российского и белорусского законодательств.

Пресс-центр Выступления и интервью
31/01/18
Наука и инновации

Деньги на прорывные идеи есть, да новаторов мало

Как идет формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства, насколько эффективны программы и как будет реализовываться «цифровая повестка»? Об этом рассказал заместитель председателя Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь

ЦИФРОВАЯ ПОВЕСТКА

- Единое научно-техно-логическое пространство формируется буквально с первого дня после подписания Договора о создании Союзного государства. Тогда, двадцать лет назад, нужно было спасать научные коллективы, предприятия, восстанавливать связи между институтами, вузами и учеными, конкретизировать направления сотрудничества.

Сферами «союзного» интереса стали космос, оборона, безопасность, промышленность, АПК, медицина, ликвидация последствий чернобыльской катастрофы. Направления, где экономические успехи определяет научная составляющая. 

IT и цифровые технологии, робототехника, био- и нанотехнологии - это сферы, где России и Беларуси можно и нужно работать вместе, генерировать новые формы сотрудничества.

- Законодательная база позволяет это сделать?

- Да. А в июне прошлого года в Санкт-Петербурге на союзном Совете министров состоялся серьезный разговор на тему правового поля для инноваций. Приняли пакет документов «Основные направления формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства», «Положение о комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства». Утвердили состав комиссии и примерный перечень программ и проектов для разработки. Мы, депутаты, должны поработать над тем, как повысить эффективность использования союзного бюджета.

МОЗГОВОЙ ШТУРМ

- В ноябре прошлого года в Минске прошел парламентский семинар, посвященный формированию единого научно-технологического пространства. Подведете итоги?

- Это был мозговой штурм. Обсуждали стратегию и тактику дальнейших действий в этом направлении, пытались предвосхитить будущее. По-моему, семинар удался. В нем участвовали и ученые, и практики. Все, кто переживает за общую судьбу Беларуси и России. Прозвучало много разных идей, мнений, предложений. Мы разработали конкретные, адресные рекомендации, которые будут использованы в работе Парламентским Собранием, Постоянным комитетом Союзного государства, министерствами и ведомствами.

- По какому магистральному пути надо дальше продвигаться?

- Прежде всего выстраивать систему взаимодействия научных учреждений, вузов и органов госуправления России и Беларуси. Продолжать совершенствовать законодательство. Узаконить Межакадемический совет по проблемам развития СГ, создать условия для трансферта и обмена технологиями. Наша комиссия по экономической политике разработала предложения по интеллектуальной собственности, признанию патентов и изобретений. Итог любой союзной программы - это продукт, промышленный образец, патент. Возникают вопросы: как дальше им пользоваться, как внедрять в производство, как получать прибыль?

Еще на повестке дня - проблема выбора приоритетных направлений в работе по союзным программам, где можно получить наибольший синергетический эффект. Это естественно, поскольку мы идем непроторенными путями. Нужны программы, которые бы выводили нас в лидеры в выбранных отраслях. Весь спектр науки и техники охватить невозможно, но в основных сегментах мы должны стремиться к мировому лидерству. Нужно дружить, а не прятать друг от друга достижения. Идти от конкуренции к кооперации, выходить с совместным продуктом на рынки третьих стран. Кроме того, нашу стратегию сегодня во многом определяют санкции в отношении России со стороны некоторых стран. Запад никогда не продаст нам современные актуальные технологии, производственные линии. Значит, нужно напрягаться самим.

- С точки зрения объективного наблюдателя, как думаете, союзные программы эффективны?

- Результат реализации большинства программ - инновационный продукт на уровне мировых разработок. Каждый союзный рубль дает большую отдачу, чем по обычным государственным или федеральным программам. Но порядок утверждения «союзных» проектов - это уже притча во языцех. Не дело, когда документы между кабинетами чиновников ходят по три-четыре года. О какой актуальности научных разработок можно говорить за этот срок?

Парадоксальная ситуация: в бюджете есть деньги, но очереди из новаторов, желающих реализовать прорывные идеи, - нет. А должна быть! Должен быть конкурс на союзные программы.

ВЕНЧУРНЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРАВО НА ОШИБКУ

- Новым направлением работы становится «цифровая экономика», как нам не оказаться в аутсайдерах?

- В Беларуси приняли закон об инвестиционных фондах, но как он будет работать, пока не ясно. Хотя движение вперед есть: создан российско-белорусский венчурный фонд, есть пакет проектов. В Парке высоких технологий это «окно» пробили, интерес проявляет и «Фейсбук», и «Гугл», по другим направлениям - био-, нанотехнологиям, микроэлектронике и т.д., - тоже нужно двигаться быстрее.

Есть проблема рискованных проектов. Это сфера венчурного финансирования. Здесь должен быть интерес и банков, и страховых компаний. Вполне мировая практика: ученый-исследователь должен иметь право на ошибку.

Цифровизация экономики - глобальный тренд. В Беларуси вот-вот заработает декрет «О развитии цифровой экономики», в России принята программа «Цифровая экономика». Нам нужно вместе работать и на этом фронте, координируя усилия. Поле деятельности широкое: это и искусственный интеллект, и глобальный интернет, и технологии блокчейн, и другие тренды. «Цифровая повестка» утверждена на самом высоком уровне, а наша задача - искать оптимальные решения, как ее реализовать. Общие контуры уже очевидны.

Примером может служить белорусский Парк высоких технологий. Его называют европейской Силиконовой долиной, и он работает очень эффективно. Декрет «О развитии цифровой экономики» дает новые стимулы и механизмы, чтобы инновационные разработки быстро внедрялись в практику. Не случайно сами айтишники называют декрет «ПВТ 2.0». Фактически создается благоприятная экосреда для стартапов. Это большой шаг вперед, но это начало. В ближайшей перспективе все наши свободные экономические зоны и технопарки станут платформами для развития новой экономики. Там будет концентрироваться талантливая молодежь, туда должны вкладываться инвестиции. Все инновации обязаны внедряться в практику.

- Что еще нужно, чтобы сотрудничество в науке и технологиях углублялось?

- Союзным СМИ нужно больше писать об этом. Ваша газета и журнал «Союзное государство» и другие медиа информируют о том, что происходит в экономике, политике, культуре, искусстве. Хотя не хватает серьезных аналитических материалов: о работе ученых, о достижениях, о результатах выполнения наших программ. Мы показываем итог: создали машину, сделали открытие. Вроде просто. А надо показать процесс, творческий труд. Проблемы были, есть и будут, это нормально. Их нужно решать и выходить на новые уровни. В этом суть прогресса.

Источник: Союзное вече

Ключевые слова: Щепов, экономика

© Парламентское Собрание Союза Беларуси и России

Обратная связь