Медицина и продолжительность жизни в Союзном государстве

Версия для печати
8 – 9 апреля 2008 года,
Минск

РЕКОМЕНДАЦИИ

Десятого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«Медицина и продолжительность жизни в Союзном государстве»


Десятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему "Медицина и продолжительность жизни в Союзном государстве"

г. Минск, 8 – 9 апреля 2008 года

Десятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Медицина и продолжительность жизни в Союзном государстве» организовано и проводится по инициативе Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам. В ходе выступлений участников заседания и состоявшейся дискуссии были рассмотрены направления и перспективы взаимодействия в сфере здравоохранения, проблемы развития систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации. Участники семинара обсудили вопросы экономического обеспечения решения проблем продолжительности жизни в Союзном государстве, унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области здравоохранения, предложения по разработке программ Союзного государства в области медицины и здравоохранения, социальные проекты, направленные на решение проблем демографии, подготовки и переподготовки кадров в системе здравоохранения, ряд современных медицинских технологий.

Участники семинара обращают особое внимание на необходимость целенаправленного решения приоритетной для Союзного государства задачи в области здравоохранения – обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения гражданами наших стран качественного медицинского обслуживания.

Участники семинара выражают уверенность в том, что состоявшееся обсуждение и настоящие рекомендации будут полезными для специалистов в сфере здравоохранения наших государств.

Наши страны имеют ряд общих проблем, что касается показателей здоровья населения: падение рождаемости при высокой смертности, рост числа неинфекционных заболеваний, рост общей заболеваемости трудоспособного населения социально значимыми болезнями и инвалидизации. Подобное положение требует пересмотра подходов к организации национальных систем здравоохранения и  к решению проблемы их интеграции, так как создание сильных национальных систем здравоохранения является основным средством достижения лучших результатов в отношении здоровья.

В соответствии с Положением о доступности медицинской помощи, принятым 40-й Всемирной медицинской ассамблеей (Вена, Австрия, сентябрь 1988 года), национальные системы здравоохранения должны стремиться к объединению для решения вопросов, связанных с обеспечением доступности медицинской помощи и преодолением практических ограничений, вызванных особенностями ресурсов и возможностями каждой отдельной страны.

Участники семинара единодушны в том, что проблему повышения качества и совершенствования систем здравоохранения в рамках единого пространства необходимо решать путем объединения потенциалов Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
По общему мнению участников семинара, интеграция усилий в области охраны здоровья будет способствовать созданию моделей здравоохранения, отвечающих нуждам населения и соответствующих приоритетам национального здравоохранения и финансовым ресурсам государств, путем улучшения межгосударственного взаимодействия в области охраны и укрепления здоровья людей, оптимизации стратегического управления национальными программами развития здравоохранения, совершенствования системы мониторинга и оценки состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической ситуации и демографических показателей.

Основное внимание должно быть направлено на создание целостной модели согласованного развития систем здравоохранения Беларуси и России, совершенствование законодательной базы, обеспечивающей функционирование единого правового поля Союзного государства в области охраны здоровья населения.

В результате состоявшегося обсуждения проблем в области здравоохранения с учетом основных направлений и особенностей правового регулирования систем здравоохранения Республики Беларусь и Российской Федерации, анализа состояния дел в данной сфере участники семинара в целях обеспечения равных прав граждан Беларуси и России на доступное и качественное медицинское обслуживание, создания необходимых условий для развития интеграционных процессов, дальнейшей гармонизации нормативно-правовой базы Союзного государства в области здравоохранения рекомендуют Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации организовать сотрудничество по следующим направлениям.

1. Создание единого правового поля Союзного государства

  • в области охраны здоровья населения
  • Продолжить работу по гармонизации нормативно-правовой базы здравоохранения Беларуси и России в части обеспечения равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях договаривающихся сторон;
  • разработать соглашение, направленное на взаимное признание авторских и смежных прав в области здравоохранения в целях обеспечения возможности использования в этой сфере новейших научных и технических достижений;
  • разработать соглашение о координации научных исследований и систем медицинского образования Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • унифицировать терминологию в области технического нормирования и стандартизации в здравоохранении;
  • внедрить единые принципы классификации медицинских услуг.


2. Сотрудничество в вопросах санитарно-эпидемического благополучия

  • Унифицировать гигиенические нормативы безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов с целью стандартизации показателей безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов и обеспечения выпуска безопасной продукции;
  • рассмотреть (инициировать) предложение о продлении Соглашения между Министерством здравоохранения Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Российской Федерации о взаимном признании удостоверений о государственной гигиенической регистрации Республики Беларусь и санитарно-эпидемиологических заключений Российской Федерации, в том числе на детское питание. (Справочно: 24 октября 2008 года истекает срок действия Соглашения, и стороны в срок до 24 апреля 2008 года должны определиться по вопросу о его автоматическом продлении или о намерении прекратить его действие с уведомлением в письменной форме);
  • подготовить проект межправительственного соглашения, закрепляющего возможность прямого применения на территории Республики Беларусь и территории Российской Федерации удостоверений о государственной гигиенической регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, свидетельств о государственной регистрации без их переоформления в виде национального документа страны-импортера;
  • унифицировать систему оценки эпидемиологической ситуации с целью своевременной корректировки профилактических и противоэпидемических мероприятий для снижения уровня заболеваемости (инфекционные болезни);
  • обеспечить своевременное информирование о чрезвычайных ситуациях с целью проведения противоэпидемических мероприятий и защиты территорий и населения от воздействия чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • создать банк эталонных клеток человека и животных для диагностики и контроля инфекций, а также банк стандартизованных образцов сывороток для идентификации возбудителей особо опасных инфекций;
  • унифицировать стандарты лабораторных исследований для своевременной эффективной диагностики, лечения и снижения риска распространения инфекций;
  • предусмотреть финансирование работ по ликвидации йодной недостаточности у детей, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях Гомельской и Брянской областей в Программе совместной деятельности по преодолению последствий Чернобыльской катастрофы на АЭС в рамках Союзного государства;
  • выйти с законодательной инициативой разработки пилотного проекта закона, позволяющего в полной мере контролировать распространение и применение ГМО (ГММ) в России и Беларуси;
  • создать в рамках Союзного государства координационный центр по безопасности продовольственного сырья, продуктов питания и кормов.


3. Организация медицинской помощи

  • Унифицировать порядок разработки и внедрения протоколов профилактики, диагностики и лечения больных;
  • создать криобанк стволовых клеток человека для обмена ими между странами;
  • разработать единые подходы к диспансеризации населения;
  • разработать единую методику контроля за эффективностью и реализацией мероприятий по профилактике, диагностике и лечению артериальной гипертензии;
  • завершить разработку союзной программы по организации лечения и реабилитации граждан Беларуси и России, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, в медицинских центрах, построенных с использованием средств бюджета Союзного государства;
  • разработать совместные программы по вовлечению населения в деятельность по пропаганде охраны, укрепления здоровья и профилактики заболеваний, широкому привлечению средств массовой информации к более активной работе по вопросам охраны и укрепления здоровья, повышению информированности населения о деятельности национальных систем здравоохранения;
  • разработать совместную стратегию борьбы с социально значимыми заболеваниями;
  • разработать программы скрининга населения для выявления групп риска по основным неинфекционным заболеваниям;
  • разработать единые для России и Беларуси стандарты диагностики и лечения больных злокачественными новообразованиями;
  • определить и зафиксировать отчисления (процент от ВВП) для финансирования решений онкологических проблем.


4. Сотрудничество в сфере образования, науки

  • и информационных технологий
  • Разработать единую концепцию подготовки медицинских кадров в целях оптимизации кадрового обеспечения;
  • унифицировать подготовку медицинских и фармацевтических кадров;
  • разработать единые подходы к аттестации специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием;
  • подготовить совместные учебники и учебные пособия для обучения медицинских кадров;
  • активизировать создание единых информационных систем в области медицины;
  • подготовить и издать руководство для работников амбулаторно-поликлинических организаций системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, обобщающее передовой опыт в области профилактики неинфекционных заболеваний;
  • поддержать инициативу научно-практических центров России и Беларуси о проведении ежегодного Конгресса детских врачей Союзного государства в целях объединения усилий специалистов в области детского здравоохранения по укреплению и поддержанию здоровья детского населения;
  • подготовить и провести совместное научное исследование «Изучение факторов, влияющих на достижение возраста долголетия в Республике Беларусь и Российской Федерации»;
  • проводить ежегодные научно-практические конференции по обмену передовым научным и практическим опытом в сфере здравоохранения в целях развития дальнейшего сотрудничества между учреждениями здравоохранения Беларуси и России, укрепления профессиональных связей.
  • Интеграция систем здравоохранения наших стран будет способствовать повышению доступности и качества оказания медицинской помощи, ее профилактической направленности, что обеспечит улучшение основных медико-демографических показателей, в том числе будет способствовать увеличению продолжительности жизни граждан обеих стран.
  • Интеграция систем здравоохранения в Беларуси и России должна внести существенный вклад в достижение целей развития тысячелетия в области здоровья и привести к снижению уровня бедности.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter