Развите туристской индустрии в Союзном государстве: нормативно-правовые, социально-экономические и культурно-познавательные основы
Версия для печатиСостоялось шестнадцатое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Развитие туристической индустрии в Союзном государстве: нормативно-правовые, социально-экономические и культурно-познавательные основы».
В семинаре приняли участие депутаты Парламентского Собрания, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации, администрации Краснодарского края и Республики Адыгея, союзных и региональных средств массовой информации, а также научной общественности двух стран.
В ходе заседания обсуждались следующие вопросы:
- развитие туризма в Союзном государстве в условиях мирового финансово-экономического кризиса;
- развитие туризма между регионами Республики Беларусь и Российской Федерации. Опыт сотрудничества;
- нормативно-правовая база в туристической сфере в Республике Беларусь и Российской Федерации;
- меры государственной поддержки въездного и внутреннего туризма;
- подготовка и переподготовка кадров в области туризма;
- продвижение туристического продукта в Союзном государстве: проблемы и пути их решения.
Участники семинара обсудили с заинтересованными органами государственной власти и управления вопросы развития двустороннего сотрудничества Беларуси и России в туристической сфере, рассмотрели возможности укрепления связи двух государств в области туризма, повышения интереса граждан к внутреннему туризму и конкурентоспособности въездного туризма в рамках Союзного государства на международном рынке, попытались найти пути совершенствования механизмов формирования совместного туристического продукта.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Шестнадцатого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства
«Развите туристской индустрии в Союзном государстве: нормативно-правовые, социально-экономические и культурно-познавательные основы»
Участники заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Развитие туристской индустрии в Союзном государстве: нормативно-правовые, социально-экономические и культурно-познавательные основы», обсудив проблемы развития приоритетных направлений туризма в Союзном государстве, отмечают следующее.
Одним из главных приоритетов долгосрочного социально-экономического развития Союзного государства является повышение качества жизни его граждан. Туризм является одной из важнейших отраслей современной экономики, нацеленных на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения.
В настоящее время индустрия туризма в мире является одной из наиболее динамично развивающихся сфер в международной торговле услугами. По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2008 году доля туризма в мировом ВВП с учетом вклада сопутствующих отраслей составила 9,9 процента. Многие страны Европы значительную часть своего благосостояния построили на доходах от туризма. Так, в Великобритании эти доходы с учетом мультипликативного эффекта составляют 9,2 процента ВВП страны, в Германии – 8,6 процента, во Франции – 10,9 процента. По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доля доходов от туризма в 2008 году в ВВП России с учетом мультипликативного эффекта составит 6,9 процента.
По данным Росстата, в 2008 году в Россию въехали более 23,7 миллиона иностранных граждан, из них только 2,3 миллиона с туристскими целями, что на 3,7 процента больше, чем годом ранее. Туристские поездки в другие страны совершили 11,3 миллиона российских граждан (на 21 процент больше, чем в 2007 году). Дефицит платежного баланса по статье «поездки» составил порядка 10 миллиардов долларов США. Таким образом, вывезенные российскими туристами денежные средства работают на экономику других стран, что в значительной степени снижает экономические возможности развития отечественного туристского комплекса.
В 2008 году Беларусь посетили 5,3 миллиона граждан из 134 стран. Доходы от экспорта туристских услуг достигли почти 110 миллионов долларов США, что на 78,8 процента больше, чем в прошлом году.
По состоянию на 1 апреля 2009 года лицензии на туристскую деятельность в Беларуси имели 877 организаций. Только за март текущего года в республике зарегистрировано 47 новых туристских фирм. В текущем году в Республике Беларусь планируется на четверть увеличить экспорт туристских услуг.
К основным факторам, определяющим будущее туриндустрии, следует отнести такие, как политические и социально-экономические условия развития, конкуренция на отраслевом и межгосударственном уровнях, транспортная инфраструктура, информационные и инновационные технологии как в туриндустрии, так и в смежных отраслях.
Кроме того, туризм как одна из ведущих отраслей мировой экономики занимает первое место среди других по созданию новых рабочих мест. Три-четыре иностранных туриста обеспечивают одно рабочее место в туротрасли, а это влечет за собой появление новых рабочих мест в сопутствующих отраслях. В период экономического кризиса туриндустрия может стать той отраслью, которая вберет в себя высвобождающиеся трудовые ресурсы и часть малого бизнеса.
Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Союзного государства на рынке въездного и внутреннего туризма показывает необходимость активных действий, направленных на создание условий для устойчивого развития туризма.
С учетом изложенного целью развития туризма в Союзном государстве должно стать формирование современного эффективного, конкурентноспособного туристского рынка, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и белорусских граждан, а также граждан иностранных государств, в туристских услугах, повышения занятости и уровня доходов населения.
В настоящее время наиболее перспективными, растущими опережающими темпами, видами туризма на мировом туристском рынке, являются:
- культурно-познавательный туризм, охватывающий 10 процентов общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
- активные виды туризма, такие, как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
- специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности, как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и другие;
- круизный туризм: морские и речные круизы;
- деловой туризм.
- В большинстве развитых стран существует понятие социального туризма, суть которого – сделать доступным отдых для всех слоев общества, в том числе для студентов, многодетных семей, пенсионеров. Сегментами индустрии туризма, которым нужна государственная поддержка, являются санаторно-курортный комплекс, детский и молодежный туризм.
Учитывая вышеизложенное, участники заседания постоянно действующего семинара считают целесообразным:
1. Предложить оргкомитету проведения Олимпиады «Сочи-2014», Правительству Российской Федерации, Национальному олимпийскому комитету Российской Федерации, Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству спорта и туризма Республики Беларусь:
- использовать наработанный положительный опыт формирования подразделений волонтеров Олимпиады 1980 года в г. Москве для обеспечения переводческой деятельности, обслуживания мероприятий, обеспечения безопасности участников и гостей Олимпиады в г. Сочи в 2014 году.
2. Рекомендовать Cовету Министров Республики Беларусь и Правительству Российской Федерации:
- принять решения о льготном проезде на наземном транспорте организованных групп школьников и студентов в 2010 году при поездках для участия в мероприятиях, посвященных 65-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне.
3. Рекомендовать Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Министерству спорта и туризма Республики Беларусь:
- сформировать антикризисные программы развития туристской отрасли на региональном и муниципальном уровнях, разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих благоприятные условия для развития туризма и направленных на повышение конкурентоспособности Союзного государства как мирового туристского центра в новых экономических и социальных условиях;
- выйти с предложением по созданию в 2011 году за счет средств бюджета Союзного государства юридического лица – «Штаба молодежного строительного отряда Союзного государства по участию в возведении олимпийских объектов в г. Сочи»;
- выйти с предложением по проведению в 2011 году за счет средств бюджета Союзного государства Дня туризма Союзного государства в Беларуси и России;
- выйти с предложением по созданию за счет средств бюджета Союзного государства:
- туристско-информационных центров (ТИЦ) вдоль транспортного коридора Брест – Москва в городах Бресте, Минске, Орше, Смоленске, Вязьме, Москве; вдоль транспортного коридора Санкт-Петербург – Одесса в городах Санкт-Петербурге, Витебске, Могилеве, Гомеле;
- по изданию рекламно-информационной продукции по маршрутам Брест – Москва, Санкт-Петербург – Гомель;
- по разработке и изданию путеводителей по приграничным маршрутам Псковской и Витебской, Смоленской, Витебской и Могилевской, Брянской и Гомельской областей;
- разработать предложения по созданию механизмов развития агротуризма (с учетом опыта работы в данной отрасли Республики Беларусь) в плане социально-экономической поддержки села, туризма для детей, студентов и пожилых граждан. Следует учитывать, что такие виды туризма, как сельский, детский и молодежный, являются не только индустрией развлечения и отдыха, но и важнейшей политической составляющей нашей жизни и имеют большое значение для патриотического воспитания подрастающего поколения, а также актуальны в рамках реализации антикризисных мер по поддержке социально незащищенных слоев населения;
- поддержать идею организации международных молодежных лагерей духовно-патриотического воспитания на культурно, исторически и духовно привлекательных территориях Беларуси и России;
- внести предложения по созданию системы профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров (в том числе высвобождаемых в результате кризиса) для работы в сфере туризма, что должно способствовать улучшению качества обслуживания в туристической индустрии;
- провести международную научно-практическую конференцию по обобщению международного опыта подготовки кадров в сфере туризма и изучению туристских потребностей других народов;
- формировать программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, праздники, экстремальный туризм и так далее);
- разработать совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства план ключевых, «знаковых» событий года и широко представлять информацию о туристских возможностях в сети Интернет, в СМИ, в том числе в СМИ Союзного государства;
- совершенствовать и расширять мониторинг, исследования, анализ и прогнозирование туристского рынка двух государств, используя международный опыт оценки экономической роли туризма;
- разработать предложения по формированию правовых основ функционирования единой автоматизированной информационной системы учета реализации туристского продукта на территории Союзного государства;
- разработать меры по унификации законодательства в области туризма с учетом опыта мировой практики в туристской отрасли и предложения по определению особенностей правового регулирования путешествий несовершеннолетних туристов, включая механизм обязательного страхования туристских маршрутов повышенной опасности в пределах Беларуси и России, повышенную ответственность туроператоров и турагентов за качество и безопасность предоставляемых услуг, определение квалификационных требований к руководителям турфирм, организующих путешествия групп несовершеннолетних туристов, а также квалификационных требований к руководителям таких групп;
4. Рекомендовать Министерству спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации разработать и внести предложения по изменению Налогового кодекса Российской Федерации, включающие:
- отмену НДС на доходы туроператоров от реализации санаторно-курортных путевок;
- уменьшение базы по HДФЛ на всю сумму расходов на приобретение санаторно-курортных путевок (при этом Правительством Российской Федерации устанавливается максимальная сумма расходов на одного человека; в настоящий момент налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета по сумме, направленной в санаторно-курортном учреждении только на оплату медицинских услуг);
- исключение в целях эффективной поддержки детского и молодежного туризма из налогооблагаемой базы по налогам на доходы физических лиц стоимости путевок, полученных в рамках осуществления мероприятий и программ социального, детского, молодежного туризма;
- введение налоговых льгот по налогу на имущество, земельному налогу санаторно-курортным предприятиям, лагерям детского отдыха, осуществляющим обслуживание льготных категорий и социально незащищенных граждан;
- включение затрат на приобретение санаторно-курортных путевок для своих работников в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций;
- установку максимальной ценовой планки на цену ночи (без лечения) пребывания в санатории и цену ночи пребывания на турбазах;
- уменьшение стоимости входных билетов в музеи для иностранцев.
5. Рекомендовать Министерству иностранных дел Республики Беларусь и Министерству иностранных дел Российской Федерации:
рассмотреть возможность безвизового въезда туристов из третьих стран, путешествующих в составе организованных групп, на срок до 72 часов, а также упрощения оформления виз в консульствах Российской Федерации за рубежом.