Согласованная аграрная политика Беларуси и России – важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства
Версия для печати14 - 15 октября 2009 года в Гродненской области состоялось заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Согласованная аграрная политика Беларуси и России – важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства».
В семинаре принимали участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации, научной общественности двух стран.
Основная тема семинара – разработка и реализация совместных программ в аграрно-промышленной сфере, направленных на выполнение задач обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства.
В ходе заседания обсуждалось развитие торгового сотрудничества, в том числе в рамках межрегионального и приграничного сотрудничества, совершенствование форм и методов торговли, развитие товаропроводящей сети, а также сотрудничество России и Беларуси в области сельскохозяйственного машиностроения.
Участники семинара рассмотрели следующие вопросы:
- унификация и гармонизация национальных законодательств Беларуси и России в области обеспечения продовольственной безопасности;
- совершенствование форм и методов государственной поддержки и защиты товаропроизводителей в аграрно-промышленной сфере;
- повышение качества и безопасности сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- формирование общего продовольственного рынка;
- мониторинг состояния продовольственной безопасности.
Кроме того, в период проведения семинара состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике. Члены комиссии рассмотрели вопрос о ходе работы по организации и проведению работ по учету, оценке и управлению активами Союзного государства, обсудили ход работы по подготовке проектов Порядка разработки и реализации программ Союзного государства и Порядка проведения конкурсов по исполнению мероприятий программ Союзного государства. Представители Постоянного Комитета Союзного государства представили отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2008 и 2009 год.
В рамках проведения семинара союзные парламентарии посетили филиал ОАО «Гроднохлебопродукт» племптицерепродуктор «Юбилейный» и ОАО «Василишки».
РЕКОМЕНДАЦИИ
Семнадцатого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства
«Согласованная аграрная политика Беларуси и России – важнейшее условие продовольственной безопасности Союзного государства»
Участники семинара всесторонне рассмотрели и обсудили состояние и ключевые проблемы экономической интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации в аграрной сфере, выявили основные направления координации усилий государств по осуществлению согласованной аграрной политики в рамках Союзного государства и достижению продовольственной безопасности Союзного государства.
По общему мнению участников, продовольственный, энергетический и финансовый кризисы в мировой экономике обусловливают необходимость выработки мер стратегического и оперативного плана, направленных как на минимизацию их последствий в экономиках государств – участников Союзного государства, так и на углубление интеграции, укрепление кооперации, торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, а также на синхронизацию механизмов регулирования взаимной торговли.
Отмечая, что развитие агропродовольственного сектора экономики Союзного государства является одним из основных приоритетов социально-экономической политики, гарантирующим продовольственную безопасность Беларуси и России, участники семинара пришли к выводу о настоятельной необходимости проведения согласованной аграрной политики.
В ходе состоявшейся дискуссии участники семинара констатировали, что в интеграции агропромышленных комплексов Беларуси и России достигнуты определенные положительные результаты:
- обеспечены устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия, увеличение экспорта;
- отмечается положительная динамика развития торговоэкономических отношений России и Беларуси, объем товарооборота между странами только по продовольственной группе в 2008 году составил около 3 миллиардов долларов США;
- разрабатываются и реализуются прогнозы социальноэкономического развития Союзного государства, балансы топливноэнергетических ресурсов Союзного государства;
- составляются прогнозные балансы спроса и предложения Союзного государства по важнейшим видам продукции (мясо, молоко, яйца, сахар, растительное масло, льноволокно). Впервые в 2008 году сформированы пятилетние совместные балансы спроса и предложения по мясу, молоку и сахару, направленные на стимулирование роста производства и взаимной торговли;
- разрабатываются и реализуются совместные программы, финансируемые из бюджета Союзного государства. В аграрной сфере реализованы научно-технические программы «Лен», «Картофель», «Молоко», «Плодоовощная продукция», направленные на техническое переоснащение соответствующих отраслей;
- создана правовая основа взаимодействия в торговле и экономике, включающая более 120 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений, позволяющая динамично сотрудничать в различных сферах;
- достигнутый уровень гармонизации законодательства и экономических нормативов (пошлин, сборов, налогов и др.), особенно таможенных тарифов, позволяет перейти к более системному регулированию взаимной торговли продукцией сельскохозяйственного происхождения и торговли с третьими странами.
В то же время несмотря на положительные результаты экономической интеграции государств – участников Союзного государства. в агропромышленной сфере остаются экономические, организационные и технологические проблемы, важнейшие из которых следующие:
- потенциал взаимодействия двух стран в аграрном секторе, в сфере поставок продовольствия и повышения его конкурентоспособности использован далеко не полностью;
- не в полной мере используются возможности государств – участников Союзного государства по сближению и унификации национального законодательства;
- имеются различия в системе государственной поддержки агропромышленного производства, в политике ценообразования и налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- недостаточно скоординированы действия национальных ветеринарных служб и государственных органов управления;
- существуют барьеры в торговле продовольствием и сельскохозяйственным сырьем как с одной, так и с другой стороны;
- несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков и большой удельный вес трансакционных издержек в конечной цене продуктов.
Принимая во внимание, что сотрудничество в аграрной сфере затрагивает целый комплекс взаимосвязанных проблем и является одним из важнейших направлений интеграции, участники семинара полагают необходимым считать аграрную сферу одним из основных направлений экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь.
Участники семинара констатируют, что формирование единой аграрной политики требует дальнейшей поэтапной синхронизации важнейших ее направлений, включая:
- обеспечение продовольственной безопасности государств – участников Союзного государства и Союзного государства в целом;
- повышение экономической стабильности и устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей в государствах – участниках Союзного государства;
- формирование продуктовых рынков на основе стимулирования рыночного спроса и предложения на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие в Беларуси и России и в Союзном государстве в целом;
- развитие общего аграрного рынка, определение мер по его регулированию;
- определение согласованных позиций во внешнеэкономических отношениях, в том числе с третьими странами;
- создание необходимых нормативно-правовых и экономических условий для движения товаров и услуг на общем аграрном рынке;
- создание экономических условий для осуществления взаимовыгодных инвестиционных проектов;
- гармонизация нормативно-правовой базы, связанной с функционированием внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия, материально-технических ресурсов, научно-технического сотрудничества;
- ориентация на развитие рыночных отношений и адекватное ситуации их государственное регулирование;
- недопущение количественных и экономических ограничительных мер во взаимных поставках продовольствия (кроме случаев нарушения действующих ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований, норм технических регламентов).
По общему мнению участников семинара, приоритетными направлениями экономического сотрудничества России и Беларуси в аграрной сфере следует считать:
- развитие общего аграрного рынка Союзного государства, включая формирование единых требований в области таможеннотарифной защиты, контроля безопасности и качества продукции сельскохозяйственного происхождения;
- координацию и последующую синхронизацию систем регулирования аграрных рынков и механизмов государственной поддержки сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Беларусь с учетом страновых и региональных различий в условиях хозяйствования, финансовых возможностей бюджетов стран и их субъектов;
- создание условий для преференциальной взаимной торговли продукцией агропромышленных комплексов обоих государств.
Обменявшись мнениями по наиболее актуальным проблемам аграрной политики и продовольственной безопасности государствучастников и в целом Союзного государства, участники семинара полагают возможным предложить правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации следующие рекомендации.
Учитывая сложность процесса унификации и гармонизации законодательства государств – участников Союзного государства в области аграрного права, в том числе необходимость приведения их в соответствие с требованиями ВТО, рассмотреть возможность создания совместных белорусско-российских межведомственных рабочих групп по наиболее актуальным проблемам аграрной политики.
Обратить особое внимание на важность при формировании единого правового поля Беларуси и России типовых соглашений. Варианты возможных правовых решений, предлагаемых в типовых соглашениях, должны способствовать углублению интеграции, преодолению межгосударственных барьеров и ограничений в осуществлении равных возможностей для хозяйственной деятельности, эффективного использования потенциала двух стран.
Считать работу над проектами типовых соглашений перспективным направлением в дальнейшей деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
Ускорить разработку проекта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и проекта Закона Республики Беларусь «О продовольственной безопасности».
Завершить работу над соглашением о принципах субсидирования в промышленности и сельском хозяйстве, которое должно стать очередным шагом по созданию единого экономического пространства Союзного государства.
В качестве правовой основы формирования общего аграрного рынка принять Соглашение об общем аграрном рынке и Положение об условиях создания и функционирования общего аграрного рынка Союзного государства.
Завершить в короткие сроки разработку и утверждение в установленном порядке проекта Концепции единой аграрной политики Союзного государства, разработанного Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства и Институтом системных исследований в АПК НАН Беларуси.
В целях организационного воздействия на развитие внешней торговли продукцией сельского хозяйства в рамках общего аграрного рынка активизировать работу по созданию товаропроводящей системы общего аграрного рынка, включая торгово-логистические центры, информационно-маркетинговые центры, товарные продовольственные биржи, оптовые рынки, систему страхования торговых операций, совместные предприятия и производства и так далее.
Совершенствовать и развивать практику составления балансов спроса и предложения Союзного государства по важнейшим видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая мониторинг их выполнения.
В этих целях изучить возможность создания в составе органа управления общим аграрным рынком межгосударственного прогнозно-аналитического центра, в функции которого входили бы как проведение аналитической работы, так и разработка сводных прогнозов, программ и иных материалов.
В целях совершенствования отношений в области кредитования операций по торговле аграрной продукцией между государствами – участниками Союзного государства разработать механизмы предоставления гарантий по кредитам, привлеченным для финансирования поставок сельхозпродукции и продовольствия во взаимной торговле между Россией и Беларусью.
Сторонам обеспечить равноправный доступ субъектов хозяйствования государств – участников Союзного государства к кредитным программам лизинга сельскохозяйственной техники, регулирования рынков строительства и оснащения сельскохозяйственных объектов.
Усилить взаимодействие в области аграрной науки, объединить научный потенциал Беларуси и России в аграрной сфере в целях создания конкурентоспособных сортов растений, пород животных, новейших технических средств. В первую очередь это машины по переработке кормовых культур, почвообрабатывающие комбинированные посевные агрегаты и техника по заготовке кормов, возделыванию картофеля.
Активизировать работу по разработке проектов новых совместных научно-технических программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, предусматривающих разработку машин и механизмов, внедрение современных технологий в кормопроизводстве, свиноводстве, льняной отрасли, производстве пищевых продуктов, в том числе функционального назначения.
В целях гармонизации сотрудничества России и Беларуси в области сельскохозяйственного машиностроения выработать общие подходы к развитию сельскохозяйственного машиностроения, создать равные условия доступа и развития в сельхозмашиностроении, создать условия для расширения сотрудничества в части создания совместного производства сельскохозяйственной техники, в частности комбайнов.
Изучить возможность разработки межгосударственных проектов по проблемам метрологии (оборудование, приборы, методология и методики их применения), увеличения жизненного цикла продуктов с торговой маркой и возможности проверки их качества, а также по доведению конкретных продуктов до торговых марок (брэндов).
С целью осуществления и координации контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения при их производстве, переработке, хранении, транспортировке и реализации в России и Беларуси, в том числе при экспортно-импортных поставках, изучить возможность создания при Совете Министров Союзного государства комиссии по координации государственного контроля и надзора за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.
1 января 2010 года начинает функционировать Таможенный союз, объединяющий Россию, Беларусь и Казахстан. Это придаст новый импульс процессу формирования единого экономического пространства Союзного государства, поскольку свободное перемещение товаров будет способствовать росту рынка сбыта продукции.
Участники семинара выражают уверенность, что осуществление перечисленных и других мер по усилению социально-экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь будет способствовать обеспечению ускорения и углубления интеграционных процессов, повышению эффективности функционирования национальных экономик и общего аграрного рынка.