80 ПОБЕДА!

О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства

Версия для печати
27 – 28 октября 2010 года,
Минск

27 – 28 октября 2010 года в г. Минске прошло двадцать первое заседание постоянно действующего семинара по вопросам строительства Союзного государства на тему «О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства».

В работе семинара принимали участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств, ведомств, неправительственных организаций, научной общественности и средств массовой информации Республики Беларусь и Российской Федерации.

На семинаре обсуждались следующие основные темы:

  • о реализации Плана мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства, утвержденного Постановлением Советом Министров Союзного государства № 29 от 28 августа 2009 года;
  • о подготовке новой редакции Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства.

В период проведения семинара, 28 октября, состоялось заседание Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам. Члены комиссии наряду с обсуждением хода текущего исполнения бюджета Союзного государства рассмотрели материалы, связанные с подготовкой проекта бюджета Союзного государства на 2011 год.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Двадцать первого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«О повышении эффективности формирования и исполнения бюджета Союзного государства с учетом реализации Соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства»


В заседании приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ответственные должностные лица Постоянного Комитета Союзного государства и Секретариата Парламентского Собрания, представители органов исполнительной и законодательной власти обеих стран, научной общественности, средств массовой информации.

Участники семинара констатировали, что, несмотря на определенные трудности, связанные с отсутствием детально проработанной нормативно-правовой базы, бюджетный процесс в Союзном государстве стадию становления прошел в целом успешно.

С 1998 года бюджет Союзного государства увеличился почти в семь раз и составил в 2010 году около 5 млрд. российских рублей, став важным инструментом укрепления межведомственных и межотраслевых белорусско-российских связей, а также культурных и общественных контактов. Уровень исполнения бюджета в последние годы достиг достаточно высоких показателей: наполнение доходной части составляет около 100 процентов, а исполнение расходной части – около 90 процентов от запланированных объемов.

За счет средств бюджета Союзного государства осуществляется финансирование военно-технического сотрудничества и совместной правоохранительной деятельности, реализуются важные для обеих стран программы в областях промышленности и информатики, охраны окружающей среды, образования и культуры, в социальной сфере. Значительные средства бюджета используются на финансирование мероприятий по преодолению последствий чернобыльской катастрофы, а также на развитие союзных средств массовой информации.

Вместе с тем в ходе исполнения бюджета проявились недостатки, устранение которых позволило бы более эффективно использовать средства бюджета Союзного государства. По итогам проведения в 2008 году семинара на тему «Об эффективности механизма формирования и исполнения бюджета Союзного государства» многие проблемы были обозначены и были подготовлены рекомендации, направленные на их устранение или на выработку подходов к их устранению. Предложения Совету Министров Союзного государства по принятию мер, направленных на решение возникших в ходе бюджетного процесса проблем, в том числе в связи с появлением союзной собственности, содержались также в Постановлении Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «О мерах по совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве» от 16 декабря 2008 года № XXXV-11.

Многие из этих рекомендаций и предложений продолжают до сих пор лишь обсуждаться, а некоторые из них остались без должного внимания. Даже согласование подготовленных два года назад Постоянным Комитетом изменений и дополнений в Порядок формирования и исполнения бюджета, направленных на устранение выявленных недостатков, затянулось до настоящего времени.

Незавершенность разработки и отсутствие утверждения Высшим Государственным Советом Союзного государства ряда нормативных правовых актов, регламентирующих функционирование союзных органов и правовой статус должностных лиц их аппаратов, порождают затруднения в их работе и вызывают замечания контрольных органов об их полномочиях при принятии решений и использовании бюджетных средств. В частности, речь идет об актах, проекты которых одобрены постановлениями Совета Министра Союзного государства от 17 ноября 2008 года № 45 и № 46, не утвержденных до сих пор.

Кроме того, в бюджете Союзного государства не предусматриваются средства на содержание созданных и создаваемых в ходе его исполнения материальных объектов, что приводит к их преждевременному физическому износу. Неопределенность принадлежности этих объектов и объектов интеллектуальной собственности создают предпосылки к их неправомерному использованию и юридическому оформлению прав на них третьими лицами, а также невозможности использования этих активов для пополнения доходной части бюджета.

В Республике Беларусь с 2002 года ведется учет созданных в ходе выполнения бюджета Союзного государства материальных объектов и объектов интеллектуальной собственности. На 1 января 2010 года учетом охвачены имущественные комплексы, здания, оборудование, автомобили и другое имущество, а также нематериальные активы в количестве более 110 тысяч единиц. В Российской Федерации подобная работа, к сожалению, не проведена. В Российской Федерации существует только перечень получателей средств бюджета в рамках союзных программ за все предыдущие годы, но в какие материальные и нематериальные активы они воплощены непонятно, как и не существует органа, уполномоченного вести работу по учету и оценке созданных объектов.

В настоящее время на уровне решений Совета Министров Союзного государства (до вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов) стала применяться практика оставления созданных при реализации союзных программ активов – научно-технической продукции, опытных, экспериментальных и макетных образцов и других – «за предприятиями и организациями – головными исполнителями от Российской Федерации и Республики Беларусь» с рекомендацией осуществления их учета и использования в порядке, установленном законодательством соответствующего государства-участника. Можно согласиться с таким подходом как временной мерой до создания нормативно-правовой базы по союзной собственности.

Отмечая большое значение организации бюджетного процесса для строительства Союзного государства и необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы в сфере бюджетных правоотношений, исходя из положений Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности Союзного государства от 24 января 2006 года, ратификационные процедуры по которому завершены в феврале 2009 года, и реализации утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 28 августа 2009 № 29 года Плана мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства, участники семинара считают возможным:

  • отметить большую работу, проделанную союзными органами и органами власти государств-участников при реализации данного Плана, и факт согласования подготовленных при этом проектов нормативно-правовых актов всеми заинтересованными министерствами России и Беларуси, кроме Минфина России;
  • одобрить представленный совместной рабочей группой по реализации Плана мероприятий по разработке нормативно-правовой базы по учету, оценке, управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства, проект Концепции управления собственностью Союзного государства и констатировать, что выполнение плана сорвано по срокам реализации и только в марте 2011 года предполагается утверждение отдельных документов Советом Министров Союзного государства.

Обратить внимание Совета Министров Союзного государства на то что:

  • отсутствие полноценного учета объектов собственности, материальных и интеллектуальных, создаваемых в ходе реализации программ и мероприятий Союзного государства, не позволяет должным образом обеспечить их охрану и содержание, а также использовать в целях пополнения доходной части бюджета;
  • отсутствие права Постоянного Комитета Союзного государства делегировать государственным заказчикам программ Союзного государства полномочия представлять интересы Союзного государства в судебных органах государств-участников приводит к ослаблению защиты интересов Союзного государства в ходе реализации программ.

Рекомендовать Совету Министров Союзного государства:

  • в целях активизации работы по совершенствованию организации бюджетного процесса в Союзном государстве с учетом необходимости отражения в бюджете проблемы содержания и использования созданных при его исполнении объектов собственности рассмотреть вопрос «О ходе подготовки нормативно-правовой базы по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства» с принятием решений, позволяющих приступить в 2011 году к работе по инвентаризации и учету объектов союзной собственности, и определить орган Союзного государства по ведению Реестра имущества Союзного государства в соответствии со статьей 6 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о регулировании вопросов собственности Союзного государства, а также утвердить новый временной график подготовки соответствующих актов;
  • рассмотреть на своем заседании в 2011 году вопрос «О практике содержания и использования собственности Союзного государства, созданной и приобретенной за счет средств его бюджета»;
  • рассмотреть в первом квартале 2011 года ход подготовки новой редакции Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства, предусматривающей возможность пополнения доходной части бюджета за счет использования союзной собственности и возможность осуществления расходов на ее содержание, с целью внесения данного акта в Парламентское Собрание;
  • утвердить перечень регулярно проводимых мероприятий Союзного государства в целях включения их в бюджет и соответствующие положения об их проведении;
  • рассмотреть предложение Парламентского Собрания об утверждении итогов выполнения (завершения) программ с учетом заключения контрольных органов Союзного государства;
  • осуществлять рассмотрение ежегодных отчетов об исполнении бюджета Союзного государства совместно с аналитическими отчетами государственных заказчиков - координаторов о результатах выполнения программ Союзного государства, реализация которых завершилась в течение отчетного периода, и направлениях использования объектов созданной собственности Союзного государства;
  • заслушивать в третьем квартале финансового года государственных заказчиков-координаторов в случае освоении в ходе выполнения соответствующих программ Союзного государства менее 50 процентов выделенных в первом полугодии бюджетных средств.

Рекомендовать Постоянному Комитету Союзного государства осуществить анализ предложения Министерства финансов Российской Федерации об изменении механизмов исполнения бюджета Союзного государства путем передачи его средств в министерства финансов государств-участников в форме субвенций в порядке межбюджетных отношений для последующего направления их национальным органам исполнительной власти, осуществляющим за счет этих средств реализацию отдельных составных частей программ и мероприятий Союзного государства с учетом неясности преимуществ предлагаемого механизма по сравнению с достаточно эффективным действующим, а также возможных затруднений при установлении и учете объектов созданной союзной собственности.

Рекомендовать Совету Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в соответствии со статьей 301 «Правительственный час» Регламента Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по предложению Комиссии по бюджету и финансам рассмотреть вопрос о целесообразности заслушивания Парламентским Собранием руководителей Постоянного Комитета Союзного государства по вопросу о реализации мероприятий по учету, оценке и управлению активами, созданными и приобретенными за счет средств бюджета Союзного государства, после рассмотрения данного вопроса на заседании Совета Министров Союзного государства.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter