Парламентские органы межгосударственных объединений на пространстве СНГ. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России
Версия для печати9 – 10 декабря 2010 года в Смоленске состоялось заседание семинара на тему «Парламентские органы межгосударственных объединений на пространстве СНГ. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России»
Участники двадцать второго заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства отметили, что для формирования Парламента Союзного государства и предоставления ему функций по принятию нормативных правовых актов прямого действия требуется скорейшее принятие Конституционного Акта Союзного государства.
На этапе предваряющем принятие Конституционного Акта участники заседания рекомендовали союзным парламентариям при проведении сессий Парламентского Собрания инициировать обсуждение проектов законов Республики Беларусь и Российской Федерации, затрагивающих предметы ведения Союзного государства. Для этого необходимо выработать механизм направления парламентами Беларуси и России в Парламентское Собрание планов законопроектной работы для обеспечения согласованности нормотворческих процессов.
Более того, для сближения законодательства Беларуси и России союзные парламентарии, должны проводить более активную работу по реализации принятых решений Парламентским Собранием в своих национальных парламентах.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Двадцать второго заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства
«Парламентские органы межгосударственных объединений на пространстве СНГ. Парламентское Собрание Союза Беларуси и России»
Основной целью заседания являлся комплексный научно-практический анализ места и роли парламентских органов в межгосударственных интеграционных процессах, направлений и методов сближения законодательства государств-участников, а также выработка предложений по формированию парламентского органа, способного обеспечить правовую основу для союзной интеграции и сближения законодательства.
На заседании с докладами выступили члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, представители ведущих научных учреждений двух стран, представители государственных органов Беларуси и России, курирующие межпарламентскую деятельность.
Рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:
- Мировой опыт межгосударственной интеграции. Межпарламентские организации и парламентские органы межгосударственных объединений.
- Парламентские органы межгосударственных объединений на пространстве СНГ: становление, полномочия, перспективы развития.
- Правовая система межгосударственных объединений. Нормотворческие полномочия парламентских органов.
- Имплементация международно-правовых актов в законодательство государств-участников.
- Сближение (гармонизация, унификация) законодательства государств-участников.
- Бюджетные, контрольные полномочия, представительские и другие функции парламентских органов межгосударственных объединений.
- Обеспечение деятельности парламентских органов межгосударственных объединений: секретариаты, их функции и статус.
Участники заседания отметили, что для формирования Парламента Союзного государства и предоставления ему функций по принятию нормативных правовых актов прямого действия требуется скорейшее принятие Конституционного Акта Союзного государства.
На этапе, предваряющем принятие Конституционного Акта, участники заседания признали целесообразным рекомендовать Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:
1. Инициировать разработку проектов нормативных правовых актов Союзного государства по внутренним вопросам деятельности Союзного государства, не затрагивающих компетенцию государств-участников.
2. Подготовить предложения по разработке проекта закона Союзного государства о нормативных правовых актах Союзного государства.
3. При разработке проекта Конституционного Акта Союзного государства урегулировать порядок реализации основ законодательства Союзного государства, определив методы и сроки их имплементации в законодательство государств-участников.
4. Изучить возможность создания органа Союзного государства, в компетенцию которого входили бы полномочия по разработке и правовой экспертизе проектов нормативных правовых актов Союзного государства по обеспечению регистрации и учета нормативных правовых актов, а также по обмену правовой информацией.
5. Содействовать взаимодействию палат парламентов государств-участников по обмену планами законопроектной деятельности и проектами законов по тематике Союзного государства.
6. Инициировать обсуждение на сессиях Парламентского Собрания проектов законов государств-участников, затрагивающих предметы ведения Союзного государства, в том числе вопросы обеспечения равных прав граждан Союзного государства. В этих целях выработать механизм направления парламентами государств-участников в Парламентское Собрание:
- планов законопроектной работы с последующим обсуждением Парламентским Собранием для обеспечения согласованности нормотворческих процессов, законопроектов, затрагивающих интересы граждан Союзного государства и области права, подлежащие унификации.
7. Выработать способы и методы проведения мониторинга вносимых в парламенты государств-участников проектов законов с целью выявления законопроектов, затрагивающих предметы ведения Союзного государства.
8. Разработать предложения о формах участия в подготовке международных договоров по вопросам ведения Союзного государства, в том числе путем усиления контроля за своевременным внесением их на ратификацию.
9. Более активно использовать полномочия по направлению запросов Парламентского Собрания и приглашению ответственных должностных лиц на «правительственный час» для более углубленного обсуждения вопросов в целях обеспечения сближения законодательства государств-участников.
10. Использовать возможность повышения эффективности реализации принятых Парламентским Собранием решений депутатами Парламентского Собрания в парламентах государств-участников.
11. Предусмотреть выделение средств бюджета Союзного государства на обеспечение деятельности Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, в том числе на финансирование подготовки заключений и проектов нормативных правовых актов.
12. Учитывать в работе позитивный опыт, накопленный европейскими межпарламентскими организациями.
13. Разработать концепцию сближения законодательства государств-участников, программу поэтапного сближения законодательства и утверждения документов по планированию работы по сближению законодательства.
14. Ввести в практику рассмотрение на заседаниях комиссий и сессиях вопросы сближения (гармонизации и унификации) законодательства, а также принятие решений по активизации и совершенствованию этого процесса.
15. Инициировать разработку методических основ сближения законодательства государств-участников. При осуществлении работы по сближению законодательства учитывать методические рекомендации, выработанные членами Научно-консультативного совета Парламентского Собрания и учеными.
16. Рассмотреть возможность создания механизма корелляции правовых классификаторов Беларуси и России и создания правового классификатора Союзного государства (в том числе в электронном виде) с целью содействия работе по сравнительно-правовому анализу законодательства.
17. Обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации, профильные комитеты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложением принять меры по обеспечению права победителей олимпиады школьников Союзного государства на поступление без экзаменов в высшие учебные заведения Российской Федерации.