Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы
Версия для печати28 – 29 мая 2013 года в г. Твери состоится тридцать второе заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы».
В семинаре примут участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств Беларуси и России, историки, политологи и эксперты двух стран. В мероприятии также планируется участие представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации и областей Республики Беларусь.
Участники семинара рассмотрят состояние, проблемы и перспективы межрегионального сотрудничества как фактора ускорения экономической интеграции в формировании Союзного государства.
В ходе работы заседания планируется обсудить следующие темы:
- Совершенствование нормативно-правовой базы с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования России и Беларуси.
- Программы Союзного государства как важная составляющая в решении задач экономической интеграции Союзного государства.
- Реализация проектов регионального партнерства как фактор устойчивого развития и межгосударственного сотрудничества в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности.
- Перспективы регионального сотрудничества на примере областей, городов, предприятий Российской Федерации и Республики Беларусь.
По итогам проведения заседания семинара планируется принять итоговый документ с изложением рекомендаций субъектам межрегионального взаимодействия в целях активизации и укрепления сотрудничества.
В рамках проведения заседания семинара участники предполагают посетить выставки-ярмарки белорусских товаров, промышленные предприятия г. Твери.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Тридцать второго заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства
«Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы»
В ходе семинара были всестороннее проанализированы состояние межрегионального сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, ключевые проблемы и перспективные направления его развития.
Участники семинара констатировали, что межрегиональное сотрудничество (определяемое как согласованные действия сторон в пределах компетенции, установленной национальным законодательством, и подразумевающее заключение и реализацию договоров и соглашений, необходимых для достижения экономического и социального прогресса регионов) является одной из важнейших составляющих экономической интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства. Оно отвечает идее формирования социально ориентированной, устойчивой и инновационной модели национальных экономик, способствует решению проблем повышения качества и уровня жизни населения на базе интеграционных процессов, выявляет новые резервы углубления экономической интеграции и формирования реально интегрированного социально-экономического пространства России и Беларуси.
Анализируя состояние межрегионального сотрудничества, участники семинара исходили из того, что основными целями и задачами межрегионального сотрудничества являются:
- устойчивое социально-экономическое развитие регионов, повышение уровня жизни и благосостояния населения;
- повышение эффективности использования производственной и социальной инфраструктуры регионов;
- стимулирование увеличения объемов взаимовыгодной торговли, развитие и укрепление хозяйственных, культурных и гуманитарных связей между участниками в сфере межрегионального сотрудничества;
- создание условий для взаимодействия в области науки, культуры, образования;
- упрощение взаимного общения заинтересованных органов власти, деловых кругов и групп населения.
Межрегиональное сотрудничество Беларуси и России, базируясь на прочном институциональном фундаменте, достигло значительных успехов.
На сегодняшний день правовая база межрегионального сотрудничества насчитывает около 300 соглашений, договоров и протоколов двустороннего сотрудничества.
Для активизации торгово-экономического взаимодействия Правительством Республики Беларусь и администрациями регионов Российской Федерации созданы и действуют более 30 двусторонних советов, комиссий, рабочих групп по межрегиональному сотрудничеству. Их деятельность позволяет оперативно принимать совместные решения по вопросам текущей деятельности и осуществлять координацию работы органов исполнительной власти и управления сторон, предприятий и организаций по реализации достигнутых двусторонних отношений.
По состоянию на 1 января 2013 года, в Беларуси работает 2,2 тысячи организаций с участием российского капитала, из них более 1,3 тысячи – совместные. В свою очередь на территории 39 субъектов Российской Федерации создано около 80 совместных с Беларусью сборочных производств. Кроме того, на российском рынке широко представлена дилерская сеть белорусских товаропроизводителей.
В то же время анализ положения дел в сфере межрегионального сотрудничества показывает наличие ряда проблем, снижающих его эффективность. К ним относятся как проблемы общего характера (неравномерность социально-экономического развития регионов, недоработанность системы стратегического прогнозирования и пространственного планирования), так и недостатки в развитии самого института межрегионального сотрудничества.
К последним, в частности, относятся:
отсутствие четко сформулированных приоритетов, принципов и задач регионального сотрудничества;
- отсутствие единых правовых, организационных, методологических подходов к вопросу развития межрегионального сотрудничества;
- недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества правовой информацией, отсутствие интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов, о перспективных научно-технических разработках, отсутствие налаженного обмена данными о конъюнктуре рынков и ценах;
- недостаточное развитие финансовых механизмов, которые служили бы привлечению инвестиций, развитию кооперационных связей;
- необеспеченность равного доступа к кредитным ресурсам и осуществлению закупок для государственных нужд;
- недостаточное число совместных производств и предприятий и российских товаропроводящих сетей на территории Республики Беларусь;
- отсутствие четких устойчивых логистических схем при организации межрегионального товарообмена.
- Также недостаточно использован потенциал развития межрегионального сотрудничества за счет реализации совместных программ и мероприятий с финансированием из бюджета Союзного государства.
В ходе состоявшейся дискуссии и обмена мнениями участники семинара пришли к выводу, что наиболее важными вопросами межрегионального сотрудничества России и Беларуси остаются:
- совершенствование, гармонизация и унификация нормативно-правовой базы России и Беларуси с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
- углубление и расширение торгово-экономических, научно-технических связей, фундаментальных и прикладных научных исследований, содействие разработке и реализации совместных инвестиционных проектов, способствующих эффективному развитию экономик обеих стран;
- совместная инвестиционная деятельность по реконструкции и модернизации промышленных предприятий, расширение практики сдачи сельскохозяйственной и другой техники в лизинг;
- финансирование важнейших программ межрегионального сотрудничества за счет средств бюджета Союзного государства;
- взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;
- сотрудничество в области внедрения наиболее передовых технологий в промышленности и сельском хозяйстве;
- активизация работы государственных внешнеторговых представительств, а также региональных маркетинговых служб по продвижению товаров белорусских и, соответственно, российских производителей на основе прямых контактов, без посредников;
- расширение товаропроводящих сетей предприятий-экспортеров на территориях обоих государств, создание единой информационной базы для совместного и более эффективного использования товаров;
- создание интернет-сайтов по вопросам межрегионального сотрудничества;
- сотрудничество в сфере регулирования миграции населения и регулирования рынка труда.
Подтвердив актуальность и многоплановость проблемы межрегионального сотрудничества, которая тесно связана с вопросами социально-экономического развития государств – участников Союзного государства, с миграционной, таможенной, внешнеэкономической политикой государств, и считая важнейшими задачами развития отношений между регионами наполнение имеющихся соглашений конкретным практическим содержанием в рамках подписанных протоколов и программ по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, а также дальнейшую работу по созданию многосторонней межгосударственной и национальной нормативно-правовой базы межрегионального сотрудничества, участники семинара полагают целесообразным предложить следующие рекомендации.
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России и Совету Министров Союзного государства
1. Совместными усилиями:
- активизировать работу по гармонизации и унификации законодательства России и Беларуси в гражданско-правовой, налоговой, таможенной, банковской, иммиграционной и других сферах с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
- выработать меры государственной поддержки межрегионального сотрудничества, в том числе:
- определить приоритетные направления и виды деятельности в области межрегионального сотрудничества;
- обеспечить принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным видам сотрудничества;
- обеспечить оказание организационной, методической, информационной помощи участникам межрегионального сотрудничества, в том числе в вопросах получения доступа к правовой и правоприменительной информации, включаемой в государственные информационно-правовые ресурсы государств-участников.
- Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России
2. В целях активизации поиска правовых форм для дальнейшего развития разностороннего регионального сотрудничества между субъектами Российской Федерации и административно-территориальными образованиями Республики Беларусь наладить взаимодействие с межпарламентской комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по межрегиональному сотрудничеству.
3. Для целей разработки государственными органами обоих государств национальных актов (в том числе в сфере межрегионального сотрудничества) определить основные требования, предъявляемые к процессу унификации законодательства.
4. С учетом имеющихся возможностей организовать работу, направленную на определение тех проблем, с которыми сталкиваются субъекты двух государств при заключении и исполнении договоров о межрегиональном сотрудничестве, а также на определение направлений унификации и совершенствования законодательства с учетом выявленных проблем.
5. Рассмотреть возможность принятия актов по вопросам развития договорно-правовой базы и совершенствования национального законодательства государств-участников в целях развития межрегионального сотрудничества в Союзном государстве (рекомендации по вопросам заключения и исполнения соглашений в сфере межрегионального сотрудничества, типовые проекты подобных соглашений, предложения по унификации и совершенствованию национального законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сферах, затрагивающих различные аспекты межрегионального сотрудничества).
6. Депутатам Парламентского Собрания при обсуждении и принятии в палатах Национального собрания Республики Беларусь и Федерального Собрания Российской Федерации национальных законопроектов учитывать интересы Союзного государства в целях устранения барьеров, препятствующих осуществлению эффективного межрегионального сотрудничества.
7. Научно-консультативному совету Парламентского Собрания Союза Беларуси и России обеспечить научно-методическое сопровождение законодательного регулирования межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов).
В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ
Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России
8. Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства принять участие в подготовке согласованных предложений по отбору новых программ Союзного государства в сфере межрегионального сотрудничества, финансируемых из бюджета Союзного государства и направленных на обеспечение стратегического инновационного развития регионов обоих государств.
Правительству Российской Федерации и Совету Министров Республики Беларусь
9. В целях оказания содействия регионам России и Беларуси в создании благоприятных условий для развития экономического сотрудничества в рамках Союзного государства рассмотреть целесообразность подготовки соответствующих межгосударственных программ развития в сфере регионального сотрудничества, а также совместных проектов в научно-технической и инновационной сферах, в том числе в рамках программ Союзного государства;
принять меры для развития инфраструктуры межрегионального сотрудничества (строительство межрегиональных выставочно-конгрессных комплексов, культурных центров и так далее);
рассмотреть возможность осуществления совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, производственно-территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес-альянсов, межрегиональных банков развития и других);
рассмотреть возможность финансовой поддержки органов местного управления и самоуправления, а также отдельных организаций, участвующих в осуществлении программ межрегионального сотрудничества (в первую очередь направленных на строительство дорог, способных обеспечить товаро- и пассажиропотоки, современные пункты оформления товаров, а также развитие инфраструктуры).
Федеральной службе государственной статистики и Национальному статистическому комитету Республики Беларусь
10. Рассмотреть вопрос о введении единой государственной статистической отчетности о деятельности регионов Беларуси и России в части осуществления торгово-экономического сотрудничества по видам и направлениям деятельности, а также по обобщению данных об экономической и о социальной эффективности проводимых в рамках партнерства совместных мероприятий.
В ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ
Правительству Российской Федерации и Совету Министров Республики Беларусь
11. В целях усиления инновационной составляющей межрегионального сотрудничества:
- проводить дальнейшую работу по государственной поддержке создания торгово-логистических центров, играющих важную роль в формировании эффективной товаропроводящей сети белорусских и российских предприятий. С учетом действующих субъектов товаропроводящей сети это позволит значительно увеличить товарооборот, в том числе за счет применения новых механизмов продвижения товаров, таких, как экспортная кооперация, внедрение современных информационно-технических ресурсов, транспортных и торгово-логистических технологий;
- обеспечить расширение номенклатуры поставляемых товаров, в том числе за счет увеличения в двустороннем товарообороте доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, а также дальнейшего развития кооперационных связей;
- принять специальный комплекс мер по стимулированию производственной кооперации, расширению участия субъектов хозяйствования одной стороны в региональных программах, реализуемых другой стороной;
- содействовать проведению научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию и информационному взаимодействию приграничных территорий с использованием прогрессивных технологий.
Торгово-промышленным палатам России и Беларуси
12. Активизировать деятельность по укреплению делового сотрудничества (в том числе представителей малого и среднего бизнеса), предусматривающую обеспечение информацией о конъюнктуре рынков, создание автоматизированной системы поиска партнеров по межрегиональным связям, поддержку товаропроизводителей регионов-партнеров, организацию торговых домов, выставок, ярмарок и рекламы товаров местного производства.
В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России и Совету Министров Союзного государства
13. В целях пропаганды реальных достижений межрегионального сотрудничества государств – участников Союзного государства:
- способствовать распространению через средства массовой информации, в том числе теле- и радиопрограммы, опыта межрегионального сотрудничества, активизировать практику публикации материалов союзной печати в региональной прессе;
- рассмотреть возможность создания межгосударственного интернет-портала научно-технического и экономического сотрудничества.