80 ПОБЕДА!

Устойчивое развитие территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы: опыт Союзного государства

Версия для печати
5 – 6 июня 2013 года,
Мозырь

5 – 6 июня 2013 года в г. Мозыре Гомельской области состоится тридцать третье заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Устойчивое развитие территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы: опыт Союзного государства».

В мероприятии примут участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств Беларуси и России, органов власти Могилевской, Гомельской и Брянской областей, а также представители научного сообщества двух стран.

В повестке семинара следующие основные темы:

  • Социально-экономическое развитие территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
  • Опыт реализации союзных программ и мероприятий по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы на территориях государств-участников Договора о создании Союзного государства.
  • Медицинские аспекты обеспечения безопасной жизнедеятельности на радиационно-загрязненных территориях Республики Беларусь и Российской Федерации.
  • Совершенствование радиационной защиты населения и реабилитация территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы.
  • Радиоэкологическое образование населения, информационно-просветительская работа и социально-психологическая реабилитация лиц, пострадавших от воздействия радиации.
  • Совершенствование нормативно-правовой деятельности в Союзном государстве и государствах-участниках в интересах территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

По завершении заседания семинара планируется принять итоговый документ с изложением рекомендаций заинтересованным государственным структурам, министерствам и ведомствам Беларуси и России в целях активизации и укрепления сотрудничества в данной сфере.

Кроме того, в рамках работы семинара пройдет заседание Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий с участием членов отделения по вопросам экологии, охраны окружающей среды и природопользования Научно-консультативного совета Парламентского Собрания. Центральной темой обсуждения в ходе совместного заседания комиссии и отделения НКС станет вопрос о задачах профильного отделения и секций НКС по научному обеспечению деятельности Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий в 2014 году и последующие годы.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Тридцать третьего заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«Устойчивое развитие территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы: опыт Союзного государства


Участники тридцать третьего заседания постоянно действующего семинара,

  • всесторонне проанализировав основные направления, приоритеты и задачи совместной деятельности России и Беларуси в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы, сохраняющиеся в этой сфере проблемы и способы их решения;
  • констатировав, что в рамках Союзного государства программно-целевой метод преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС доказал свою эффективность и позволил объединить финансовые возможности России и Беларуси, организационный опыт и научно-практический потенциал двух государств;
  • с учетом того, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила третье десятилетие после чернобыльской аварии (2006 – 2016 годы) Десятилетием реабилитации и устойчивого развития пострадавших регионов;
  • принимая во внимание, что в основу государственной политики России и Беларуси по преодолению последствий чернобыльской катастрофы закладывается переход от послеаварийных реабилитационных мероприятий к возрождению социально-экономического потенциала пострадавших регионов и созданию условий для безопасной жизнедеятельности населения;
  • в преддверии предстоящего 30-летия аварии на Чернобыльской АЭС,
  • а также в целях достижения практических результатов российско-белорусского взаимодействия в области ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социально-экономического развития пострадавших территорий Беларуси и России

рекомендуют:

1. Профильным министерствам и ведомствам, организациям, научным учреждениям Российской Федерации и Республики Беларусь:

в сфере радиационной защиты населения и социально-экономического развития пострадавших территорий:

  • разработать стратегию управления отчужденными и отселенными территориями, использования их природно-ресурсного потенциала;
  • научно обосновать принципы и критерии классификации (зонирования) территории радиоактивного загрязнения с целью оптимизации радиационной защиты населения и ведения хозяйственной деятельности в отдаленный период после чернобыльской аварии;
  • выработать методологию и нормативную основу для вывода территорий, подвергшихся радиоактивному воздействию, из послеаварийной ситуации;
  • разработать единую методологию оценки эффективных доз облучения населения с учетом новейших международных рекомендаций и документов и  на ее основе подготовить Единый каталог доз облучения населения России и Беларуси;
  • развивать систему оперативных автоматических наблюдений для анализа изменения фонового уровня радиации при осуществлении хозяйственной деятельности на радиоактивно загрязненных территориях;
  • разработать рекомендации по оптимизации контроля радиоактивного загрязнения продуктов питания, сельскохозяйственной и лесной продукции;
  • создать единый банк данных хранения, обработки и представления информации по загрязненным цезием-137 и стронцием-90 сельскохозяйственным землям, радиационному контролю сельскохозяйственной продукции, сырья и кормов России и Беларуси с программным комплексом на основе ГИС-технологий;
  • принять дополнительные меры по решению проблемы обеспечения качественной питьевой водой населения, проживающего на территориях радиоактивного загрязнения;
  • научно обосновать методологию типизации загрязненных радионуклидами земель и внедрить типовые схемы оптимизации землепользования для разных групп хозяйств на территориях радиоактивного загрязнения;
  • разработать и внедрить в сельскохозяйственное производство новые средства и технологии, обеспечивающие получение продукции растениеводства и животноводства с минимальным содержанием радионуклидов и снижение ресурсных затрат на ее производство;
  • продолжить работы по созданию и внедрению специализированных сбалансированных пищевых продуктов, энтеросорбентов и биодобавок для населения, проживающего на территориях радиоактивного загрязнения;
  • обеспечить функционирование единой системы радиационного мониторинга лесного фонда, оптимизировать проведение защитных мероприятий в лесном хозяйстве, направленных на эффективную охрану лесов, воспроизводство лесных ресурсов, повышение уровня радиационной защиты работников леса и населения при посещении лесов и пользовании лесной продукцией;
  • провести техническое переоснащение системы специальных мероприятий по противопожарному обустройству лесов, предотвращению природных пожаров, защите лесов от болезней и вредителей на сопредельных высоко загрязненных территориях России и Беларуси, подвергшихся радиоактивному загрязнению (Брянская и Гомельская области);
  • провести техническое оснащение подразделений, выполняющих охранно-режимные мероприятия и организацию контрольно-пропускного режима на отчужденных и отселенных территориях с целью охраны зоны радиационной аварии от несанкционированного проникновения и недопущения повышенного радиоактивного облучения населения;
  • обеспечить развитие и унификацию совместной инфраструктуры реагирования, оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, связанных с радиационным воздействием на население приграничных территорий России и Беларуси;
  • провести техническое оснащение подразделений по чрезвычайным ситуациям, расположенных на территориях радиоактивного загрязнения, современными техническими средствами и оборудованием с модернизацией пожарных аварийно-спасательных постов (частей);
  • разработать памятки руководителям местных органов власти по мерам реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • приступить к разработке межгосударственных стандартов в области обеспечения безопасной жизнедеятельности на радиоактивно загрязненных территориях;
  • рассмотреть вопрос о разработке проекта союзной программы в области ядерной и радиационной безопасности;
  • внести в законодательные акты, регулирующие вопросы ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, термин (понятие) «устойчивое развитие территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению»;
  • подготовить и провести конференцию (конференции) по научно-прикладным проблемам отдаленных последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

в сфере медицинского обеспечения пострадавшего населения:

  • пересмотреть механизм организации реабилитации участников ликвидации последствий аварии и населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, максимально приблизив его к реальным потребностям граждан;
  • разработать единое методическое обеспечение (порядок, лечебный и диагностический стандарты, протоколы) оказания специализированной медицинской помощи жителям загрязненных радионуклидами территорий России и Беларуси и участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • решить вопрос взаимного бесплатного обследования и лечения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в профильных лечебно-диагностических учреждениях России и Беларуси;
  • на основе оценки индивидуальных (индивидуализированных) накопленных доз облучения населения подготовить комплексный прогноз медицинских последствий чернобыльской катастрофы (радиационных рисков) для граждан России и Беларуси, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения;
  • разработать и внедрить среди пострадавшего населения новые методы выявления групп риска по развитию заболеваний, связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  • выработать единые критерии и методические подходы к определению причинной связи и перечня заболеваний (инвалидности), связанных с катастрофой на Чернобыльской АЭС;
  • разработать и внедрить современные технологии и стандарты реабилитации и оздоровления детей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях;
  • пересмотреть принципы организации реабилитации детей, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, а также решить вопрос с определением их дальнейшего статуса после достижения ими возраста 18 лет;
  • провести модернизацию инфраструктуры и техническое переоснащение детских реабилитационно-оздоровительных учреждений;
  • обеспечить развитие Единого чернобыльского регистра России и Беларуси и  на основе комплексного статистического и радиационно-эпидемиологического анализа накопленных данных разработать новые методы и критерии формирования групп риска населения;

в сфере радиоэкологического образования и информационной работы с населением:

  • обеспечить эффективное функционирование элементов единой информационной инфраструктуры по вопросам радиационной безопасности и проблемам последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства;
  • создать российско-белорусский фонд информационных ресурсов по вопросам преодоления последствий чернобыльской катастрофы (архивы документов, электронные базы данных, энциклопедии и библиотеки, справочники, картографические материалы, материалы по итогам реализации совместных мероприятий);
  • содействовать развитию российского и белорусского отделений Российско-Белорусского Информационного Центра;
  • организовать проведение семинаров (курсов повышения квалификации) по вопросам радиационной безопасности для руководителей органов исполнительной власти и управления;
  • в интересах повышения эффективности работы сети радиационного контроля перейти к комплектованию подразделений радиационного контроля преимущественно специалистами, имеющими базовое радиоэкологическое образование.

2. Предложить исполнительным органам Союзного государства, республиканским органам государственного управления Республики Беларусь и федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, ответственным за социально-экономическое развитие территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, сосредоточить усилия на следующих направлениях деятельности:

  • достижение реального социально-экономического возрождения пострадавших регионов;
  • повышение качества жизни населения на основе создания условий для динамичного и устойчивого экономического развития территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
  • обеспечение безопасных условий жизнедеятельности населения, необходимого уровня инфраструктуры, включая газификацию и благоустройство населенных пунктов, снабжение качественной питьевой водой;
  • создание условий для привлечения на пострадавшие территории высококвалифицированных специалистов, включая специалистов в сфере строительства жилья.

3. Предложить Секретариату Парламентского Собрания:

  • в целях воспитания подрастающего поколения на примерах героизма участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС рассмотреть возможность участия лауреатов ежегодного международного героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда Чернобыля» в молодежных фестивалях Союзного государства;
  • организовать и провести в 2015 году заседание постоянно действующего семинара, посвященное 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС.

4. Предложить Постоянному Комитету Союзного государства:

  • разработать план мероприятий, приуроченных к 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС, предусматривающий в том числе активизацию совместной работы по освещению, пропаганде и распространению опыта работы по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в Республике Беларусь и Российской Федерации;
  • организовать проведение научно-практической конференции, посвященной 30-летию катастрофы на Чернобыльской АЭС.

5. Предложить Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий в 2013 – 2014 годах заслушать информацию заинтересованных министерств и ведомств России и Беларуси о ходе выполнения рекомендаций:

  • двадцать девятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Практика, проблемы и перспективы особо охраняемых территорий Республики Беларусь и Российской Федерации» (14 – 15 июня 2012 года, г. Брест);
  • тридцать третьего заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Устойчивое развитие территорий, пострадавших от чернобыльской катастрофы: опыт Союзного государства» (5 – 6 июня 2013 года, г. Мозырь).
Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter