Совершенствование правовых основ Союзного государства на современном этапе

13 – 14 ноября 2013 года,
Минск

13 – 14 ноября 2013 года в г. Минске проходит тридцать четвертое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании по вопросам строительства Союзного государства на тему «Совершенствование правовых основ Союзного государства на современном этапе».

В работе семинара принимают участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств Беларуси и России, экспертов и ученых ведущих вузов двух стран, средства массовой информации.

Основная задача проведения данного заседания семинара – рассмотреть возможность принятия Парламентским Собранием Союза Беларуси и России законов и основ законодательства Союзного государства, модельных и рекомендательных актов. В ходе работы заседания участники обсудят также опыт принятия актов в интеграционных объединениях, механизмы финансирования деятельности по разработке нормативных правовых актов и возможные направления развития правовой системы Союзного государства.

Депутаты Парламентского Собрания – члены Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту считают, что на современном этапе успешное развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве в немалой степени обусловлено позитивным опытом Союзного государства. Активизация интеграционных процессов, и сопряженная с ней необходимость законодательного оформления всего спектра интеграционных задач вызывают закономерный интерес к тому, как формируются подходы к становлению правовой системы Союзного государства. По мнению Председателя Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту Т.Н. Москальковой «играя роль пилотного проекта для других интеграционных структур, Союзное государство может и должно сохранять такой уровень развития, чтобы содействовать дальнейшему развитию интеграционных процессов».

В целях дальнейшего развития Союзного государства постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства, прошедшего 15 марта текущего года, Постоянному Комитету Союзного государства было поручено подготовить предложения по приоритетным направлениям и первоочередным задачам строительства Союзного государства на среднесрочную перспективу (2013 – 2017 годы). В рамках этой работы Комиссия Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту занимается подготовкой предложений по активизации нормотворческой деятельности Парламентского Собрания и  по совершенствованию правовой системы Союзного государства.

На семинаре проходит обсуждение вопросов с целью выработки конкретных предложений по этим направлениям.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Тридцать четвертого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«Совершенствование правовых основ Союзного государства на современном этапе»


Основной целью заседания являлся комплексный научно-практический анализ правовой системы Союзного государства, места и роли Парламентского Собрания Союза Беларуси и России и других нормотворческих органов в межгосударственных интеграционных процессах, направлений и методов сближения законодательства государств-участников, а также выработка направленных на содействие союзной интеграции предложений с реализацией их в сфере правотворчества.

На заседании с докладами выступили депутаты Парламентского Собрания, члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, представители государственных органов и ведущих научных учреждений Беларуси и России, общественные деятели. Рассмотрены и обсуждены следующие вопросы:

1. Возможные направления развития правовой системы Союзного государства.
2. Принятие Парламентским Собранием Союза Беларуси и России законов и основ законодательства Союзного государства, модельных и рекомендательных актов.
3. Механизмы финансирования деятельности по разработке нормативных правовых актов.
4. Опыт принятия актов в иных интеграционных объединениях.

Участники заседания отметили, что среди интеграционных образований на постсоветском пространстве в процессе формирования Союзного государства достигнута наибольшая степень интеграции. Поэтому дальнейшее формирование и совершенствование правовых основ Союзного государства имеет определяющее значение не только для самого Союзного государства, но по многим вопросам служит и  в качестве модели для построения Евразийского экономического союза, а также для СНГ в целом.

Выступающие отмечали, что для формирования Парламента Союзного государства и создания полноценной правовой системы Союзного государства требуется принятие Конституционного Акта Союзного государства.

На этапе, предваряющем принятие Конституционного Акта, участники заседания адресовали Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России следующие рекомендации:

  • Содействовать организации взаимодействия палат парламентов государств-участников по обмену планами законопроектной деятельности в целях обеспечения согласования процесса формирования и развития правовых систем государств-участников.
  • Предложить палатам парламентов государств-участников:
    • возложить на комитет/комиссию по законодательству обязанность направлять планы законопроектной деятельности в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России для последующего обсуждения в комиссиях Парламентского Собрания и согласования нормотворческих процессов;
    • рекомендовать профильным комитетам/комиссиям направлять в Парламентское Собрание законопроекты, затрагивающие области права, подлежащие гармонизации, и вопросы обеспечения равных прав граждан Союзного государства;
    • при проведении экспертизы национальных законопроектов учитывать рекомендации и модельные законы интеграционных объединений.
  • Обеспечить регулярное взаимодействие с Постоянным Комитетом Союзного государства по вопросам, связанным с разработкой и принятием актов Союзного государства.
  • Предложить Постоянному Комитету Союзного государства совместно с Парламентским Собранием:
    • провести научно-правовой анализ действующих актов Союзного государства;
    • создать реестр актов Союзного государства и опубликовать его;
    • создать информационно-правовой ресурс актов Союзного государства, включающий корреляцию с законодательством государств-участников;
    • осуществлять текущий мониторинг актов Союзного государства;
    • направлять в Парламентское Собрание для одобрения проекты наиболее важных нормативных правовых актов Союзного государства.
  • Инициировать принятие акта Союзного государства, регулирующего порядок разработки, принятия, официального опубликования актов Союзного государства.
  • Предложить государствам-участникам урегулировать порядок и сроки реализации актов Союзного государства в национальном законодательстве.
  • Инициировать рассмотрение вопроса об официальном опубликовании актов Союзного государства, в том числе – на сайтах органов Союзного государства в сети интернет.
  • Обеспечить использование на регулярной основе потенциала Научно-консультативного совета Парламентского Собрания и научных учреждений государств-участников:
    • по разработке концепции и программ поэтапного сближения законодательства государств-участников на трехлетний период;
    • по проведению сравнительно-правового анализа,
    • по подготовке заключений и проектов нормативных правовых актов Союзного государства.
  • Предусмотреть выделение средств бюджета Союзного государства на финансирование нормотворческой деятельности и работы Научно-консультативного совета Парламентского Собрания.
  • Направить первоочередные усилия на сближение законодательства в социальной и экономической сферах, в области обороны, безопасности, и борьбы с преступностью.
  • Инициировать принятие Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства актом с высокой юридической силой (декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства).
  • В целях сближения законодательства Беларуси и России в рамках Союзного государства рассмотреть возможность инициирования заключения международных договоров между государствами-участниками Союзного государства, участия в их разработке и содействии ратификации.
  • Изучить целесообразность унификации порядка въезда-выезда иностранных граждан на территорию обоих государств-участников Союзного государства, а также рассмотреть возможность выдачи одним государством-участником Союзного государства въездных виз для въезда на территорию обоих государств государств-участников (визы Союзного государства).
  • Инициировать создание Счетной палаты и Суда Союзного государства.
  • Учитывать в работе позитивный опыт, накопленный межпарламентскими организациями на постсоветском пространстве и европейскими межпарламентскими организациями.