Роль образования и духовно-нравственного воспитания в условиях вызовов современного мира
Версия для печати23 – 24 апреля 2015 года в Москве прошло 40 заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании на тему «Роль образования и духовно-нравственного воспитания в условиях вызовов современного мира»
В мероприятии приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств России и Беларуси, правительства Москвы, духовенства, а также руководство и профессорско-преподавательский состав ведущих вузов обеих стран, члены Академий наук РФ и РБ, руководители музейных фондов, учреждений образования и культуры. Кроме того, мероприятие посетили Председатель Парламента Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов, заместитель Спикера Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия Даур Аршба и гости из Китайской Народной Республики.
Участники семинара обсудили важные вопросы развития единого образовательного пространства двух стран, роль семьи, образовательных учреждений и церкви в формировании духовно-нравственных ценностей молодежи, а также опыт работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в Союзном государстве на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны.
В результате дискуссий и обмена мнениями участники семинара совместно выработали проект рекомендаций, реализация которых будет способствовать патриотическому и духовно-нравственному воспитанию граждан Союзного государства в условиях угроз современного мира.
По мнению участников семинара, патриотическое воспитание молодежи является ключевым условием обеспечения национальной безопасности. В связи с этим России и Беларуси необходимо создать суверенную систему образования, направленную на формирование образованной и высоконравственной личности, воспитанной на принципах служения Отечеству. На заседании был поднят вопрос ограничения влияния международного менеджмента на российские и белорусские вузы. Система высшего образования, по мнению участников семинара, должна быть поставлена под государственный контроль. В первую очередь речь шла о заведениях, деятельность которых связана с новейшими техническими разработками и имеющими стратегическое значение.
Участники семинара рекомендовали профильным министерствам России и Беларуси совершенствовать систему патриотического и духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях. Для этого предлагалось проводить мероприятия соответствующей направленности: уроки мужества, спортивные соревнования, встречи с ветеранами труда и ВОВ, представителями детских и молодежных организаций – а также создавать условия для творчества и гражданского становления школьников. Союзные депутаты выразили готовность принимать участие в патриотических мероприятиях на территории России и Беларуси и поставили вопрос о необходимости информирования Парламентского Собрания о проведении подобных мероприятиях.
Кроме того, депутаты отметили важность использования в образовательном процессе возможностей музеев и библиотек и предложили Союзу писателей Союзного государства оказывать содействие в пополнении библиотечных фондов.
Депутаты также рекомендовали Министерству образования РБ, Министерству образования и науки РФ и министерствам культуры обеих стран разработать Концепцию духовно-нравственного воспитания молодежи Беларуси и России и совместную Стратегию развития образования до 2050 года.
Итоговый вариант рекомендаций семинара Парламентского Собрания будет направлен заинтересованным государственным структурам, министерствам и ведомствам Беларуси и России, а также выложен в общий доступ в сети Интернет.
Завершая работу семинара, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева выразила благодарность всем участникам семинара и руководству Центрального музея ВОВ, в стенах которого проходило заседание, за проявленный интерес и неравнодушие к проблемам воспитания молодого поколения Союзного государства.
40 заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании проводится в рамках мероприятий, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Сорокового заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства
«Роль образования и духовно-нравственного воспитания в условиях вызовов современного мира»
В ходе заседания семинара обсуждались актуальные вопросы развития единого образовательного пространства Беларуси и России, вопросы формирования духовно-нравственных ценностей в семье и учреждениях образования, опыт работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения в Беларуси и России на примерах подвигов героев Великой Отечественной войны, перспективы взаимодействия органов Союзного государства в данных сферах и другие.
Парламентское Собрание на всех этапах союзного строительства демонстрирует твердую приверженность к историческим корням двух наших народов, соединенных духовными скрепами, и русского мира в целом, неустанное внимание нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения – нашей смены. Сказанное особенно актуально в свете отмечаемой в этом году 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Роль образования в поддержке и развитии российской и белорусской государственности, сохранении и укреплении самосознания русского, белорусского, других коренных народов, проживающих на территории Союзного государства, трудно переоценить.
Понимая всю опасность угроз современного мира, информационных войн и обострения характера информационного противоборства, участники семинара с учетом состоявшегося обмена мнениями выработали следующие рекомендации, реализация которых направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Союзного государства:
1.Комитету Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции совместно с Комитетом Государственной Думы по образованию, Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности совместно с Постоянной комиссией Палаты представителей по образованию, культуре и науке обратить внимание на необходимость реализации следующих концептуальных положений:
1.1. В ситуации обострения международной напряженности ключевым условием обеспечения национальной безопасности является духовный суверенитет, сохранение которого возможно только путем отказа от нравственного и мировоззренческого релятивизма и навязываемой нам глобальной этики, путем утверждения четкой и ясной традиционной системы ценностей народов Беларуси и России.
1.2. Создание суверенной системы образования, направленной на формирование высоконравственной и хорошо образованной личности, воспитанной на принципах служения Отечеству, исходящей из национально-государственных интересов и обеспечивающей такой духовный и интеллектуальный потенциал наших народов, который позволит им сохранить суверенитет, укрепить безопасность, обороноспособность в условиях нарастающего геополитического противоборства.
1.3. Система высшего образования, и в первую очередь высшие учебные заведения, которые связаны с новейшими техническими разработками и имеют стратегическое значение, должны быть поставлены под государственный контроль и выведены из сферы управления со стороны международного менеджмента.
2. Участники семинара считают необходимым предложить:
2.1. Министерству образования Республики Беларусь, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству культуры Республики Беларусь и Министерству культуры Российской Федерации:
- для повышения эффективности работы с обучающимися в общеобразовательных учреждениях в субъектах Российской Федерации и областях Республики Беларусь проводить уроки мужества, спортивные мероприятия, тематические родительские собрания, встречи с ветеранами труда и Великой Отечественной войны, представителями детских и молодежных патриотических организаций;
- информировать Парламентское Собрание Союза Беларуси и России и Постоянный Комитет Союзного государства о планируемых мероприятиях патриотической и духовно-нравственной направленности в России и Беларуси для привлечения к участию в данных мероприятиях депутатов Парламентского Собрания и представителей органов Союзного государства с последующим включением указанных мероприятий в План-график работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России;
- использовать в рамках образовательного процесса широкие возможности музеев и библиотек для сохранения исторической памяти подрастающего поколения о событиях Великой Отечественной войны;
- совершенствовать систему патриотического и духовно-нравственного воспитания в школе для подъема духовной и нравственной культуры подрастающего поколения, для формирования социально активной личности, гражданина и патриота, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовности к его защите;
- создавать условия для творчества детей, гражданского становления и формирования активной жизненной позиции школьников;
- активизировать приобщение учащихся к краеведческой работе;
- ввести в общеобразовательных учреждениях учебный курс по изучению национальных культурных традиций Беларуси и России;
- с целью повышения качества духовно-патриотического воспитания школьников разработать Концепцию духовно-нравственного воспитания молодежи Беларуси и России;
- разработать совместную Стратегию развития образования Российской Федерации и Республики Беларусь до 2050 года;
- создать единый доступный интернет-портал по преподаванию литературы.
2.2. Союзу писателей Союзного государства в рамках укрепления дружеских связей оказывать содействие в пополнении библиотечных фондов литературой патриотической направленности, поскольку деятельность библиотек по воспитанию у молодого поколения уважения к своему краю, любви к Отечеству, своей семье способствует формированию духовно развитой и идейно ориентированной личности, закладывает основы патриотизма.
2.3. Международному Дельфийскому комитету выступить с инициативой о проведении Дельфийских игр Союзного государства.