Дальнейшая гармонизация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
Версия для печати27 – 28 мая в Минске проходило 41 заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему: «Дальнейшая гармонизация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации
Союзные депутаты, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Евразийской экономической комиссии, Исполнительного комитета и Межпарламентской Ассамблеи СНГ, министерств и ведомств, а также руководители и научные сотрудники ведущих учебных заведений двух стран обсудили актуальные вопросы по сближению законодательства стран – участниц Союзного государства.
В ходе заседания участники семинара отметили, что среди интеграционных образований на пространстве СНГ именно во взаимодействии в рамках Союзного государства достигнута значительная степень синхронизации законодательства. Достаточно полно гармонизированы нормы гражданского права, валютного регулирования, финансовой, банковской и внешнеэкономической деятельности. Дальнейшего сближения, по мнению экспертов, выступавших на семинаре, требуют бюджетное и налоговое законодательство, а также нормативная база в сферах труда и занятости населения, социального страхования, образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта.
Участниками семинара внесены предложения активизировать взаимодействие национальных парламентов, министерств, ведомств и органов Союзного государства. В частности предложено усилить контроль над разработкой и прохождением законопроектов, которые вносятся на рассмотрение в национальные парламенты, на предмет их соответствия союзным договоренностям.
Важным вопросом, который также внесен в рекомендации семинара, является изменение процедуры получения гражданами Беларуси разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации. В планах союзных депутатов – исключить для белорусов необходимость подтверждать владение русским языком, знание истории и основ законодательства России.
Участники семинара предложили усилить взаимодействие по вопросам гармонизации законодательства с парламентскими органами СНГ, ОДКБ, а также Евразийской экономической комиссией.
По итогам выступлений докладчиков и дискуссий выработаны практические рекомендации по вопросам дальнейшей гармонизации законодательства России и Беларуси.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Сорок первого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства
«Дальнейшая гармонизация законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации»
В заседании приняли участие и выступили с докладами депутаты Парламентского Собрания, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, государственных органов и ведущих научных учреждений Беларуси и России, общественные деятели.
В ходе заседания участники обсудили состояние и перспективы развития правовых систем Беларуси и России, определили области права, подлежащие гармонизации, и выработали предложения о формах и методах дальнейшего сближения законодательства. Рассмотрены следующие вопросы:
- Теоретические основы и исторический опыт гармонизации законодательства.
- Сферы законодательства, подлежащие гармонизации в рамках Союзного государства, и исключительная компетенция государств-участников.
- Достижения и проблемы работы по гармонизации законодательства Беларуси и России.
- Соотношение гармонизации законодательства в рамках интеграционных образований на пространстве СНГ (Союзное государство, Евразийский экономический союз, ОДКБ, СНГ).
- Предложения по формам и методам дальнейшей гармонизации законодательства в формате двустороннего сотрудничества, в рамках Союзного государства и Евразийского экономического союза.
Участники заседания отметили, что среди интеграционных образований на постсоветском пространстве в процессе формирования Союзного государства достигнута наибольшая степень интеграции в областях экономики, социальной политики, образования и науки, культуры, защиты окружающей среды, правоохранительной деятельности и других сферах. При этом в достаточной степени гармонизированы нормы гражданского законодательства, законодательства в сфере страхования, финансовой деятельности, валютного регулирования, банковской деятельности, внешнеэкономической деятельности. Достаточно полно урегулированы вопросы равных прав граждан и субъектов хозяйствования. Активно развивается регулирование вопросов создания единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического союза.
Перспективными для дальнейшего сближения законодательства признаны отдельные отрасли гражданского законодательства, бюджетное и налоговое законодательство, законодательство о труде и занятости населения, о социальном страховании, о миграции, законодательство в области образования, науки, информации, информатизации, культуры, искусства и спорта, земельное законодательство.
При этом выступающие выразили озабоченность тем, что в отдельных сферах наблюдается значительная дивергенция законодательства Беларуси и России, обусловленная независимым развитием правовых систем двух государств. Были рассмотрены актуальные вопросы, возникающие в связи с различиями в законодательстве, и обсуждены пути их решения.
В целях дальнейшего развития гармонизации законодательства Беларуси и России участники заседания выработали следующие рекомендации Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:
- Рассмотреть на заседаниях профильных комиссий Парламентского Собрания вопросы, связанные с состоянием и перспективами развития законодательства Беларуси и России по соответствующим направлениям.
- Изыскать возможность финансирования проведения научными учреждениями Беларуси и России сравнительно-правового анализа отдельных отраслей законодательства с выработкой предложений по направлениям сближения и по принятию гармонизирующих нормативных правовых актов.
- Предпринять шаги координации взаимодействия по вопросам гармонизации законодательства с парламентскими органами СНГ, ОДКБ, ЕАЭС.
- Учитывать в работе позитивный опыт, накопленный межпарламентскими организациями на постсоветском пространстве и европейскими межпарламентскими организациями.
- Предложить профильным министерствам Беларуси и России разрабатывать нормативные правовые акты, направленные на гармонизацию законодательства в конкретной области, в форме подлежащих ратификации международных договоров государств – участников Союзного государства с целью обеспечения эффективного исполнения данных актов.
- Регулярно рассматривать на заседаниях комиссий Парламентского Собрания вопросы планирования, хода разработки и заключения указанных международных договоров.
- Обеспечить скоординированное принятие законов о ратификации указанных международных договоров национальными парламентами.
- В целях установления равных прав для производителей двух стран предложить профильным министерствам предпринять меры по гармонизации налогового законодательства, действующего в промышленности.
- Проработать вопрос о возможности разработки проекта концепции гармонизации гражданского законодательства государств – участников Союзного государства.
- Рассмотреть возможность разработки проекта Положения о подготовке актов Союзного государства, направленных на гармонизацию законодательства государств-участников.
- Проработать вопрос об опубликовании актов органов Союзного государства, подлежащих применению государствами – участниками Союзного государства, в источниках официального опубликования нормативных правовых актов государств-участников.
- Предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации предусмотреть в Регламенте Государственной Думы проведение экспертизы законопроектов на предмет соответствия международным договорам Российской Федерации, актам международных организаций и межгосударственных образований, включая рекомендательные акты и модельные законы.
- Совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства, Секретариатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Аппаратом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации определить формы и методы осуществления мониторинга внесенных в национальные парламенты законопроектов, затрагивающих области права, подлежащие гармонизации, и вопросы обеспечения равных прав граждан Союзного государства.
- Предложить комитетам и комиссиям палат парламентов государств-участников, депутатам Парламентского Собрания вносить указанные законопроекты на рассмотрение комиссий Парламентского Собрания с целью выработки согласованных решений.
- Предложить Постоянному Комитету Союзного государства совместно с Секретариатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проводить мониторинг исполнения международных договоров, заключенных в рамках Союзного государства, и актов Союзного государства. В случае неисполнения указанных международных обязательств информировать государства – участники Союзного государства о выявленных фактах.
- Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту координировать работу по гармонизации законодательства, по принятию мер для устранения несогласованности правовых актов.
- Принять меры, направленные на разработку необходимых нормативных правовых актов в целях обеспечения равных прав граждан Союзного государства на трудоустройство по профессии водителя при наличии национального водительского удостоверения.
- Принять меры по внесению изменений в законодательство Российской Федерации в целях исключения для белорусских граждан необходимости подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства Российской Федерации при получении разрешения на временное проживание и вида на жительство.
- Рассмотреть настоящие Рекомендации на заседании Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту, довести их до сведения депутатов Парламентского Собрания.
- Направить настоящие Рекомендации в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Государственную Думу и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Постоянный Комитет Союзного государства, Министерство юстиции Республики Беларусь и Министерство юстиции Российской Федерации.