80 ПОБЕДА!

Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы

Версия для печати
23 – 24 марта 2016 года,
Великий Новгород

23 - 24 марта в Великом Новгороде проходило 44-е заседание семинара при Парламентском Собрании на тему «Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы». В мероприятии принимали участие союзные парламентарии, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации, Министерства иностранных дел Республики Беларусь, Правительства Новгородской области и областной Думы, академий наук и деловых кругов России и Беларуси, а также руководители и научные сотрудники ведущих исследовательских институтов и вузов двух стран.

Участники семинара рассмотрели состояние межрегионального сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации, обсудили актуальные проблемы и пути их решения. По итогам обсуждений были выработаны рекомендации, направленные на углубление стратегического партнерства между регионами и укрепление торгово-экономических, производственных, научно-технических, социально-культурных и иных связей наших государств.

В проекте итогового документа Совету Министров Союзного государства рекомендуется активизировать работу по формированию и совершенствованию нормативной правовой базы межрегионального сотрудничества, а также совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами Беларуси и России рассмотреть вопрос о разработке союзной программы по развитию приграничных территорий.

По мнению участников семинара, правительства стран-участниц Союзного государства должны оказывать всестороннее содействие укреплению межрегиональных связей. В частности, речь на заседании шла об увеличении товарооборота, об оказании поддержки в создании торгово-логистических центров и  о стимулировании сотрудничества в инновационной сфере.

В целях активизации межрегионального и приграничного сотрудничества национальным парламентам Беларуси и России рекомендовано осуществлять содействие в организации многосторонних встреч руководителей регионов и усилить контроль за выполнением межрегиональных договоров о торговом, экономическом, научно-техническом, культурном взаимодействии, а также за реализацией программ и выполнением мероприятий Союзного государства, проводимых на территории региона.

В ходе семинара было обсуждено влияние средств массовой информации на интеграционные процессы в Союзном государстве. В связи с этим было принято решение рекомендовать Министерству информации Республики Беларусь и Минкомсвязи России способствовать распространению через СМИ материалов о реальных достижениях межрегионального и приграничного сотрудничества двух стран.

Кроме того, статистическим ведомствам России и Беларуси рекомендуется разработать предложения по введению единой статистической отчетности о деятельности регионов, в том числе об экономической и социальной эффективности проводимых совместных мероприятий.

Депутаты Парламентского Собрания подчеркнули, что межрегиональное сотрудничество – это одна из важнейших составляющих интеграции России и Беларуси, поэтому устойчивое развитие каждого из регионов Союзного государства и их взаимодействие являются важными условиями успешного союзного строительства.



РЕКОМЕНДАЦИИ

Сорок четвёртое заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«Межрегиональное сотрудничество в Союзном государстве: опыт, проблемы, перспективы»


В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители Постоянного Комитета Союзного государства, министерств и ведомств государств участников, научных организаций, Администрации Новгородской области, других регионов Беларуси и России, а также средств массовой информации.

Участники семинара всесторонне обсудили состояние межрегионального и приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации, ключевые проблемы и перспективные направления его развития, выработали меры по стимулированию межрегионального и приграничного сотрудничества в рамках строительства Союзного государства и пришли к выводу о том, что сотрудничество регионов стало одной из фундаментальных основ стратегического партнерства и союзничества между нашими странами, углубления торгово-экономических, производственных, научно-технических, социально-культурных и иных отношений.
Они единогласно признали, что Союзное государство являет собой наиболее зрелую форму интеграции, которая осуществляется в опоре на процессы регионализации и капитал регионального развития. Устойчивое развитие каждого из регионов Союзного государства является критерием успешности реализации интеграционного проекта, а межрегиональные отношения на всех уровнях политической, социальной, производственно-экономической, научно-образовательной, культурной, спортивной, региональной жизни – функциональной основой продвижения союзного проекта, его адаптации к меняющимся геополитическим условиям.

Таким образом, межрегиональное сотрудничество, являясь одной из важнейших составляющих экономической интеграции России и Беларуси, способствует нейтрализации угрозы глобализации и позволяет обеспечить сбалансированность интересов государств участников, территорий, населения и бизнеса.

Участники семинара подчеркнули необходимость дальнейшего последовательного расширения белорусско-российского взаимодействия на региональном уровне.

Политика баланса интеграции и регионализации подразумевает сочетание «жесткого» (диктуемого политикой и интересами интегрирующихся государств и подкрепленного решениями на законодательно-правовом уровне) и «мягкого» (идущего от традиций и этических принципов взаимодействия граждан, коллективов, соседских общин по разные стороны границы) регионализма.

Одновременно участниками семинара признан тот факт, что потенциал межрегионального сотрудничества используется не на полную мощность и белорусско-российское приграничное сотрудничество не достигло уровня активности, позволяющего действенно влиять на интеграционную политику.

Участники семинара:

  • отметили недостаточную разработку на государственном и региональном уровнях механизмов правового, хозяйственного и политического регулирования всего комплекса вопросов межрегионального и приграничного сотрудничества;
  • констатировали, что в современных условиях основополагающим фактором укрепления интеграции на региональном уровне является реализация в двух государствах взаимно согласующихся мер по переходу от директивной к самоорганизационной модели регионального развития, которая подразумевает принцип разумной децентрализации политико-экономического управления, понимание как отдельного государства, так и интеграционного объединения в качестве открытой саморазвивающейся системы межрегиональных отношений. Переход к модели самоорганизации опирается на когерентные измерения в экономической, социальной, научно-инновационной, информационно-управленческой подсистемах регионального развития;
  • обозначили проблемы, решение которых требуется непосредственно на региональном уровне. Это прежде всего недостаточное обеспечение участников межрегионального сотрудничества договорно-правовой документацией, отсутствие интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов, о перспективных научно-технических разработках, а также налаженного обмена данными о конъюнктуре рынков и ценах;
  • единодушно пришли к мнению о необходимости привлечь внимание Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации к дальнейшему развитию малого и среднего бизнеса, нормальное функционирование которого позволяет получить быструю отдачу в экономику государств-участников, что особенно важно в период экономического кризиса.

Для повышения эффективности этого сектора экономики необходимо обеспечить:
в области экономики и финансов:

  • популяризацию государственных возможностей финансовой поддержки малого бизнеса;
  • введение льготного кредитования (включая заниженные годовые проценты и субсидирование кредитной ставки) и предоставление безвозмездных средств;
  • создание единого инвестиционного пула для малых предпринимателей Беларуси и России;
  • заключение соглашения в рамках Союзного государства о свободном доступе к участию в государственных закупках;
  • создание целевого гарантийного фонда;
  • создание новых возможностей и условий финансирования проектов Союзного государства за счет средств Фонда развития промышленности, особенно по линии импортозамещения;
  • введение в практику межрегионального сотрудничества распространения успешного опыта работы регионов по реализации единой промышленной политики, формированию промышленных кластеров, технопарков, технико-внедренческих зон, созданию регионального законодательства в этих сферах;
  • расширение практики заключения соглашений о сотрудничестве между региональными торгово-промышленными палатами Российской Федерации и Республики Беларусь, проведение выставок-ярмарок и других мероприятий товаропроизводителей в регионах-партнерах;

в системе управления:

  • проведение политики сдержанного протекционизма (с учетом того, что экономические санкции России в отношении ЕС положительно сказались на фермерстве, частных хозяйствах и отечественных производителях продуктов питания);
  • создание единого правового поля: взаимное признание сертификатов и протоколов тестовых испытаний, гармонизация законодательного регулирования;
  • унификацию налогообложения государств – участников Союзного государства;
  • разработку программы сотрудничества для молодых предпринимателей;
  • налаживание межведомственной координации;
  • разработку единой концепции развития «Малый и средний бизнес на территории Союзного государства»;
  • создание особых экономических зон, технопарков и технологических кластеров, в том числе международных, в рамках Союзного государства;
  • создание центров обслуживания предпринимателей;
  • активизацию работы по совершенствованию договорно-правовой базы регионов двух стран в сфере промышленной политики;
  • наращивание разностороннего сотрудничества регионов Беларуси и России в инновационной сфере;
  • рассмотрение возможности разработки комплексной программы научно-технического сотрудничества двух стран с учетом развития межрегиональных связей в инновационной сфере;
  • принятие межгосударственных документов в сфере инновационной политики;

в системе информационного обеспечения:

  • создание единой базы малых предприятий;
  • создание биржи контактов для молодых предпринимателей;
  • аккумулирование информации в единую базу с целью привлечения субъектов малого бизнеса в глобальные проекты;
  • улучшение имиджа проекта Союзного государства.


В своих выступлениях и докладах участники семинара подтвердили актуальность и многоплановость проблемы межрегионального сотрудничества, которая тесно связана с вопросами социально-экономического развития государств – участников Союзного государства, миграционной, таможенной, внешнеэкономической политикой государств.

По итогам состоявшейся дискуссии и обмена мнениями участники семинара пришли к выводу, что наиболее важными вопросами межрегионального и приграничного сотрудничества Беларуси и России остаются:

  • углубление и расширение торгово-экономических, научно-технических связей, фундаментальных и прикладных научных исследований, содействие разработке и реализации совместных инвестиционных проектов, способствующих эффективному развитию экономик обеих стран;
  • использование для смены модели регионального развития внедрения новых методов стратегического планирования и управления, в частности – использование в практике управления конкурентоспособностью регионов технологий маркетинга социально-экономического потенциала;
  • внедрение различных форм государственно-частного партнерства, в том числе в реализации социального сервиса, коммунального обслуживания;
  • более широкое использование практики разработки местных стратегий устойчивого развития;
  • выявление и распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта по повышению уровня и качества жизни населения, мер содействия реализации пилотных проектов в области повышения конкурентоспособности регионов, жизнеобеспечения местных сообществ;
  • совершенствование нормативно-правовой базы Беларуси и России –дальнейшая ее гармонизация с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
  • расширение совместной инвестиционной деятельности по реконструкции и модернизации промышленных предприятий, расширение практики сдачи сельскохозяйственной и другой техники в лизинг, финансирование важнейших проектов Союзного государства непосредственно из бюджета Союзного государства, взаимное обеспечение информацией по вопросам инвестиционной деятельности и привлечения инвестиций;
  • более тесное научно-техническое сотрудничество в области внедрения наиболее передовых технологий в сельском хозяйстве и промышленности в целях рационального использования природных ресурсов в приграничных регионах;
  • активизация деятельности государственных внешнеторговых представительств, а также региональных маркетинговых служб по продвижению товаров белорусских и российских производителей на основе прямых контактов, без посредников;
  • укрупнение и расширение товаропроводящих сетей предприятий-экспортеров на территориях обоих государств, создание единой информационной базы для совместного и более эффективного использования товаров;
  • актуализация проводимых научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию и информационному взаимодействию приграничных территорий с использованием прогрессивных технологий, создание интернет-сайтов по вопросам межрегионального и приграничного сотрудничества;
  • совершенствование системы регулирования миграции населения и регулирования рынка труда.

Для решения наиболее актуальных проблем межрегионального и приграничного сотрудничества участники семинара считают целесообразным предложить следующие рекомендации:

1. Рекомендовать Совету Министров Союзного государства:

  • рассмотреть вопрос о расширении непосредственного участия субъектов Российской Федерации и органов местного управления и самоуправления Республики Беларусь в разработке и реализации программ Союзного государства, имеющих межрегиональный характер, и внести соответствующие изменения в Порядок разработки и реализации программ Союзного государства и  в документы, регламентирующие бюджетный процесс;
  • активизировать работу по совершенствованию Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, направленную на ликвидацию излишней бюрократизации согласования и утверждения программ Союзного государства, четко определить координирующие функции Постоянного Комитета Союзного государства на всех этапах реализации программ, меры по повышению ответственности государственных заказчиков за качественную разработку и реализацию программ;
  • рассмотреть вопрос выделения средств из бюджета Союзного государства на финансирование развития межрегионального сотрудничества не только в рамках отдельных мероприятий, но и проектов, программ Союзного государства;
  • для выработки совместных направлений деятельности государств– участников Договора о создании Союзного государства в сфере энергоэффективности разработать стратегический план действий – Концепцию в сфере энергоэффективности Союзного государства до 2025 года, с определением целей, задач, конкретных мероприятий и их исполнителей;
  • ускорить подготовку Порядка разработки и реализации проектов Союзного государства, так как его отсутствие сдерживает координацию совместных усилий в решении проблем в тех случаях, когда требуется принятие оперативного решения и нет необходимости в разработке программы;
  • урегулировать вопрос совместного использования результатов, полученных по программам Союзного государства, особенно в части объектов интеллектуальной собственности, так как каждая из сторон использует полученные ею результаты раздельно и передача их второй стороне затруднена, что ограничивает эффект от практического использования результатов.
  • поддержать продолжение научных исследований по разработке и испытаниям новых лекарственных средств на основе лактоферрина человека в рамках программы «БелРосЛакт»;
  • обеспечить возможность использования в хозяйственном обороте Союзного государства имеющих мировую новизну практических достижений и инфраструктуры завершенных программ «БелРосТрансген» и «БелРосТрансген-2» путем организации инвестиционного проекта;
  • ускорить выполнение за счет средств союзного бюджета комплекса работ по научному обеспечению (с учетом регионального аспекта) нормативной правовой базы, регламентирующей создание, учет и распоряжение собственностью Союзного государства, ответственность сторон за учет, сохранность и распоряжение этим имуществом, а также защиту прав собственников.

2. В целях усиления межрегионального сотрудничества рекомендовать Правительству Республики Беларусь и Правительству Российской Федерации поручить:

- заинтересованным министерствам и ведомствам Республики Беларусь и Российской Федерации:

  • сформировать комплекс мер по формированию и проведению согласованной промышленной, научно-технической политики, направленной на обеспечение конкурентоспособности национальных экономик и производств, стимулирование экспорта в третьи страны;
  • обеспечить расширение номенклатуры поставляемых товаров (в том числе увеличить в двустороннем товарообороте долю высокотехнологичной и наукоемкой продукции), а также дальнейшее развитие кооперационных связей;
  • проводить дальнейшую работу по государственной поддержке создания торгово-логистических центров, играющих важную роль в формировании эффективной товаропроводящей сети белорусских и российских предприятий. С учетом действующих субъектов товаропроводящей сети это позволит значительно увеличить товарооборот, в том числе за счет применения новых механизмов их продвижения, таких как экспортная кооперация, внедрение современных информационно-технических ресурсов, транспортных и торгово-логистических технологий;
  • в области правового регулирования импортозамещения продовольствия разработать конкретную программу действий, нормы которой для исполнителей должны стать нормами прямого действия;
  • обеспечит контроль за привлечением к ретроспективной юридической ответственности конкретных должностных лиц, являющихся ответственными за исполнение тех или иных мероприятий программы действий в области правового регулирования импортозамещения продовольствия в случае провала их исполнения;
  • активизировать работу по гармонизации и сближению законодательства России и Беларуси в таможенной, налоговой, банковской, валютной, страховой, гражданской, иммиграционной и других сферах с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
  • разработать концепцию развития приграничного сотрудничества в рамках формирования Союзного государства, в которой определить цели, задачи, сферы и направления развития приграничных связей, механизм их обеспечения, меры, способствующие переходу от спонтанного характера развития приграничных контактов Беларуси и России к целенаправленной и поэтапно реализуемой стратегии приграничного сотрудничества, обеспечивающей стратегическое инновационное развитие этих территорий и включающей специальный комплекс мер по стимулированию сотрудничества в инновационной сфере;
  • рассмотреть целесообразность создания межгосударственного Интернет-портала научно-технического и экономического сотрудничества;
  • содействовать проведению научно-исследовательских работ по социально-экономическому развитию и информационному взаимодействию приграничных территорий с использованием прогрессивных технологий;
  • рассмотреть вопрос о создании Белорусско-российского совета по развитию малого и среднего бизнеса;
  • рассмотреть возможность финансовой поддержки в рамках национального законодательства органов местного управления и самоуправления, а также отдельных организаций, участвующих в осуществлении проектов и программ межрегионального и приграничного сотрудничества (в первую очередь направленных на строительство дорог, способных обеспечить товаро- и пассажиропотоки, современных пунктов оформления товаров, а также развитие инфраструктуры);
  • активизировать работу по совершенствованию договорно-правовой базы в сфере урегулирования проблемы взаимных неплатежей и отработки механизма выполнения решений государственных судебных и третейских судов;
  • проработать вопрос взаимного признания ОСАГО (Россия)/ ОСГО (Беларусь) для граждан, проживающих в приграничных областях или хотя бы районах вовремя краткосрочных поездок;
  • создать специализированный сайт в информационно-коммуникационной среде интернет, на котором четко и лаконично сформулировать условия краткосрочного пребывания граждан России и Беларуси в поездках из Беларуси в Россию и наоборот;

- Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации разработать для решения проблемы обеспечения продовольственной безопасности в Союзном государстве: проект Концепции Союзного государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках единой аграрной политики Союзного государства, в которой предусмотреть разработку программ, проектов и реализацию мероприятий в части:

  • создания органического земледелия;
  • возрождения семеноводства овощебахчевых культур;
  • создания высокопродуктивных, высококачественных и устойчивых сортов и гибридов сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур, экономически обоснованных и экологически безопасных технологий продукции растениеводства;
  • разработки стратегии рационального использования почвенных ресурсов, эффективных методов защиты почв от деградации и воспроизводства плодородия почв, в том числе мелиорированных;
  • совершенствования и создания новых высокопродуктивных пород, типов и линий сельскохозяйственных животных, птицы и рыб на основе новейших методов селекции и биотехнологии; экспортоориентированных технологий производства продукции животноводства, ветеринарных технологий, методов и средств диагностики, профилактики и терапии, обеспечивающих устойчивое санитарное благополучие методов;
  • организации формирования межрегиональных агропроизводственных кластеров;

- в рамках реализации Конвенции о правах инвалидов Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь выступить заказчиками программы Союзного государства, направленной на решение одной из наиболее актуальных проблем социального развития государств-участников Договора о создании Союзного государства, а именно: на формирование, развитие и реализацию трудового потенциала лиц с инвалидностью;

- Министерству информации Республики Беларусь и Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в целях пропаганды реальных достижений Союзного государства способствовать распространению через средства массовой информации, в том числе теле- и радиопрограммы, опыта межрегионального и приграничного сотрудничества, активизировать практику публикации материалов из союзной прессы в региональной;

- Статистическим ведомствам Республики Беларусь и Российской Федерации, их региональным органам разработать предложения по введению единой статистической отчетности о деятельности регионов Беларуси и России, а также административно-территориальных единиц в зоне приграничного сотрудничества в части осуществления торгово-экономического сотрудничества по видам и направлениям, а также по обобщению данных об экономической и  о социальной эффективности проводимых в рамках партнерства совместных мероприятий.

3. В целях активизации межрегионального и приграничного сотрудничества рекомендовать национальным парламентам Беларуси и России осуществлять дальнейшее содействие:

  • организации многосторонних встреч руководителей регионов обоих государств;
  • активизации поиска правовых форм для дальнейшего развития разностороннего приграничного сотрудничества между регионами Республики Беларусь и Российской Федерации, их административно-территориальными образованиями;
  • синхронизации ратификационного процесса по отношению к договорам и соглашениям, заключенным между регионами Республики Беларусь и Российской Федерации.

4. С целью выработки скоординированных действий государств–участников в организации активного совместного противостояния нелегальной миграции на территории Союзного государства рекомендовать органам Союзного государства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовить нормативный правовой акт Союзного государства, направленный на унификацию законодательства государств–участников в области регулирования правовых статусов мигрантов на территории двух государств, а также определить единые меры государственного и административного воздействия, применяемые к ним. В этом нормативном акте должны быть предусмотрены равные права и обязанности для граждан государств–участников в вопросах получения образования, трудоустройства, налогообложения и иных социальных гарантий.

5. Рекомендовать Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России содействовать:

  • ускорению разработки и принятия унифицированных национальных законодательных актов о межрегиональном и приграничном сотрудничестве;
  • выполнению межрегиональных договоров о торговом, экономическом, научно-техническом, культурном сотрудничестве и реализации программ, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства;
  • обмену передовым опытом межрегионального и приграничного сотрудничества и информацией по участию в реализации союзных программ;
  • выступить с инициативой о создании при Постоянном Комитете Союзного государства постоянно действующей структуры по координации межрегионального сотрудничества, используя опыт таких европейских организаций как Собрание регионов Европы, ассоциация Европейских приграничных регионов и других.

6. Профильным комиссиям Парламентского Собрания совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства усилить контроль за расходованием средств бюджета Союзного государства, предусмотренных на выполнение программ Союзного государства.

7. Постоянному Комитету Союзного государства актуализировать предложение Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации о разработке концепции развития приграничного сотрудничества в рамках строительства Союзного государства, способствующей переходу от спонтанного характера развития приграничных контактов Беларуси и России к целенаправленной и поэтапно реализуемой стратегии приграничного сотрудничества на базе целостного механизма как части общего механизма интеграционного взаимодействия Беларуси и России.

8. Рекомендовать торгово-промышленным палатам Беларуси и России, другим заинтересованным организациям активизировать деятельность по поддержке товаропроизводителей регионов-партнеров, предусматривающей обеспечение информацией о конъюнктуре рынков, создание автоматизированной системы поиска партнеров по межрегиональным связям, организацию торговых домов, выставок, ярмарок и рекламы товаров местного производства.

9. Приграничным регионам России и Беларуси проработать вопросы:

  • создания информационных пунктов и крупных информационных щитов на приграничных шоссе, объединяющих Беларусь и Россию, на которых граждане России и Беларуси смогут получить наглядную информацию об особенностях организации их медицинского обслуживания и автострахования, пользования автодорогами;
  • раздачи кратких памяток с вышеуказанными рекомендациями на границе, в гостинице, в туристических центрах, органах местного самоуправления сопредельных районов.

Следует помнить, что развитие межрегионального сотрудничества опирается на идеологию союзного строительства, систему ценностей добрососедских отношений, дружбы и взаимопомощи, укорененную в сознании всех граждан Союзного государства и прежде всего – подрастающего поколения, развитую систему информирования о направлении, конкретных целях, путях, задачах и проблемах союзного строительства.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter