Актуальные проблемы и приоритеты экологической политики России и Беларуси в рамках Союзного государства

Версия для печати
1 – 2 ноября 2017 года,
Брянск

1 – 2 ноября 2017 года проходило 50-е заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Тема – «Актуальные проблемы и приоритеты экологической политики России и Беларуси в рамках Союзного государства».

В семинаре приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других министерств и ведомств Беларуси и России, члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ведущие ученые и специалисты, руководители и преподаватели высших учебных заведений Беларуси и России, а также представители общественных организаций и средств массовой информации.

Работа велась в течение двух дней и включала в себя пленарные заседания, встречи с руководством Брянской области и депутатами Брянской областной Думы, посещение и ознакомление с научной деятельностью Брянского государственного аграрного университета и другие мероприятия.

На семинаре обсудили экологическую политику Союзного государства и правовые аспекты создания общего правового пространства в природоохранной деятельности Беларуси и России, рассмотрели вопросы эффективного использования природных ресурсов, а также реабилитации территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Участники семинара проанализировали проблемы здоровья и жизнедеятельности населения в экологически неблагоприятных регионах Беларуси и России, включая территории, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС.

Эксперты подчеркнули, что программы Союзного государства по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС доказали свою эффективность. В ходе заседания были определены актуальные для Союзного государства экологические проблемы, которые требуют совместных усилий в их преодолении, – последствия аварии на Чернобыльской АЭС, деградация природных ресурсов, загрязнение среды, ухудшение здоровья населения, глобальные изменения климата, которым подвержены территории государств-участников.

Участники семинара пришли к мнению, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Беларуси и России являются приоритетными направлениями развития Союзного государства. Первоочередной задачей должно стать решение социально значимой проблемы возврата территорий и населения, подвергшихся радиационному воздействию, к условиям нормальной жизнедеятельности без ограничений по радиационному фактору. В долгосрочной перспективе необходимо провести исследования, направленные на обеспечение перехода экономик Беларуси и России к модели устойчивого экологического развития, позволяющей обеспечить эффективное использование природных ресурсов. В этих целях предложено в рамках деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России разработать Концепцию перехода стран на принципы «зеленой экономики». Также участники семинара отнесли к приоритетным и стратегическим задачам создание общего эколого-информационного и единого экологического образовательного пространств в рамках Союзного государства.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Пятидесятого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«Актуальные проблемы и приоритеты экологической политики России и Беларуси в рамках Союзного государства»


В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, других министерств и ведомств Беларуси и России, представители Постоянного Комитета Союзного государства и Секретариата Парламентского Собрания, члены Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, ведущие ученые и специалисты, руководители и преподаватели высших учебных заведений Беларуси и России, а также представители общественных организаций и средств массовой информации.

На семинаре были рассмотрены вопросы, связанные с общим состоянием экологической политики Союзного государства, правовые аспекты природоохранной деятельности Беларуси и России, проанализированы возможности Союзного государства в разработке стратегических направлений, обеспечивающих переход экономик Беларуси и России к модели устойчивого экологического развития и эффективного использования природных ресурсов, а также вопросы экологической культуры и эколого-ориентированного образования.

В ходе заседания были определены актуальные для Союзного государства экологические проблемы, которые требуют совместных усилий в их преодолении, – последствия аварии на Чернобыльской АЭС, деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, ухудшение здоровья населения, глобальное изменение климата, которым подвержены территории государств-участников.

Было отмечено, что для загрязненных радионуклидами территорий влияние экологического фактора на экономику и здоровье населения весьма ощутимо. В настоящее время к наиболее пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС относится 21 район Брестской, Гомельской и Могилевской областей Республики Беларусь, а также территории Брянской, Калужской, Орловской, Тульской областей Российской Федерации.

Было подчеркнуто, что Союзным государством прилагаются немалые усилия для возвращения пострадавших территорий к жизни и роста социально-экономического благополучия населения. В качестве примера может служить реализация четырех программ совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства. В связи с этим представляется закономерным решение рассмотреть проблемы и приоритеты экологической политики Союзного государства под эгидой Парламентского Собрания Союза Беларуси и России именнов г. Брянске – на территории, испытавшей последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

Участники семинара:

  • пришли к мнению, что охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются приоритетными направлениями развития Союзного государства в целях реализации национальных интересов Республики Беларусь и Российской Федерации в современных условиях;
  • отметили важность проведения исследований по разработке стратегических документов, направленных на обеспечение перехода экономик Беларуси и России к модели устойчивого экологического развития, позволяющей обеспечить в долгосрочной перспективе эффективное использование природных ресурсов;
  • подчеркнули актуальность разработки системы критериев устойчивого развития, важность определения путей достижения целей и поэтапного решения задач устойчивого развития Беларуси и России на
  • долгосрочную перспективу;
  • посчитали целесообразной в рамках деятельности Парламентского Собрания Союза Беларуси и России разработку Концепции перехода стран на принципы «зеленой экономики»;
  • признали в качестве первоочередной задачи решение социально значимой проблемы возврата территорий и населения, подвергшихся радиационному воздействию, к условиям нормальной жизнедеятельности без ограничений по радиационному фактору;
  • подчеркнули, что программы Союзного государства по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС доказали свою эффективность.


Обсудив наиболее актуальные проблемы и приоритеты экологической политики в рамках Союзного государства, охраны окружающей среды и совместной деятельности Беларуси и России по обеспечению экологической безопасности Союзного государства, участники семинара выработали следующие предложения и рекомендации:

  • В сфере проведения единой экологической политики Союзного государства и определения путей сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации


1. Постоянному Комитету Союзного государства, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству здравоохранения Республики Беларусь:

  • провести научно-практические исследования, направленные на осуществление сравнительно-правового анализа законодательства
    государств – участников Союзного государства, для более полного выявления и определения конкретных направлений гармонизации законодательной базы Российской Федерации и Республики Беларусь в целях создания общего правового пространства в сфере природоохранной деятельности и обеспечения экологической безопасности наших двух стран;
  • в рамках реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 – 2022 годы подготовить предложения по сближению (унификации, гармонизации) законодательства по вышеназванной тематике;
  • рассмотреть возможность разработки в составе новых приоритетных направлений и первоочередных задач развития Союзного государства программного документа – Стратегии Союзного государства по реализации принципов «зеленой экономики» в целях обеспечения устойчивого развития Беларуси и России.
  • В сфере решения проблем территорий, подвергшихся радиационному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС


2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:

  • обеспечить принятие и реализацию новой программы совместной деятельности Беларуси и России в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС (особое внимание в программе должно быть уделено социальной защите населения, включая медицинское обеспечение, комплексу защитных мер в населенных пунктах, где доза облучения может превышать допустимые нормы, поддержке системы радиационного контроля, возврату в пользование выведенных из оборота земель с учетом экономических требований и радиационной безопасности. Одной из главных задач является осуществление совместной деятельности по разработке новых технологий для повышения эффективности оказания специализированной медицинской помощи пострадавшему населению);
  • продолжить работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территориях радиоактивного загрязнения, радиоактивно загрязненных территориях, при условии обеспечения исполнения социальных обязательств в отношении пострадавших граждан Беларуси и России;
  • совершенствовать законодательство в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы с целью повышения эффективности мер социальной поддержки;
  • организовывать ежегодное проведение мероприятий Союзного государства по оказанию медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, пострадавших от радиационного воздействия вследствие чернобыльской катастрофы;
  • разработать план мероприятий по укреплению международного сотрудничества в области преодоления последствий чернобыльской катастрофы;
  • обеспечить постоянную готовность на всех уровнях управления Беларуси и России эффективной системы реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе радиационного характера.
  • B целях обеспечения устойчивого использования природно-ресурсного потенциала и сохранения биоразнообразия на территории Союзного государства, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате техногенных катастроф

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, профильным министерствам и ведомствам Российской Федерации и Республики Беларусь в условиях признания глобальной ценности действий по совершенствованию, перестройке экономики государств на «зеленых» принципах активизировать действия (разработать программы), направленные на выявление приоритетов, принципов и инструментов «озеленения» экономики государств с учетом их географической, социально-экономической специфики и признания приоритетов экологической политики в ряду первоочередных:

  • рассмотреть необходимость формирования единого правового пространства, гармонизации законодательства и нормативов по вопросам предотвращения деградации почв и земель, обеспечения устойчивого землепользования;
  • рассмотреть возможность разработки долгосрочной программы создания трансграничных природных территорий;
  • рассмотреть возможность разработки целевой научно-технической программы совместной деятельности Беларуси и России в рамках Союзного государства по предотвращению деградации почвенно-земельных ресурсов и их устойчивому использованию;
  • уделить внимание разработке программ в области обеспечения мер по адаптации к изменяющемуся климату в условиях негативных последствий радиоактивного загрязнения с выделением специфики применительно к территориям Беларуси и России, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС;
  • разработать план мероприятий по охране и рациональному использованию трансграничных водных объектов;
  • рекомендовать при планировании мероприятий по поддержанию и сохранению биоразнообразия использовать достижения нового научного направления – геноурбанологии, позволяющие с учетом генетического разнообразия сохраняемых видов более эффективно осуществлять природоохранные мероприятия;
  • рассмотреть возможность разработки единой нормативной базы по допустимому уровню содержания Цезия-137(137Cs) в сельскохозяйственном производстве;
  • разработать и внедрить в сельскохозяйственное производство новые средства и технологии, обеспечивающие получение продукции растениеводства и животноводства с минимальным содержанием радионуклидов и снижение ресурсных затрат на ее производство.


4. Имея в виду, что создание трансграничных природоохранных территорий играет важную роль в укреплении природоохранного сотрудничества, отметить положительный опыт создания трансграничной особо охраняемой природной территории «Западное Поозерье», включающей в себя национальный парк «Себежский» (Псковская область), ландшафтные заказники «Красный Бор» и «Освейский» (Витебская область).

Подчеркивая, что указанный природный комплекс имеет важное значение для сохранения биологического разнообразия, охраны диких птиц, обладает значительными ресурсами для развития туризма, является полигоном для научных исследований как на российской, так и  на белорусской территориях, оказывает положительное влияние на смягчение последствий климатических изменений, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:

  • в целях научного обеспечения устойчивого использования природно-ресурсного потенциала и сохранения биоразнообразия на территории Союзного государства, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате техногенных катастроф, поддержать предложение Департамента по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о создании на базе Полесского государственного радиационно-экологического заповедника Международного исследовательского центра по проблемам радиологии и радиобиологии, полигоном которого для проведения научных исследований будет являться, в том числе, территория Восточно-Уральского государственного радиационного заповедника;
  • в области охраны лесов разработать и внедрить систему союзного лесопатологического мониторинга, разработать план мероприятий по предотвращению лесных пожаров, уделив особое внимание загрязненным территориям;
  • продолжить совершенствование единой системы радиационного мониторинга лесного фонда, повысить эффективность защитных мероприятий в лесном хозяйстве, направленных на обеспечение охраны лесов и воспроизводство лесных ресурсов, обеспечение высокого уровня радиационной защиты работников леса и населения при посещении леса;
  • обеспечить оптимальные условия лесохозяйственной деятельности на территориях радиоактивного загрязнения.


5. В целях борьбы с климатическими изменениями, обеспечения эффективной реализации положений Парижского соглашения по климату в контексте устойчивого развития государств необходим системный и комплексный подход, направленный на отражение приоритетов низкоуглеродного развития государств – участников Союзного государства, сокращение выбросов парниковых газов. Для решения этих задач:

  • Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь рассмотреть возможность разработки совместных программ по обеспечению мер адаптации экономик (сельского, лесного хозяйства, транспорта, строительства и т. п.) Беларуси и России.


6. Исходя из основных направлений государственной политики Республики Беларусь и Российской Федерации, а также существующего опыта в сфере обращения с отходами, приоритетными технологическими решениями следует считать такие, которые позволяют обеспечить предотвращение и сокращение образования отходов, их обработку, утилизацию и обезвреживание. В связи с этим:

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь:

  • разработать порядок взаимодействия организаций, занимающихся обеспечением экологической безопасности опасных производственных объектов;
  • разработать единый план по обмену опытом и внедрению единой системы ответственности производителей и поставщиков товаров в части обращения с отходами потребления;
  • активнее развивать сотрудничество в области унификации законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности опасных производственных объектов.
  • В целях решения задач, связанных с проблемами здоровья и жизнедеятельности населения в экологически неблагоприятных регионах Беларуси и России, включая территории, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС


7. Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:

  • обеспечить в 2017 году полное освоение всеми государственными заказчиками средств бюджета Союзного государства, предусмотренных на выполнение мероприятия «Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
  • предусмотреть проведение мероприятия Союзного государства «Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в 2018 году;
  • обеспечить дальнейшее развитие Единого чернобыльского регистра России и Беларуси и разработку новых методов и критериев формирования групп риска;
    совершенствовать систему оказания оздоровительных и реабилитационных услуг детям, проживающим на загрязненных радионуклидами территориях и пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • с целью повышения эффективности мероприятий по оздоровлению и санаторно-курортному лечению детей, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения Беларуси и России, обеспечить повышение доступности и качества услуг в этой сфере деятельности с увеличением к 2020 году количества ежегодно проходящих оздоровление детей в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Беларуси и России в 1,5 раза.

8. В целях совершенствования системы комплексного оказания оздоровительных и реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, проживающим на загрязненных территориях, считать целесообразным и возможным создание многопрофильного реабилитационно-оздоровительного центра в рамках проекта Союзного государства. В связи с этим:

  • Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству России и Министерству здравоохранения Республики Беларусь предложить выступить государственными заказчиками проекта Союзного государства по созданию многопрофильного реабилитационно-оздоровительного центра по оказанию оздоровительных и реабилитационных услуг детям из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также от последствий других аварий и техногенных катастроф.


9. Комиссии Парламентского Собрания по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствия аварий совместно с Комиссией Парламентского Собрания по информационной политике считать вопросы создания общего эколого-информационного пространства приоритетной и стратегической задачей в рамках формирования и реализации экологической политики Союзного государства.

10. Министерству образования и науки Российской Федерации и Министерству образования Республики Беларусь, Постоянному Комитету Союзного государства:

  • поддержать инициативу Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета по созданию единого экологического образовательного пространства через сближение систем образования Беларуси и России;
  • Разработать проект Союзного государства «Разработка эколого-культурологических принципов и создание информационных ресурсов для непрерывного образования в интересах устойчивого развития Союзного государства Беларуси и России», в рамках которой:
    • Выработать эффективную педагогическую платформу экологического образования обучающихся в условиях разных форм организации образовательного процесса;
    • Создать модель эколого-образовательной среды как основного компонента в системе экологического образования;
    • Выработать механизм реализации процесса формирования экологических компетенций на всех этапах образовательного процесса, начиная с дошкольного;
    • Разработать нормативные правовые и другие документы для создания и функционирования координационного центра методического обеспечения в области методики и инновационных педагогических технологий экологического образования для устойчивого развития и сетевого взаимодействия субъектов образования всех ступеней образовательного процесса;
    • Разработать базовые информационные ресурсы и создать мотивационную среду для методической поддержки экологизации учебного-воспитательного процесса на всех уровнях образования;
    • Для апробации проекта определить один регион Российской Федерации и один регион Республики Беларусь, например, Брянскую и Гомельскую области.
  • разработать концептуальную педагогическую платформу экологического образования «Зеленые аксиомы» обучающихся в условиях наличия разных форм организации образовательного процесса, а также формирования у них экологической культуры и экологически ответственного мировоззрения в современных геополитических условиях;
  • считать целесообразным создание координационного центра методического обеспечения в области методики и инновационных педагогических технологий экологического образования для устойчивого развития;
  • считать целесообразным создать координационную комиссию по подготовке предложений для разработки рамочного закона по экологической безопасности Союзного государства;
    рекомендовать осуществить проработку единых методологических подходов к созданию экологического образовательного пространства;
    обеспечить развитие сетевого взаимодействия путем поддержки инициатив субъектов образования всех ступеней образовательного процесса;
  • выработать механизм реализации процесса формирования экологических компетенций на всех этапах образовательного процесса, начиная с дошкольного обучения и заканчивая последипломным образованием;
    создать модель эколого-образовательной среды в системе дополнительного образования как основного компонента в системе экологического образования;
  • в рамках формирования единого эколого-информационного пространства считать первоочередной задачей разработку проекта плана Союзного государства по подготовке изданий в сфере экологии и охраны окружающей среды с использованием возможностей современных информационных технологий.


11. Заинтересованным министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти считать необходимым систематическое обеспечение населения правдивой, доходчивой, своевременной информацией о факторах риска для здоровья, возникших в результате техногенных аварий и экологических нарушений, о принятых и принимаемых мерах защиты и  об их эффективности. Обеспечить внедрение инновационных способов информирования населения, в первую очередь мультимедийных и цифровых средств.

12. Постоянному Комитету Союзного государства, Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь:

в связи с необходимостью повышения уровня радиоэкологической культуры и усиления работы по формированию навыков безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях радиоактивного загрязнения Союзного государства, усилить работу средств массовой информации в этом направлении, обеспечить подготовку современных учебников и учебных пособий по радиационной безопасности для общеобразовательных учреждений и расширить практику проведения практических мероприятий в форме организации лагерей, слетов, конкурсов и иных мероприятий, направленных на формирование у детей и молодежи культуры безопасности жизнедеятельности на территориях радиоактивного заражения.

13. Органам Союзного государства, органам управления Республики Беларусь и органам государственной власти Российской Федерации, ответственным за достижение устойчивого развития территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, сосредоточить усилия на следующих направлениях деятельности:

  • расширение совместных исследований научных и образовательных организаций Беларуси и России в области мониторинга социально-экологической ситуации в районах, испытывающих влияние последствий чернобыльской катастрофы, а также в области процедуры общественного участия в принятии и реализации экологически значимых решений;
  • формирование научно обоснованной системы критериев и показателей, обеспечивающих комплексный учет влияния аварии на Чернобыльской АЭС на качество жизни населения пострадавших территорий, на состояние их социального, социально-экономического и человеческого потенциалов;
  • обеспечение эффективности использования в интересах устойчивого развития правовых институтов, экологических партий и движений, институтов общественного участия в принятии решений, коммуникационной сферы, корпоративной культуры, практики органов власти.

14. Средствам массовой информации Союзного государства обеспечить постоянное информирование населения Республики Беларусь и Российской Федерации о проведении совместной работы Беларуси и России по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, реализации чернобыльской программы Союзного государства, экологическому образованию и воспитанию населения.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter