80 ПОБЕДА!

Формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы, перспективы, инновации

Версия для печати
28 – 29 ноября 2017 года,
Минск

28 – 29 ноября 2017 года в Минске состоялось пятьдесят первое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы, перспективы, инновации».

В семинаре приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений двух стран, представители бизнеса.

Работа продолжалась в течение двух дней в форме пленарных и секционных заседаний. Участники семинара рассмотрели проблемы стратегического управления инновациями и направления интеграции национальных и региональных инновационных систем России и Беларуси, ознакомились с зарубежным опытом организации и реализации инновационных прорывов. Особое внимание было уделено вопросам коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий.

Эксперты отметили целенаправленные усилия Парламентского Собрания по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, приданию динамизма работе по подготовке программных разработок и достижению результативности при выполнении программ и проектов Союзного государства

Участники семинара пришли к мнению о необходимости совершения инновационного прорыва. Однако отсутствие единой системы правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций, снижает эффективность и результативность работы элементов национальных инновационных систем России и Беларуси. Эксперты рекомендовали активизировать работу министерств и ведомств Беларуси и России по совершенствованию нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности, а также по обеспечению гармонизации законодательства государств – участников Союзного государства в указанных сферах.

В ходе заседаний было отмечено, что в Союзном государстве все еще не сформирована нормативно-правовая база, определяющая принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, регулирующая распределение прав интеллектуальной собственности на результаты исследований и разработок. Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований. Это становится значительным препятствием в развитии сфер науки и технологий наших стран. В связи с этим рекомендовано активизировать работу ответственных министерств и ведомств Беларуси и России, а также ускорить подготовку проектов нормативных правовых актов, регулирующих порядок учета объектов интеллектуальной собственности.


РЕКОМЕНДАЦИИ

Пятьдесят первого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«Формирование единого научно-технологического пространства Союзного государства: проблемы, перспективы, инновации»


В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представители республиканских органов государственного управления Республики Беларусь и федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, Постоянного Комитета Союзного государства, ведущие российские и белорусские ученые, руководители крупнейших научных и учебных учреждений двух стран, представители инновационной инфраструктуры единого научно-технологического пространства.

На семинаре были всесторонне рассмотрены и обсуждены вопросы формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства. Особое внимание было уделено:

  • развитию правовых основ формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства;
  • созданию и совершенствованию организационных, информационных, финансово-экономических условий эффективного функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства;
  • развитию российско-белорусских межакадемических связей, а также сотрудничеству научных, образовательных промышленных организаций, фондов и иных субъектов инновационной деятельности;
  • формированию и реализации научно-технической политики в государствах – участниках Союзного государства;
  • совершенствованию системы межгосударственного управления научно-технической и инновационной деятельностью;
  • правовому регулированию научно-технической и инновационной деятельности;
  • разработке и реализации инновационных программ и проектов Союзного государства;
  • формам и механизмам сотрудничества в области коммерциализации результатов научных исследований и трансфера технологий;
  • зарубежному опыту организации инновационной деятельности, а также опыту отдельных регионов Беларуси и России по сохранению и наращиванию инновационного потенциала;
  • подготовке высококвалифицированных кадров и реализации совместных образовательных проектов для развития научно-технической и инновационной деятельности.

Участники семинара констатировали:

В современных условиях глобализации мировой экономики для Беларуси и России общим является понимание необходимости осуществления инновационного прорыва – модернизации экономических систем на основе новейших технологий для резкого повышения конкурентоспособности продукции на мировых рынках. Поэтому подготовка и использование интеллектуальных ресурсов, развитие соответствующей технологической базы являются важнейшими общенациональными задачами государств – участников Союзного государства.
Основные направления формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства закреплены в постановлении Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 года № 19 и формируются в рамках государственных приоритетов научно-технического развития Беларуси и России на основе осуществляемых в обеих странах мероприятий по переводу национальных экономик на инновационный путь развития.

Продолжается работа по гармонизации и унификации законодательства государств – участников Союзного государства, регулирующего отношения в сфере научно-технической и инновационной деятельности, а также в области охраны, защиты и передачи прав на объекты интеллектуальной собственности.

Ведется постоянная работа по совершенствованию организационных, правовых и информационных механизмов, необходимых для дальнейшего развития белорусско-российского научно-технического сотрудничества.
Научно-техническая политика Союзного государства реализуется посредством инструментов программно-целевого планирования. Успешно достигаются цели и задачи десятков совместных программ и проектов в промышленности, энергетике, строительстве, совместном освоении космоса, развитии компьютерных технологий и  в других сферах. Их реализация позволяет обеспечивать выпуск конкурентоспособной продукции, загрузку производственных мощностей, создание дополнительных рабочих мест, увеличение экспортных поставок. Программы Союзного государства стали одним из наиболее эффективных инструментов, способствующих увеличению инновационного потенциала Беларуси и России.

Проводится согласованная работа по определению и актуализации приоритетных направлений двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 года № 19 создана Комиссия по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, утверждены Положение о комиссии и ее состав. Функционирование комиссии в значительной степени упростило проведение отбора тематик научно-технологических и инновационных проектов и программ Союзного государства, а также формирование и актуализацию Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов.
Ведется подготовка пакета нормативных правовых актов, регулирующих порядок обособленного учета интеллектуальной собственности, а также имущества, созданного или приобретенного в результате реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства.
Участники семинара с особым удовлетворением отмечают целенаправленные усилия Парламентского Собрания, его профильных комиссий по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, приданию динамизма работе по подготовке программных разработок и достижению результативности при выполнении программ и проектов Союзного государства.

Вместе с тем возможности развития сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах, создания конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации программ Союзного государства так и не использованы в полной мере.

Во многом это связано с несогласованностью нормативных правовых актов Беларуси и России, регламентирующих научно-техническую и инновационную деятельность. Отсутствует единая система правовых регуляторов, устанавливающих меры по стимулированию создания и реализации инноваций. Назрела необходимость разработки единого нормативного правового акта, регулирующего вопросы формирования общей политики международного сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций. Отсутствие подобного нормативного правового акта снижает эффективность и результативность работы элементов национальных инновационных систем России и Беларуси.

Все еще не сформирована нормативно-правовая база, определяющая принципы и механизмы использования материального и интеллектуального потенциалов, регулирующая распределение прав интеллектуальной собственности на результаты исследований и разработок. Не решены вопросы взаимного признания патентов, других форм результатов научных исследований.

Низкая капитализация инновационных организаций и, как следствие, отсутствие у них ликвидного обеспечения вызывают трудности при получении банковских кредитов.
Процесс разработки и реализации научно-технологических программ остается забюрократизированным, что не позволяет оперативно реагировать на требования и вызовы глобальной конкуренции.
Открытой остается проблема трансфера в промышленный сектор знаний и технологий, разработанных государственными научно-исследовательскими организациями и университетами.
По результатам обсуждения описанных проблем и  в целях содействия укреплению научно-технического и инновационного взаимодействия Беларуси и России участники семинара считают целесообразным предложить правительствам Республики Беларусь, Российской Федерации и органам Союзного государства следующие рекомендации.

1. Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации:

  • актуализировать работу по переходу на инновационный путь развития, осуществить переход к активной комплексной инновационной политике Союзного государства, включая разработку научно-технических программ на базе консолидации высокоразвитого потенциала сфер производства, науки и образования. Способствовать переходу на качественно новый уровень отношений – как между исследователями, так и  между государственными и производственными структурами;
  • с целью создания организационной основы координации действий по научно-техническому и инновационному развитию государств – участников Союзного государства разработать пилотный проект по формированию межгосударственных исполнительных органов, обладающих значительными прогнозно-аналитическими и экспертными возможностями;
  • с целью эффективного использования имеющихся финансовых средств сконцентрировать их на сравнительно узком круге передовых технологий, дающих наибольший эффект с учетом обеспечения требований национальной безопасности государств-участников;
  • для создания единого научно-технического и инновационного пространства, объединяющего национальные ресурсы и обеспечивающего устойчивое и системное развитие экономик Беларуси и России, рассмотреть вопрос о целесообразности разработки стратегии и целевой программы инновационного развития Союзного государства;
  • в целях совершенствования нормативно-правового регулирования научно-технической и инновационной деятельности активизировать работу заинтересованных министерств и ведомств Беларуси и России по гармонизации данной сферы с учетом принципов регулирования современных международно-правовых отношений;
  • активизировать работу ответственных министерств и ведомств Беларуси и России, ускорить подготовку проектов нормативных правовых актов, регулирующих порядок обособленного учета интеллектуальной собственности.

2. Совету Министров Союзного государства:

  • продолжить работу по актуализации приоритетных направлений двустороннего научно-технического и инновационного взаимодействия, а также по обновлению Перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства;
  • представлять приоритет разработчикам прорывных инновационных проектов, имеющих существенную значимость для крупных структурных изменений, направленных на формирование нового технологического уклада;
  • для финансирования инновационных программ и проектов разработать механизмы внебюджетного финансирования, в том числе с использованием принципов государственно-частного партнерства;
  • усилить деятельность по трансферу технологий от государственных НИИ и университетов, а также активизировать участие бизнес-структур в идентификации и установлении приоритетов исследований, финансируемых из государственного бюджета государств-участников, для последующего вовлечения их в софинансирование инновационных проектов;
  • проанализировать и оценить влияние работы Научно-технической комиссии на эффективность формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства по проведению экспертиз научно-технологических и инновационных программ и проектов, представляющих взаимный интерес для государств-участников.

3. Заинтересованным министерствам и ведомствам Беларуси и России:

Рекомендовать головным органам государственного управления Беларуси и России, ответственным за реализацию постановления Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 года № 19 «Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства» (Министерство образования и науки Российской Федерации и Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь), в тесном взаимодействии с Постоянным Комитетом Союзного государства в своей работе по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства руководствоваться Основными направлениями формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства (далее – Основные направления), одобренными постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 года № 19, а также Приоритетными направлениями и первоочередными задачами дальнейшего развития Союзного государства на 2018 – 2022 годы.

Предложить рассматривать ход выполнения Основных направлений на заседаниях Комиссии по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства и совместных заседаниях коллегий ГКНТ и Минобрнауки России, уделив особое внимание подготовке предложений по Приоритетным направлениям научно-технического и инновационного сотрудничества в рамках Союзного государства, формированию Примерного перечня приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов, исходя из условий их практической реализации.

4. Кроме того, предлагается:

  • провести сравнительный анализ законодательства России и Беларуси в научно-технологической и инновационной сфере и подготовить предложения по его гармонизации;
  • разработать и принять нормативные правовые акты Союзного государства, позволяющие производить списание и утилизацию выработавшего свой ресурс, а также морально устаревшего имущества Союзного государства на основании решения соответствующего государственного заказчика данного имущества;
  • разработать и принять нормативные правовые акты Союзного государства, позволяющие совместно использовать результаты, полученные по программам Союзного государства, особенно в части объектов интеллектуальной собственности;
  • ускорить процедуры рассмотрения и утверждения программ и процедуры экспертизы проектов с участием представителей РАН и НАН Беларуси, Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства образования Республики Беларусь;
  • обеспечить организацию действенной экспертной оценки экономической эффективности инвестиционно-инновационных проектов, претендующих на получение государственной поддержки путем нормирования в законодательстве полномочий соответствующего учреждения по государственной регистрации инвестиционно-инновационных проектов;
  • определиться с приоритетными направлениями в области фундаментальных и прикладных научных исследований, способных обеспечить развитие прорывных технологий и переход в новый технологический уклад государств – участников Союзного государства, с целью финансирования проектов по данным направлениям из бюджета Союзного государства (космические и информационные технологии; нанотехнологии; биотехнологии, в том числе клеточные и молекулярные биотехнологии; рациональное использование природных ресурсов и наращивание объемов минерально-сырьевой базы Союзного государства; энергосбережение и альтернативные источники энергии);
  • более активно проводить унификацию системы промышленных стандартов (включая военные, авиационные и космические) Российской Федерации и Республики Беларусь, обеспечить равный доступ к техническим нормативным правовым актам;
  • рассмотреть возможность и механизмы координации научно-технической деятельности предприятий Российской Федерации и Республики Беларусь с целью исключения дублирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • рассмотреть вопрос о придании правового статуса Межакадемическому совету по проблемам развития Союзного государства путем принятия соответствующего постановления Совета Министров Союзного государства;
  • активизировать работу Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства путем создания в его структуре специализированного подразделения (например, экспертного центра) с возложением на него функций коллегиального органа, осуществляющего научную и научно-техническую экспертизу предлагаемых к разработке и реализации программ и проектов Союзного государства;
  • обратить внимание на подготовку высококвалифицированных научных кадров для претворения в жизнь научно-технической и инновационной политики Союзного государства, дальнейшего наращивания научного потенциала государств-участников;
  • рассмотреть возможность разработки системы стимулирования научных сотрудников за научные разработки, единые подходы к защите прав на результаты научно-технической деятельности;
  • ускорить процесс согласования Положения о Премии Союзного государства в области науки и технологий;
  • ускорить технологическое моделирование и трансферт технологий для создания собственных разработок в области точного земледелия и экологического земледелия;
  • принять к сведению и тиражировать положительный опыт сотрудничества Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины с Дубнинским центром ядерной физики;
  • использовать опыт проведения международных фестивалей инноваций и стартапов;
  • рекомендовать использование механизма государственно-частного партнерства в области инновационного развития;
  • обеспечить расширение номенклатуры поставляемых товаров, в том числе увеличение в двустороннем товарообороте доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, а также дальнейшее развитие кооперационных связей;
  • рассмотреть предложения ООО «Веломоторс» и ООО «МотоВелоЗавод» о включении наименований «велосипеды» и «велосипедные рамы» в перечень товаров, подлежащих маркировке;
  • ежегодно (по итогам года) информировать Парламентское Собрание Беларуси и России о ходе работы по формированию и обеспечению полномасштабного функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства.

5. Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

  • сформировать международные экспертные группы с участием представителей Беларуси и России для решения правовых и организационных вопросов гармонизации законодательства государств-участников и активизации нормотворческой деятельности органов Союзного государства в сфере инновационной деятельности;
  • в целях повышения эффективности координации работ по формированию единого научно-технологического пространства Союзного государства, обеспечения расширения сфер взаимодействия белорусских и российских ученых способствовать активизации работы Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства РАН и НАН Беларуси и Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России;
  • включить в План-график работы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России мероприятия Межакадемического совета по проблемам развития Союзного государства, направленные на формирование единого научного пространства Союзного государства.

Участники семинара выражают уверенность, что рекомендации, выработанные по итогам совместной работы, будут способствовать активизации и повышению эффективности взаимодействия Беларуси и России в научно-технической и инновационной сферах, направленного на обеспечение социально-экономического развития и национальной безопасности государств – участников Союзного государства.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter