Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве

12-13 апреля 2018 года
Минск

12 – 13 апреля 2018 года в г. Минске состоялось пятьдесят второе заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании. Тема заседания – "Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве".

В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители профильных министерств и ведомств, Постоянного Комитета Союзного государства, а также руководители организаций и предприятий, работающих в сфере транспортной безопасности.

В ходе семинара участники обсудили перспективы развития нормативно-правового регулирования и проблемы реализации обеспечения транспортной безопасности, рассмотрели вопросы применения инновационных решений и технологий в сфере транспортной безопасности Союзного государства.

По итогам двух дней работы участники семинара констатировали, что стабильное и безопасное функционирование транспортного комплекса Союзного государства является одним из основных факторов, способствующих развитию экономических и социальных связей между Российской Федерацией и Республикой Беларусь. 

Также было отмечено, что близятся к завершению внутригосударственные процедуры согласования проекта Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности. 


РЕКОМЕНДАЦИИ

Пятьдесят второго заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства

«Состояние и основные направления совершенствования обеспечения транспортной безопасности в Союзном государстве»


По итогам состоявшегося обсуждения и  с целью дальнейшего совершенствования деятельности по обеспечению транспортной безопасности участники семинара рекомендуют Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации, Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Министерству транспорта Российской Федерации, министерствам внутренних дел Республики Беларусь и Российской Федерации, министерствам иностранных дел Республики Беларусь и Российской Федерации, КГБ Республики Беларусь и ФСБ России, Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, федеральным агентствам по видам транспорта в соответствии с их компетенцией и сферой ответственности:

  1. Содействовать выполнению п. 10.3 Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 – 2022 годы «Развитие сотрудничества в научно-технической области, сфере подготовки кадров и обеспечения транспортной безопасности», в том числе – реализации находящегося в настоящее время в стадии согласования Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимодействии в области обеспечения транспортной безопасности.
  2. Отметить, что существенное влияние на состояние антитеррористической защищенности объектов транспорта оказывает уровень подготовки сил обеспечения ТБ, привлекаемых для защиты ОТИ и ТС от актов незаконного вмешательства. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть вопрос об установлении белорусской стороной обязательности обучения и последующего подтверждения соответствия установленным требованиям знаний, умений, навыков, а также личностных (психофизиологических) качеств, уровня физической подготовки работников подразделений ТБ.
  3. Для повышения эффективности мероприятий, перечисленных в п. 3 настоящих рекомендаций, в Республике Беларусь порядок обучения и дальнейшей аттестации сил обеспечения ТБ представляется целесообразным гармонизировать с соответствующими нормами законодательства Российской Федерации. С этой целью предлагается ускорить внесение необходимых изменений в законодательство Республики Беларусь о транспортной безопасности, а также разработать в рамках Союзного государства необходимые нормативные правовые акты, регулирующие переход к единому порядку профессиональной подготовки и аттестации по транспортной безопасности.
  4. Рассмотреть возможность и целесообразность организации в 2018 году практических занятий (практикумов) на объектах транспортной инфраструктуры по видам транспорта в разное время с целью оптимальной возможности обмена опытом между субъектами транспортной инфраструктуры различных видов транспорта, перевозчиками, специализированными организациями, представителями федеральных агентств.
  5. Продолжить работу по унификации положений национальных законодательств Российской Федерации и Республики Беларусь в соответствующей сфере, а также по созданию единой межгосударственной системы обеспечения безопасности международных транспортных коридоров и организации антитеррористической защиты задействованных в международных сообщениях ОТИ и ТС. В первую очередь это касается выработки единых подходов к регламентации таких ключевых процедур, как планирование мероприятий по обеспечению ТБ ОТИ и ТС, проведение досмотра пассажиров, багажа и ручной клади, установление особого режима прохода (проезда) на ОТИ.
  6. Внедрить единые процедуры накопления и обработки правоохранительными органами двух государств сведений о лицах, посещающих ОТИ, в том числе – унифицировать систему бронирования (продажи) билетов, а также регламентировать механизмы обмена накопленной информацией и упростить порядок взаимного доступа заинтересованных ведомств к базам данных о пассажирах и персонале транспортных средств.
  7. В целях улучшения качества досмотровых мероприятий на ОТИ и обеспечения взаимного признания применяемых на практике технических и технологических решений установить единые требования к функциональным характеристикам средств обеспечения ТБ, выработать общие подходы к проведению процедур их сертификации.
  8. Разработать разъяснения (уточнения) по процедурам обнаружения, распознавания и идентификации предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные, химические и биологические агенты, а также конкретный перечень несоответствий в перевозочных документах, являющийся основанием для отказа в допуске пассажиров в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности.
  9. Для повышения эффективности информационного обеспечения оперативного розыска на каналах международного транспортного сообщения (в том числе – для воспрепятствования передвижению по территории Союзного государства членов международных террористических организаций, использующих поддельные паспорта) разработать процедуру проверки в режиме реального времени подлинности удостоверяющих личность документов, выданных в Российской Федерации и Республике Беларусь. В целях реализации требований по транспортной безопасности ОТИ и ТС рекомендовать разработчикам систем безопасности и специальных программных продуктов рассматривать вопросы интеграции своих разработок с сервисами онлайн-продаж билетов для унификации сбора и обработки информации для собственников ОТИ, силовых структур с целью обеспечения комплексной защищенности объекта.
  10. Проработать вопрос гармонизации национального законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области авиационной безопасности в направлении перехода на единое нормативное регулирование. Особое внимание уделить необходимости имплементации в национальное законодательство «Стандартов и Рекомендуемой практики» для обеспечения безопасности гражданской авиации, изложенных в принятом в 1974 году (в дополнение к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 года) Приложении 17 «Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» и предъявляемых Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) ко всем странам – участницам Конвенции, а также в связанных с авиационной безопасностью положениях иных приложений и инструктивных документов ИКАО.
  11. Создать единые требования по вопросам транспортной безопасности и условиям допуска на рынок для новых видов перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
  12. Предусмотреть проведение на постоянной основе совместных мероприятий по выявлению и устранению факторов, негативно влияющих на эффективность мер обеспечения транспортной безопасности при осуществлении железнодорожного сообщения между нашими странами.

Участники семинара выражают уверенность в том, что выработанные рекомендации послужат упрочению эффективного партнерства Беларуси и России в сфере обеспечения безопасности на транспорте, будут способствовать дальнейшему развитию Союзного государства.