Форум приграничных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации по законодательному обеспечению делового сотрудничества
Версия для печатиВ г. Брянске 28 – 29 ноября 2018 года прошел Форум приграничных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации по законодательному обеспечению делового сотрудничества.
В работе форума приняли участие союзные депутаты и члены Молодежной палаты при Парламентском Собрании, представители органов Союзного государства, министерств и ведомств Беларуси и России, субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь, а также представители деловых кругов и научных учреждений двух стран.
Участники форума обсудили актуальные вопросы, возникающие при осуществлении приграничного сотрудничества, определили основные задачи и принципы такой деятельности.
В процессе обсуждения участники форума констатировали наличие активной инвестиционной деятельности в белорусско-российских приграничных районах. Вместе с тем было отмечено, что во внешнеэкономические приграничные связи вовлечены в основном крупные предприятия экспортеры, а реализуемые инвестиционные проекты имеют национальный или союзный масштаб. Сотрудничество небольших предприятий развито недостаточно, невелико число совместных производств и российских товаропроводящих сетей на территории Республики Беларусь.
К проблемам делового приграничного сотрудничества участники форума отнесли отсутствие интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов, перспективных научно-технических разработках, а также отсутствие налаженного обмена данными о конъюнктуре рынков и ценах, необеспеченность равного доступа к кредитным ресурсам и осуществлению закупок для государственных нужд. Кроме того, было отмечено, что эффективность сотрудничества снижается в связи с отсутствием статистического учета товарообменных операций в пределах приграничной территории как с российской, так и с белорусской стороны, несоответствием в системах налогообложения на приграничных территориях.
Правовое обеспечение признано одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности межрегионального сотрудничества. Также участники форума отметили важность совместной разработки и реализации инвестиционных программ и совместных проектов, создания координирующих органов по этим направлениям, осуществления выставочно-ярмарочной деятельности и проведения презентационных мероприятий.
Участники форума с учетом состоявшегося обмена мнениями выработали проект Рекомендаций, реализация которых призвана способствовать развитию делового сотрудничества приграничных территорий Союзного государства. Документ будет доработан Секретариатом Парламентского Собрания, опубликован в официальных изданиях и на сайте Парламентского Собрания, направлен в заинтересованные министерства и ведомства.
В ходе визита в г. Брянске союзные депутаты встретились с руководством Брянской области и провели заседания Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту и Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике.
Форум проводился в целях обсуждения вопросов совместной деятельности хозяйствующих субъектов Беларуси и России, выявления барьеров и ограничений во взаимной торговле, разработки предложений по гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в торгово-экономической сфере.
Решение о проведении форума принято депутатами Парламентского Собрания на пятьдесят третьей сессии 16 декабря 2017 года.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Пятьдесят пятого заседания постоянно действующего семинара
при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России
по вопросам строительства Союзного государства
«Форум приграничных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации по законодательному обеспечению делового сотрудничества»
В работе форума приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители законодательных и исполнительных органов власти областей Российской Федерации и органов управления административно-территориальных образований Республики Беларусь, министерств и ведомств Беларуси и России, руководители научных учреждений двух стран, представители деловых структур, а также средств массовой информации.
Участники форума рассмотрели актуальные вопросы по основным сферам приграничного сотрудничества:
- охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
- экономика приграничной территории, занятость и общественные услуги населению;
- совместное сельскохозяйственное производство;
- туризм, транспорт и инфраструктура;
- здравоохранение и социальное обеспечение;
- пространственное планирование, городское и региональное развитие;
- культура, досуг, спорт и образование;
- взаимопомощь по борьбе с последствиями стихийных бедствий и катастроф;
- состояние нормативно правовой базы, обеспечивающей единые правовые, организационные, методологические подходы к вопросу развития приграничного сотрудничества.
В ходе дискуссии участники форума определили основные задачи приграничного сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации:
- укрепление дружбы, доверия и добрососедства между странами на основе развития культурных связей и сотрудничества в гуманитарной сфере, включая обучение, обмен между средствами массовой информации, организацию совместных культурных меро-приятий;
- реализация мер, препятствующих проявлению национализма, этнического и регионального сепаратизма, межэтнической напряженности на приграничной территории;
- обеспечение мер, предупреждающих и ликвидирующих последствия чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, имеющих трансграничное влияние;
- содействие осуществлению внешней и внутренней политики, обеспечению национальных интересов и национальной безопасности на границе двух стран, противодействие противоправным действиям (терроризм, оборот наркотиков, незаконная миграция, торговля людьми и так далее);
- информационное обеспечение прохождения через приграничную территорию экспортно импортных операций, организация их таможенного контроля, включая содействие обустройству пунктов пропуска через государственную границу, транспортной инфраструктуры, таможенных складов и терминалов;
- устойчивое развитие и повышение благосостояния населения приграничной территории на основе активизации сотрудничества в сфере развития местного хозяйства, туризма, экологии и в других областях;
- выравнивание уровня жизни населения по обе стороны границы и реализация целей регионального развития экономики приграничной территории;
- постепенное формирование приграничного рынка труда с целью сокращения мигра-ции населения из малонаселенной приграничной зоны;
- совместное рациональное использование природных ресурсов и повышение эффективности функционирования производственной и социальной базы приграничной территории, имея ввиду предотвращение дублирующей экономической деятельности, осуществление согласованной градостроительной политики на приграничной территории, создание и эффективное использование производственной и социальной инфраструктуры на приграничной территории.
Кроме того, в ходе заседания были определены основные принципы приграничного сотрудничества:
- добровольность, равноправие, добрососедство и партнерство участвующих сторон;
- тождественность компетенции региональных и местных органов управления интегрируемых стран;
- общность интересов и взаимовыгодность приграничного сотрудничества;
- обеспечение микроинтеграции в рамках Союзного государства.
- мирное разрешение приграничных споров;
- взаимное уважение законодательства государств, осуществляющих приграничное сотрудничество, а также соответствующих международных договоров;
- ненанесение ущерба экономическим и иным интересам государств, осуществляющих приграничное сотрудничество.
В процессе обсуждения участники форума обратили внимание на необходимость дальнейшего последовательного расширения белорусско-российского взаимодействия на приграничных территориях России и Беларуси.
В ходе заседания отмечено, что в белорусско российских приграничных районах наблюдается активная инвестиционная деятельность. В Смоленской области Российской Федерации более 50 процентов совместных производств создано с участием белорусского капитала. В числе наиболее успешных – «Брянсксельхозмаш», «МЕДИТЭК» (производство медицинского оборудования), филиалы СП «Белвест», АОА «Витебские ковры», Смоленский филиал АОА «Брестский чулочный комбинат» и другие. Вместе с тем участники форума отметили, что во внешнеэкономические приграничные связи вовлечены в основном крупные предприятия экспортеры, а реализуемые инвестиционные проекты имеют национальный или союзный масштаб. Производственное совместное сотрудничество небольших предприятий, в том числе негосударственных форм собственности, недостаточно развито. Не используются на полную производственную мощность предприятия, работающие на местном сырье и ориентированные на локальный рынок.
Анализ положения дел в сфере делового приграничного сотрудничества выявил нали-чие ряда проблем, снижающих его эффективность. К ним относятся как проблемы общего характера (неравномерность социально-экономического развития регионов, отсутствие системы стратегического прогнозирования и пространственного планирования), так и недостатки в развитии самого института приграничного территориального сотрудничества.
Озвучивая проблемы делового приграничного сотрудничества, участники форума отметили:
- недостаточное обеспечение участников приграничного сотрудничества нормативно-правовой информацией, отсутствие интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов, о перспективных научно-технических разработках, отсутствие налаженного обмена данными о конъюнктуре рынков и ценах;
- отсутствие статистического учета товарообменных операций в пределах пригранич-ной территории как с российской, так и с белорусской стороны;
- недостаточное развитие финансовых механизмов, которые служили бы привлечению инвестиций, развитию кооперационных связей;
- необеспеченность равного доступа к кредитным ресурсам и осуществлению закупок для государственных нужд;
- недостаточное число совместных производств и предприятий и российских товаропроводящих сетей на территории Республики Беларусь;
- несоответствия в системах налогообложения на приграничных территориях.
В ходе обсуждений участники форума констатировали, что приграничное сотрудничество – это всесторонние взаимовыгодные связи приграничных территорий Российской Федерации с приграничными регионами Республики Беларусь.
Деловое приграничное сотрудничество, осуществляемое путем согласованных действий компетентных органов сторон, исполнительной власти, юридических лиц, общественных организаций, которые совершаются в рамках действующего законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, направлено на укрепление всесторонних отношений субъектов приграничных территорий в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий, повышения благосостояния населения, охраны окружающей среды и оказания взаимопомощи.
Участники форума определили, что наиболее важными вопросами делового приграничного сотрудничества России и Беларуси являются:
- правовое обеспечение межрегионального сотрудничества (принятие нормативных правовых актов, утверждение стратегий и целевых программ развития, заключение соглашений (меморандумов, протоколов, планов мероприятий) по отдельным направлениям сотрудничества;
- реализация инвестиционных программ, в том числе совместная инициация формирования госзаказа на их выполнение, заключение соглашений о привлечении внебюджетных инвестиций, разработка инвестиционных проектов, обеспечение равных условий для совместных белорусско-российских предприятий по программам субсидирования;
- создание координирующих органов (комиссий, отделов, комитетов и советов по развитию и координации сотрудничества, операторов межрегиональных связей, дирекций и так далее);
- информационное обеспечение межрегионального сотрудничества (создание межрегиональных информационно аналитических систем, маркетинговых центров и так далее);
- продвижение продукции и услуг на рынки других регионов (осуществление выставочно ярмарочной деятельности, проведение презентационных мероприятий, распространение рекламно-информационной продукции, продвижение региональных брендов и торговых марок товаропроизводителей и так далее);
- осуществление совместных проектов (организация предприятий на основе различных форм кооперации, межрегиональных зон опережающего развития, производственно территориальных кластеров), создание межрегиональных институтов развития инвестиционной направленности (инвестиционных, страховых, венчурных фондов, бизнес альянсов, совместных инжиниринговых центров, межрегиональных банков развития, клиринговых и расчетных центров), научных центров при вузах по разработке ноу хау и так далее;
- научно методическое обеспечение межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов по развитию межрегиональ-ных связей и так далее);
- налаживание деловых и культурных контактов и связей с другими регионами (участие в межрегиональных форумах, выставках, фестивалях, конкурсах, проведение визитов делегаций с торгово-экономическими и культурными миссиями и так далее).
Участники форума проанализировали состояние законодательного обеспечения делового сотрудничества приграничных территорий Беларуси и России, озвучили наиболее острые проблемы и с учетом состоявшегося обмена мнениями выработали следующие Рекомендации, реализация которых призвана способствовать развитию делового сотрудничества приграничных территорий Союзного государства.
Правительствам Республики Беларусь и Российской Федерации, Совету Министров Союзного государства:
- рассмотреть целесообразность подготовки совместных программ развития в сфере приграничного сотрудничества, а также совместных проектов в научно-технической и инновационных сферах;
- инициировать проработку вопроса о закреплении за Союзным государством прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в рамках научно-технических программ Союзного государства, и выработке соответствующих механизмов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, закрепленных законодательно;
- рассмотреть возможность широкого использования в рамках программ сотрудничества регионов (в том числе в форме совместных инновационных проектов) научно-технических результатов и объектов, разработанных в рамках выполнения научно-технических программ Союзного государства по космической тематике;
- предусмотреть формирование согласованных регламентов, форматов данных, стандартов электронных документов и других технических условий в применяемых или разрабатываемых цифровых решениях для ведения международного бизнеса;
- в целях упрощения процедуры возмещения НДС и гармонизации законодательства в области технических регламентов и сертификации продукции создать единые электронные системы обмена информацией в сфере сертификации товаров и услуг, достичь взаимного признания разрешительной и налоговой документации и усовершенствовать механизмы правовой и иной защиты интересов субъектов хозяйствования;
- в целях соблюдения принципа равенства условий хозяйствования для предприятий и организаций предусмотреть:
- возможность использования льготных кредитов для развития промышленности совместными предприятиями на территории Республики Беларусь;
- допуск белорусских малых и средних компаний к участию в конкурсах на проведение государственных закупок на равных условиях с российскими компаниями;
- участие в реализации инфраструктурных проектов белорусскими компаниями без создания юридического лица или представительства на территории Российской Федерации;
- ответственность юридических лиц за качество выдаваемых сертификатов на товары;
- ускорение процесса внедрения маркировки товаров в рамках Союзного государства;
- проведение мероприятий по совершенствованию системы контроля за уплатой НДС в части ответственности субъектов за сбор налога;
- принятие на уровне Союзного государства мер по включению товаров, производимых на территории Российской Федерации совместными предприятиями, в системы региональной и федеральной поддержки производителей, использованию потенциала общего рынка и стимулированию экспорта совместно произведенной продукции в третьи страны;
- содействовать расширению номенклатуры поставляемых товаров, в том числе за счет увеличения доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции, а также дальнейшего развития кооперационных связей;
- рассмотреть возможность финансовой поддержки органов местного управления и самоуправления, а также отдельных организаций, участвующих в осуществлении программ межрегионального сотрудничества (в первую очередь направленных на строительство дорог, способных обеспечить товаро- и пассажиропотоки, создание современных пунктов оформления товаров, а также на развитие инфраструктуры);
- проводить дальнейшую работу по государственной поддержке создания торгово-логистических центров, играющих важную роль в формировании эффективной товаропроводящей сети белорусских и российских предприятий, что позволит значительно увеличить товарооборот, в том числе за счет применения новых механизмов продвижения товаров, таких как экспортная кооперация, внедрение современных информационно технических ресурсов, транспортных и торгово логистических технологий;
- рассмотреть возможность оказания поддержки в развитии инфраструктуры делового приграничного сотрудничества, в частности, в строительстве межрегиональных выставоч-но-конгрессных комплексов, культурных центров и тому подобного.
Совету Министров Союзного государства:
- подготовить проект Конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и местных властей, определяющей условия развития приграничного сотрудничества в рамках Союзного государства;
- рассмотреть возможность создания интернет-портала в части поддержки и информационного сопровождения научно-технического и экономического приграничного сотрудничества.
Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:
- активизировать работу по гармонизации и сближению законодательства России и Беларуси в гражданско правовой, налоговой, таможенной, банковской, миграционной и других сферах с целью создания наиболее благоприятных условий для непосредственного сотрудничества регионов и взаимодействия субъектов хозяйствования;
Научно консультативному совету Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
- обеспечить научно-методическое сопровождение законодательного регулирования межрегионального сотрудничества (проведение научных исследований, разработка методических материалов);
- задействовать в качестве дополнительных инструментов работы по сближению законодательства:
- более широкое применение в нормотворческой деятельности результатов научных исследований, предложений ученых по вопросам формирования единого правового пространства, а также непосредственное вовлечение научного сообщества в работу по сближению законодательства;
- учет мнения общественности, в том числе путем широкого общественного обсуждения нормотворческих инициатив с бизнес-сообществом, общественными объединениями;
- тщательную оценку последствий принимаемых решений с точки зрения как национальных интересов государств, так и интересов непосредственно граждан и организаций, а также совместную оценку регулирующего воздействия проектов, разрабатываемых в целях сближения законодательства.
Постоянному Комитету Союзного государства:
- активизировать практику публикации материалов о приграничном сотрудничестве в средствах массовой информации Союзного государства, в том числе через теле- и радиопрограммы.
Министерствам и ведомствам Беларуси и России:
Минэкономики Беларуси и Минэкономразвития России:
- проводить мониторинг развития приграничного сотрудничества, осуществлять сбор и обработку данных по деловому приграничному сотрудничеству, выявлять проблемы, разрабатывать меры повышения его эффективности;
- унифицировать и оптимизировать систему показателей, разработать единую методоло-гию расчета оценочных показателей, а также единую статистическую отчетность о деятельности приграничных областей Беларуси и регионов России в части осуществления торгово-экономического сотрудничества по видам и направлениям деятельности;
- активизировать деятельность по укреплению делового сотрудничества (в том числе представителей малого и среднего бизнеса), предусматривающую обеспечение информа-цией о конъюнктуре рынков, создание автоматизированной системы поиска партнеров по межрегиональным связям, поддержку товаропроизводителей регионов-партнеров, а также организацию торговых домов, выставок, ярмарок и рекламы товаров местного производ-ства;
- рассмотреть возможность разработки совместных проектов на уровне местных властей по обустройству транспортной инфраструктуры придорожным сервисом;
- рассмотреть возможность разработки специального комплекса мер по стимулированию производственной кооперации, расширению участия субъектов хозяйствования одной стороны сотрудничества в региональных программах, реализуемых другой стороной;
- содействовать развитию приграничных связей между субъектами хозяйствования и некоммерческими организациями в пределах приграничной территории на основе заключенных контрактов;
- обеспечивать благоприятные общеэкономические условия для приграничного сотрудничества;
- способствовать расширению сети представительств деловых сообществ на территории сопредельной страны в целях реализации приграничного сотрудничества;
- развивать действующее национальное законодательство в части более четкого определения правовой основы развития различных форм приграничного сотрудничества, компетенции региональных и местных властей в контексте совершенствования правовой базы действующей системы местного управления и самоуправления;
- обеспечивать оказание организационной, методической, информационной помощи участникам межрегионального сотрудничества, а также информационное и организационно экономическое взаимодействие субъектов хозяйствования приграничных территорий Беларуси и России.
Министерствам финансов Беларуси и России:
- организовывать и оказывать государственную поддержку в совместном финансировании программ по различным направлениям приграничного сотрудничества;
- содействовать гармонизации и унификации налогообложения, действующего на приграничных территориях.
Министерству промышленности Республики Беларусь и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации:
- урегулировать Порядок преимущественного использования при осуществлении технологических операций в производстве высокопроизводительной сельскохозяйственной, самоходной и прицепной техники из сырья и материалов российского производства;
- использовать опыт производства мировых лидеров по применению кооперации и технологий в рамках ЕАЭС;
- рассмотреть вопрос об установлении равного подхода для всех категорий машиностроительных предприятий, расположенных на территории Российской Федерации, по предоставлению субсидий и определению критериев получения господдержки в рамках принятых постановлений Правительства Российской Федерации от 10.02.2018 г. № 145 и № 146;
- содействовать экономическому стимулированию создания и развития совместных производств.
Региональным органам власти:
- содействовать уполномоченным национальных органов в осуществлении мер по налаживанию приграничных контактов;
- реализовывать внешнеэкономические функции, законодательно закрепленные на региональном уровне управления;
- оказывать организационную, методическую и финансовую поддержку субъектам хозяйствования при разработке и реализации региональных программ приграничного сотрудничества;
- оказывать поддержку при организации совместных предприятий, ориентированных в своей деятельности на приграничный рынок.
Участники форума выражают уверенность в том, что рекомендации, выработанные по итогам работы, будут способствовать законодательному обеспечению делового сотрудничества приграничных территорий Беларуси и России и способствовать его дальнейшему развитию.