80 ПОБЕДА!

Формирование социальной политики Союзного государства: концептуальные подходы, реальность и перспективы

Версия для печати
24 – 25 мая 2007 года,
Петрозаводск

Шестое заседание постоянно действующего семинара при Парламентком Собрании Союза Беларуси и России на тему "Формирование социальной политики Союзного государства: концептуальные подходы, реальность и перспективы"

г. Петрозаводск, 24 – 25 мая 2007 года


Шестое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Формирование социальной политики Союзного государства: концептуальные подходы, реальность и перспективы» организовано по инициативе Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам и проводилось с участием представителей Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Совета Республики и депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, руководителей Постоянного Комитета Союзного государства, руководителей Республики Карелия, представителей министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации, представителя Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, сотрудников научных организаций, общественных неправительственных организаций и представителей средств массовой информации.

Участники заседания отметили, что эффективно функционирующие и дополняющие друг друга экономики Беларуси и России способствуют созданию необходимых условий для реализации равных прав, обеспечения свобод и законных интересов граждан двух стран в рамках общего социального пространства. В силу этих причин линия на создание сильного, социального, экономически процветающего и политически стабильного Союзного государства определяется руководством России и Беларуси как приоритетное направление социально-экономической и внешнеполитической стратегии двух стран.

В ходе союзного строительства национальные органы законодательной и исполнительной власти обоих государств и постоянно действующие органы Союзного государства достаточно активно проводят совместную скоординированную работу по поэтапному сближению основных прав граждан России и Беларуси. Постоянно совершенствуется договорно-правовая база российско-белорусского взаимодействия, ведется работа по гармонизации национального законодательства практически по всем разделам права.

Важным шагом в этом отношении стало вступление в силу 29 марта 2007 года Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Договор гарантирует равные права граждан Беларуси и России в социальной сфере. Он позволяет при переезде в другое государство решить вопросы выплаты трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет и социальных пенсий, а также пособий по материнству, временной нетрудоспособности и безработице, в случае трудового увечья или профессионального заболевания, пособий для семей с детьми и так далее.

Бесспорными приоритетами Союзного государства на сегодняшний день являются всесторонняя защита и обеспечение прав и свобод граждан Союзного государства. Создание единого экономического пространства, установление правовых основ общего рынка, обеспечивающих свободное перемещение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, возможны только при реальном обеспечении свободы передвижения граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на территории Союзного государства, их беспрепятственной миграции. За последнее время в этом направлении сделано немало:

  • во-первых, обеспечены равные права на трудоустройство и оплату труда наших граждан на территории Союзного государства. Это означает, что не нужно получать разрешение на привлечение и использование работников, имеющих белорусское гражданство, в России или работников, имеющих российское гражданство, – в Беларуси;
  • во-вторых, было подписано межправительственное Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об использовании миграционной карты единого образца, в соответствии с которым ни белорусы, ни россияне не должны заполнять миграционную карту при въезде на территорию Союзного государства;
  • в третьих, крупным шагом вперед должно стать подписанное 24 января 2006 года в Санкт-Петербурге Соглашение об обеспечении равных прав граждан Республики Беларусь и Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников Союзного государства.

Серьезным вкладом в обеспечение равенства прав граждан стала ратификация 25 апреля 2007 года в Российской Федерации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и  о предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года.

Повсеместно быстрыми темпами развиваются культурный обмен, туризм, в том числе молодежный спортивный туризм. Однако социально важной программы Союзного государства по развитию молодежного спортивного туризма в Республике Беларусь и  в регионах Российской Федерации нет.


Современное состояние законодательной базы Беларуси и России, регулирующей вопросы социальной политики, характеризуется определенными различиями по ряду позиций, а именно: по использованию страхования в системе здравоохранения, по определению размера социального налога, размера прожиточного минимума и минимальной заработной платы.

На сегодняшний день общей острой проблемой остается развитие современной биотехнологии в плане получения и использования в продуктах питания генно-модифицированных организмов (ГМО). Необходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нормативно-методологической базы в области контроля за ГМО. Пищевые продукты, полученные с применением ГМО, проходят санитарно-эпидемиологическую экспертизу, включающую в себя оценку аллергеннных, иммуномодулирующих и мутагенных свойств, изучение показателей качества (содержание белка, жира, углеводов, минеральных веществ и витаминов) и безопасности. Вместе с тем масштабы научных исследований по биотехнологии, особенно биоинженерии, не в полной мере отвечают важности проблемы и не получают необходимой финансовой поддержки. Современная научно обоснованная законодательная и нормативно-методологическая база – основа для обеспечения населения качественной и безопасной пищевой продукцией, основа для обеспечения здоровья людей.

Социальное развитие должно рассматриваться в тесной увязке с общеэкономическим развитием Беларуси и России и их регионов, структурной перестройкой экономики, производственной инфраструктуры и объектов системы жизнеобеспечения, подкрепляться наличием высокоэффективной социально ориентированной экономики и ответственного отношения к труду экономически активного населения.

В связи с этим особое значение имеют изучение и распространение опыта социальной политики в Республике Беларусь и регионах Российской Федерации, в том числе в Республике Карелия. Сегодня северный край имеет достаточный потенциал для дальнейшего развития. 2006 год стал переломным в социальном обеспечении. Успешная реализация национальных проектов качественно меняет жизнь многих жителей Карелии.

Благодаря республиканской программе «Здоровый образ жизни», которая была принята по инициативе Главы республики, заметно вырос интерес жителей Карелии к физкультуре и спорту. Об эффективности проводимых мероприятий свидетельствует и снижение общей заболеваемости детей. В определенной мере этому помогло и повышение до 90,3 процента охвата школьников горячим питанием. Круглогодично проводится и витаминизация 100 процентов пищи. С 1 сентября 2007 года в школах Карелии ученикам младших классов будут ежедневно давать молоко, обогащенное витаминами и микроэлементами. Такое решение принял Глава республики, инициировав начало работы по программе «Школьное молоко».

Руководство республики выступило с предложением о социальной поддержке государством ветеранов и трудящихся. В нем, в частности, указывается на низкий размер пенсий для многих категорий пенсионеров. Было принято обращение к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову, в котором содержится инициатива о принятии федерального закона, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам с трудовым стажем 40 лет для мужчин и 35 лет – для женщин. При этом не должно считаться обязательным наличие правительственных или ведомственных наград.

Вместе с тем дискуссия на семинаре показала, что в Беларуси и России сделано еще далеко не все в области социальной политики.

На основании состоявшегося обсуждения социальных проблем строительства Союзного государства, анализа действительного состояния дел в данной сфере участники семинара полагают возможным предложить следующие рекомендации:

1. В сфере социальной защиты населения, обеспечения равных прав граждан:

  • предложить Совету Министров Союзного государства принять программу совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Беларуси и России, разработать межгосударственную целевую программу, направленную на снижение уровня бедности, улучшение условий и охраны труда, гармонизацию систем медицинского обеспечения, социального обеспечения и социальной поддержки населения Союзного государства;
  • предложить Правительству Республики Карелия инициировать разработку программы Союзного государства по созданию новых рабочих мест и развитию социальной сферы в сельской местности (Республика Беларусь и регионы Российской Федерации);
  • поддержать обращение руководства Республики Карелия к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлову о разработке комплекса мер по увеличению размера пенсий и принятию федерального закона, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам с трудовым стажем 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
  • предложить министерствам и ведомствам Республики Беларусь и Российской Федерации размещать через региональные средства массовой информации, центры делового сотрудничества и службы занятости информацию о состоянии рынка труда и реализации прав граждан и хозяйствующих субъектов России на территории Беларуси и граждан и хозяйствующих субъектов Беларуси на территории России;
  • рекомендовать региональным органам исполнительной и законодательной власти Республики Беларусь и Российской Федерации способствовать созданию при администрациях в регионах России и областях Беларуси общественных приемных органов Союзного государства для оказания консультативной помощи по вопросам обеспечения равных прав граждан Беларуси и России;
  • рекомендовать Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам рассмотреть ход выполнения и реализации Концепции социального развития Союзного государства.

2. В сфере здравоохранения, демографического развития и биологической безопасности органам исполнительной власти Беларуси и России содействовать:

  • углублению интеграции в данной сфере с целью взаимодействия органов власти Беларуси и России в направлении охраны территорий государств от завоза и распространения инфекционных заболеваний;
  • обеспечению охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • ускорению создания единой законодательной базы Беларуси и России в области генной инженерии;
  • принятию мер по ускорению создания единых нормативных правовых документов, обеспечивающих общий подход к вопросам обязательной маркировки, контроля и безопасности генетически модифицированного пищевого сырья и продуктов питания;
  • разработке общего подхода в вопросах добровольной маркировки «Не содержит ГМО» в рамках Союзного государства и использования единой модели лабораторного контроля для определения ГМ-компонентов в исследуемых образцах и взаимного признания полученных данных.
  • Для обеспечения интеграции систем здравоохранения Министерству здравоохранения Республики Беларусь и Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации разработать целевые программы по следующим направлениям деятельности: организация лечебно-профилактической помощи, подготовка и переподготовка кадров, в том числе и высшей квалификации, разработка экономического механизма функционирования соответствующих отраслей, развитие медицинской науки, оптимизация использования научных, технических, трудовых и финансовых ресурсов, направленных на улучшение качества и формирование здорового образа жизни.
  • Поддержать инициативу Правительства г. Москвы о создании на подведомственной территории «зоны, свободной от ГМО» и рассмотреть возможность использования опыта Правительства г. Москвы для создания «зон, свободных от ГМО» в других регионах России и Беларуси.
  • Предложить региональным органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации и Республики Беларусь внести предложения по разработке программы Союзного государства по биологической безопасности, основной задачей которой должно стать принятие адекватных мер по недопущению биологической угрозы, проведению независимой медико-биологической экспертизы спорных линий трансгенных культур и животных, мониторинг реальных угроз проникновения незарегистрированных ГМ-линий, а также жесткий контроль за биотехнологиями.

3. В сфере культуры, туризма и спорта органам исполнительной власти Беларуси и России содействовать:

  • подготовке и реализации программы Союзного государства по развитию туризма между Республикой Беларусь и регионами Российской Федерации;
  • реализации целевой программы по развитию туризма в Республике Карелия;
  • сохранению и развитию общего культурного пространства Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • активному развитию туризма в городах и районах Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • активизации инвестиционной политики;
  • совершенствованию инфраструктуры туризма и приоритетному развитию материально-технической базы на основных направлениях туристских потоков;
  • реализации первоочередных мер по реконструкции и строительству туристских объектов, расположенных в районах с наиболее высоким туристским потенциалом;
  • разработке проектов по созданию новых туристских объектов, маршрутов и услуг на основе богатых туристских ресурсов;
  • расширению географии выставочной деятельности с выходом на международный рынок туристских услуг;
  • совершенствованию систем подготовки кадров и информационно-технического обеспечения туристского комплекса;
  • развитию специализированных видов туризма, в том числе приоритетному развитию охотничье-рыболовного, природного, культурного, водного и сельского туризма;
  • совершенствованию научной базы туризма.


Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter