Актуальные вопросы миграционной политики: практические решения и перспективы законодательного регулирования
Версия для печатиРекомендации парламентских слушаний
Сборник докладов участников парламентских слушаний
Участники парламентских слушаний, признавая особую роль миграционной политики как системы управленческих идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых государство и его общественные институты предполагают достижение целей социально‑экономического прогресса, соответствующих как нынешнему, так и будущим этапам развития общества, отдавая должное многолетним усилиям парламентов и правительств Российской Федерации и Республики Беларусь по международно‑правовому регулированию трудовой, семейной, деловой и образовательной миграции в рамках единого экономического пространства, оформленного учредительными актами и последующими решениями интеграционных объединений государств, учитывая настоятельную необходимость постоянной корректировки миграционной политики в зависимости от изменения социальных и экономических условий развития отдельных государств и всей системы международных отношений на этапе перехода от однополярности к более справедливой и стабильной многополярной модели, одним из центров которой может быть Евразийский экономический союз (ЕАЭС), осуществляющий активную работу по формированию единого рынка труда, рассматривая деятельность органов государственной власти, ответственных за управление миграционными процессами, как составную часть работы структур управления суверенных государств по защите национальных интересов, принимая во внимание постоянное изменение внешних форм и внутреннего содержания международной миграции, формирующих условия для увеличения неконтролируемого перемещения граждан между отдельными странами и формирования этнических сообществ, вызывающего размывание устоев национальной культуры и замещение коренного населения иммигрантами, усиление ксенофобии, чрезмерную нагрузку на рынок труда и механизмы социальной защиты, «утечку мозгов», угрозу безопасности, в том числе террористической, подчеркивая угрозы, порождаемые трансграничными потоками беженцев для национальной, региональной и глобальной безопасности, а также тот факт, что подходы к преодолению миграционных вызовов, вклю‑ чая вопросы обеспечения и защиты прав беженцев, не могут противоречить базовым принципам гуманности, нейтральности, беспристрастности и независимости, а принимаемые меры не должны нарушать суверенитет и территориальную целостность государств и реализовываться без согласия стран, на территориях которых они осуществляются, считаясь с тем, что политика мультикультурализма и гипертрофированной толерантности в Европейском союзе (ЕС) привела в настоящее время к ослаблению гражданской солидарности и росту социальных кон фликтов на религиозной, этнической и культурной почве, сделав формирующие ЕС государства уязвимыми перед внешними вызовами и угрозами, порожденными их собственной неоколониальной и гегемонистской политикой (о крахе политики мультикультурализма было объявлено лидерами ЕС в 2010 году, и вместо нее была предложена политика интеграции мигрантов, «политика гостеприимства»), учитывая значение сотрудничества в гуманитарной, экономической, социальной, демографической и других сферах, воплощенного в многолетних усилиях парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации по разработке международных документов, направленных на защиту прав мигрантов и на решение связанных с миграцией проблем на многостороннем, двустороннем и национальном уровнях, считают необходимым в своих рекомендациях:
- Подчеркнуть, что ключевой долгосрочной задачей стратегии Союзного государства в сфере миграционной политики должен стать системный подход при разработке правовых и институциональных механизмов оптимизации миграционных процессов и контроля над ними с целью повышения их позитивного вклада в социально‑экономическое развитие при учете национальных интересов в области безопасности и создания благоприятных условий для демографического роста в Российской Федерации и Республике Беларусь.
- Отметить, что преодоление вызовов, с которыми сталкиваются трудящиеся‑мигранты, требует согласованных на правительственном уровнемер в области экономики, социальной защиты, здравоохранения и занятости, а также более тесного трансграничного сотрудничества между государствами на двусторонней и многосторонней основе.
- Призвать полномочные органы исполнительной власти и управления при принятии решений об ограничении рынков труда для иностранных работников усовершенствовать систему продления виз, а также продления разрешений на работу с целью обеспечения того, чтобы мигранты по независящим от них причинам не попали в неурегулированную правовую ситуацию.
Участники парламентских слушаний также рекомендуют:
- Активизировать взаимодействие профильных структур Российской Федерации и Республики Беларусь по выработке единых подходов к вопросам социальной и культурной адаптации граждан третьих государств и лиц без гражданства, включая разработку комплекса мер, препятствующих возникновению пространственной сегрегации, формированию этнических анклавов и маргинализации находящихся на территории Союзного государства граждан третьих государств и лиц без гражданства.
- Содействовать реализации конкретных инициатив в законодательной сфере, направленных на усиление эффективности миграционной политики, включая регулирование порядка въезда, выезда и транзитного проезда граждан третьих государств и лиц без гражданства, вопросы визовой политики и выдачи виз, единые подходы к мерам учета граждан третьих государств, пребывающих на территориях государств – участников Договора о создании Союзного государства.
- Развивать тесное взаимодействие с союзными и дружественными государствами в сфере управления миграционными процессами с целью оказания позитивного влияния на международное сотрудничество по всему спектру двусторонних и многосторонних связей, содействовать ускорению интеграционных процессов на этапе оптимизации государствами — членами ЕАЭС единого рынка труда.
- Не допустить ослабление контроля за миграционными процессами, поскольку это может привести к социальной обособленности мигрантов, формированию этнических анклавов, вызвать риски размывания традиционных духовных ценностей народов Беларуси и России и усиление ксенофобии. Дополнительными разрушительными для общества и государства последствиями неэффективной миграционной политики могут стать усиление нагрузки на рынок труда и действующие на нем механизмы социальной защиты, формирование условий для снижения уровня общественной безопасности.
- Систематизировать правоприменительную практику в сфере трудовой миграции в Российской Федерации и в Республике Беларусь с учетом потребности во внешнем притоке трудовых ресурсов и необходимости при этом обеспечения национальной безопасности.
- Реализовать комплекс мер по интеграции иммигрантов в принимающие сообщества, прежде всего: обязательную предвыездную подготовку указанных лиц, в том числе при участии потенциальных работодателей; обучение государственному языку принимающего государства; содействие в трудоустройстве; получение качественного общего и профессионального образования. Сформировать комплекс преференций для тех работодателей и трудовых мигрантов, которые проходят через систему предвыездной подготовки.
- Ввести на государственном уровне правовые механизмы регулирования деятельности организаций, занимающихся трудоустройством мигрантов, с целью противодействия сложившейся неформальной инфраструктуре теневого посредничества в сфере трудовой миграции.
- Считать в качестве одного из приоритетов реализации миграционной политики формирование в рамках ЕАЭС инфраструктуры целевой профессиональной подготовки, оценки, аттестации, признания профессиональных квалификаций трудящихся мигрантов по профессиям, востребованным на рынке труда.
- Способствовать развитию в рамках ЕАЭС актуальных и современных форм занятости, таких как платформенная занятость, самозанятость, целевое предоставление персонала и других форм, способствующих развитию профессиональной квалификации трудящихся мигрантов. Разработать механизмы правового регулирования участия трудовых мигрантов в указанных формах занятости.
- Развивать информационное взаимодействие по вопросам миграции и на ее основе сформировать единый статистический учет миграции населения на территориях государств — участников Договора о создании Союзного государства, усовершенствовать программу мониторинга миграционных процессов, затрагивающих все государства — члены ЕАЭС. Ввести в практику подготовку ежегодного мониторингового доклада по миграции в Российской Федерации и Республике Беларусь.
- Создать условия для оперативного и высокопрофессионального информационного сопровождения комплекса мероприятий по реализации Концепции миграционной политики Союзного государства (2021 г.), привлечь к решению данной задачи государственные средства массовой информации, СМИ Союзного государства, а также структуры гражданского общества, специализирующиеся на миграционной проблематике.
- Изучить целесообразность передачи полномочий МВД России в сфере миграции отдельному и самостоятельному органу исполнительной власти с целью повышения эффективности реализации всех аспектов миграционной политики.
- Продолжить работу по наполнению практическим содержанием положений Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции 2018 года (далее — Глобальный договор) как рамочного документа о механизме сотрудничества в сфере миграции во всех ее аспектах, ставшего первым межправительственным соглашением, подготовленным под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН). Являясь членами Международной организации по миграции, Российская Федерация и Республика Беларусь будут еще активнее использовать данную международную площадку для наращивания многостороннего сотрудничества по проблемам миграции, поиска оптимальных для международного сообщества решений, урегулирования возникающих в данной области проблем, в том числе посредством ознакомления зарубежных партнеров с наработками органов законодательной и исполнительной ветвей власти наших государств по эффективному управлению процессами миграции.
- Поддержать усилия Форума по рассмотрению проблем международной миграции ООН, направленные на достижение целей современного этапа антиколониальной борьбы, поиск механизмов оптимизации и контроля над процессами международной миграции на справедливой универсальной основе баланса интересов для повышения роли миграционных процессов в решении задач комплексного социально‑экономического развития государств Глобального Юга, лишенных такой возможности в условиях сложившейся неоколониальной иерархии в международной системе, организатором и спонсором которой выступают США и их сателлиты.