Актуальные вопросы охраны здоровья детей, демографической политики и реализации программ активного долголетия в Союзном государстве

20–21 октября 2022 года,
Калининград

Семидесятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства состоялось 20–21 октября 2022 года в г. Калининграде. Тема заседания – «Актуальные вопросы охраны здоровья детей, демографической политики и реализации программ активного долголетия в Союзном государстве».

В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители министерств и ведомств, органов исполнительной власти и органов управления Российской Федерации и Республики Беларусь, ведущие ученые и специалисты – представители научных учреждений, высших учебных заведений и экспертного сообщества двух стран.

В ходе работы участники заседания обсудили основные задачи, направленные на охрану здоровья детей, реализацию демографической политики и программ активного долголетия в Союзном государстве. Актуальность рассматриваемых вопросов обусловлена необходимостью выполнения Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы, утвержденных Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 4 ноября 2021 г. № 6, в части обеспечения мер социального обслуживания и социальной поддержки отдельных категорий граждан и семей с детьми, разработки дополнительных демографических мер.

 Участники семинара отметили, что одной из главных задач Союзного государства является забота о здоровье подрастающего поколения, поскольку эффективная государственная политика в области детства определяет уровень благосостояния и стабильности общества, его будущее.

Подчеркивая важность разработки новых и реализацию уже принятых к исполнению белорусско-российских проектов в сфере обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, участники семинара заострили внимание на необходимости дальнейшего движения в этом направлении.

По мнению участников семинара, основами для решения демографической проблемы являются сохранение и укрепление здоровья населения, усиление роли профилактики заболеваний, создание условий для роста продолжительности и качества жизни людей, формирование стандартов здорового образа жизни. Распространение стандартов здорового образа жизни начиная с самого раннего возраста видится одним из приоритетов социальной и экономической политики в области развития человеческого потенциала.

Участники семинара подчеркнули, что демографическая политика представляет собой систему определения приоритетных целей и задач, влияющих на демографическое развитие населения. Целями демографической политики являются постепенная стабилизация численности населения и создание предпосылок для будущего демографического роста. Общими целями политики двух государств в сфере сбережения народа и развития человеческого потенциала определены естественный рост численности населения и повышение качества жизни населения, укрепление здоровья граждан. В современной социально-экономической ситуации демографическая безопасность становится основой национальной безопасности Союзного государства.

Участники семинара также отметили, что поддержание здоровья населения старше пенсионного возраста неразрывно связано с решением политических, социально-экономических, экологических, образовательных и иных проблем, в совокупности определяющих здоровую старость и активное долголетие.

В целях реализации обозначенных приоритетных направлений участники считают важным решение следующих задач:

  • формирование и осуществление территориальных целевых программ в сферах молодежной политики, социальной защиты населения, занятости, здравоохранения, народонаселения, в том числе программ, направленных на улучшение положения детей и семьи;
  • формирование и осуществление региональных программ по улучшению демографической ситуации;
  • обеспечение постоянного мониторинга уровня показателей демографических угроз – с обеспечением соответствия перечня демографических угроз складывающейся демографической ситуации;
  • проведение активной воспитательной работы с молодежью Союзного государства с акцентом на таких демографических угрозах, как депопуляция и старение населения, деградация института семьи, и определение направлений преодоления этих угроз, в том числе с помощью популяризации института семьи;
  • активизация работы среди населения по формированию здорового образа жизни как основы снижения рисков развития и распространенности неинфекционных заболеваний, увеличения продолжительности здоровой жизни населения;
  • продолжение работы по обмену опытом, лучшими практиками оказания медицинской помощи женскому и детскому населению, созданию благоприятной среды для пожилых граждан, предоставления им интегрированной помощи.

Подчеркивая особое значение выполнения Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021–2023 годы и достижения заявленных целей, участники семинара рекомендуют:

Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству экономики Республики Беларусь, Федеральному агентству по туризму Российской Федерации, Министерству спорта и туризма Республики Беларусь, Российскому экспортному центру, институтам поддержки экспорта в Республике Беларусь:

осуществить гармонизацию национальных программ развития экспорта медицинских услуг и соответствующей нормативно-правовой базы;

обеспечить совершенствование механизмов государственной поддержки и осуществления неформального ухода за пожилыми гражданами.

Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации

обеспечить:

  • совершенствование интегрированного подхода, ориентированного на потребности пожилых граждан, в оказании медицинской помощи и предоставлении социальных услуг;
  • проведение совместных научно-исследовательских работ по оценке эффективности применения технологий санаторно-курортного лечения, в том числе основанных на использовании природных лечебных ресурсов, детей с социально значимыми заболеваниями;
  • формирование единого подхода к содержанию методик применения технологий физиотерапии, бальнеотерапии, ЛФК и других, а также природных лечебных ресурсов в нативном виде;
  • проведение экспертизы и исследований природных лечебных ресурсов Республики Беларусь и Российской Федерации, применяемых для детей, с последующим формированием специального медицинского заключения;
  • проведение циклов обучения и стажировки специалистов по санаторно-курортному лечению из Республики Беларусь в ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России;

а также:

  • для понимания текущего состояния здоровья зрелых людей вести мероприятия для анализа текущей ситуации в исследуемом возрастном сегменте (в виде анкетирования (опроса) в процессе взаимодействия со зрелыми людьми в рамках программы «Активное долголетие»);
  • для более эффективного результата программы «Активное долголетие» учитывать индивидуальные особенности каждого человека, принимающего участие в программе, с помощью специализированного персонала (например, врачи ЛФК);
  • привлекать психологов для улучшения душевного здоровья каждого зрелого человека, принимающего участие в программе «Активное долголетие»;
  • для организации программ правильного и полезного питания привлекать диетологов для работы с исследуемой возрастной аудиторией с учетом индивидуальных особенностей пищеварения и наличия хронических заболеваний у участников;
  • привлекать участников программы «Активное долголетие» в бесплатные программы ЛФК, а также к различным оздоровительным процедурам (массаж, очистка крови, лимфодренаж и другие) в рамках районных (городских) поликлиник;
  • проанализировать количество пенсионеров с хроническими заболеваниями с целью принятия решений о правильной терапии в отношении пациентов (снабжение бесплатными лекарственными препаратами (манипуляциями) для их лечения либо способствования ремиссии заболевания;
  • привлекать специализированный персонал из числа аналитиков и статистиков для сбора нужных метрик в динамике понимания влияния программы «Активное долголетие» на исследуемый возрастной сегмент;
  • провести в 2025 году слет граждан старшего поколения «Мы – за активное долголетие», который может стать стратегическим посылом по повышению внимания Союзного государства к решению вопросов пожилых граждан в части их поддержки и интеграции в жизнь общества и позволит популяризировать социальную политику России и Беларуси;
  • разработать дифференцированные программы медико-социальной реабилитации пациентов с постковидным синдромом среднего и старшего возраста с учетом социальных факторов и разных уровней оказания медицинской помощи;
  • активизировать деятельность по реализации проекта «Старшее поколение»;
  • обеспечить продолжение международной междисциплинарной научно-исследовательской работы по применению информационных технологий, направленных на выявление хронических неинфекционных заболеваний у населения среднего и старшего возраста с учетом социальных факторов и доступности оказания медико-социальной помощи для формирования цифрового образа болезней, формирования системы автоматизированной маршрутизации пациентов и разработки дифференцированных программ профилактики и реабилитации основных гериатрических синдромов;
  • рассмотреть возможность внедрения систем долговременного ухода для обеспечения каждого человека, не полностью справляющего с самостоятельным уходом, системой поддержки для обеспечения достойного качества жизни;
  • развивать межведомственное взаимодействие медицинских учреждений и учреждений социального обслуживания, включая объединение клиентских баз и передачу необходимой информации о состоянии гражданина его родственникам и учреждениям социальной сферы на основе единых стандартов протоколов взаимодействия и коммуникаций;
  • информировать население о системе долговременного ухода;
  • предусмотреть активное выявление граждан, нуждающихся в предоставлении социальных и медицинских услуг, в целях полноты охвата этой социальной группы услугами системы долговременного ухода;
  • обеспечить подготовку специалистов – социальных работников и помощников по уходу на основе единых передовых методических разработок, единых профессиональных стандартов осуществления ухода и единых принципов оценки состояния людей, нуждающихся в уходе.

 Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству спорта и туризма Республики Беларусь, Федеральному агентству по туризму Российской Федерации

обеспечить:

  • разработку программы медицинского туризма для детей с распространенными хроническими неинфекционными заболеваниями, проживающими на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь;
  • организацию отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях и санаториях Республики Беларусь и Российской Федерации по двустороннему обмену; взаимодействие по приему на лечение и оздоровление детей с определенными нозологиями.

 Министерству образования Республики Беларусь, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Республики Беларусь, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации:

обеспечить:

  • продолжение работы по гармонизации законодательства двух стран в целях создания наиболее благоприятных условий для рождения и воспитания в семьях детей, проведению активной информационной политики по укреплению института семьи, упрочению семейно-нравственных и духовных ценностей как основы демографического благополучия России и Беларуси;
  • расширение практик и методическое совершенствование технологий обучения пациентов и ближайшего окружения в школах «долгосрочного ухода» и «активного долголетия»;
  • развитие гериатрической службы как единой системы долговременной медицинской помощи, подготовку кадров в области гериатрии и геронтологии;
  • разработку и внедрение моделей социального обслуживания пожилых граждан с когнитивными нарушениями;
  • активизировать первоначальную деятельность по реализации проекта «Старшее поколение» с решением ряда проблем, возникших при решении приоритетных задач в указанной сфере (для совершенствования профилактики и лечения возраст‑ассоциированных заболеваний требуются более активное развитие системы гериатрической помощи и обучение врачей первичного звена по профилю «гериатрия»);
  • специальную подготовку психологов и социологов для конструктивного взаимодействия с пожилыми людьми;
  • обучение населения, достигшего пенсионного возраста, навыкам профилактики преждевременного развития инволютивных изменений, а также методам противостояния геронтологическому насилию.

 Министерству финансов Российской Федерации – рассмотреть вопрос о возможности возвращения налога при получении второго и последующего образования (аналогично компенсационному механизму по возмещению подоходного налога части средств, расходуемых гражданами на медицину).