Беларусь движется по траектории построения интеллектуальной экономики
Версия для печатиС углублением технологий
Мировая экономика переживает переломный момент перехода на новые технологические уклады. Ноу-хау последнего поколения никогда не являлись товаром для свободного обращения. Самые передовые разработки их странами никогда не выставлялись на продажу. Международное сотрудничество в высокотехнологичной сфере всегда носило характер условности и обычно происходило не в глобальном масштабе, а на уровне близких политических и экономических союзников. Сегодня, когда происходит глубокая трансформация производственных и экономических процессов, технологическая сфера является ареной жесткой конкуренции. Ее результаты будут влиять на то, какое место в глобальном мире займет конкретная страна, государство, регион. Беларусь тоже продвигается по траектории построения интеллектуальной экономики, стремясь сформировать технологическую базу для своего устойчивого развития. И у нашей страны есть все возможности занять достойную нишу в экономике нового поколения.
Складывающаяся геополитическая реальность ставит перед нашей страной новые актуальные задачи социально-экономического развития. Одной из них сегодня является обеспечение технологической безопасности и в перспективе — технологической независимости. Утвержденная решением Всебелорусского народного собрания в апреле 2024 года Концепция национальной безопасности Республики Беларусь определяет безопасность как состояние защищенности научно-технологического и образовательного потенциала от угроз, препятствующих развитию научной деятельности, созданию и внедрению инноваций и передовых технологий в реальный сектор экономики и другие сферы.
Ключевыми направлениями достижения технологической безопасности, реализуемыми в настоящее время органами государственного управления Беларуси, являются:
1. Формирование необходимой нормативно-правовой базы решения задач технологической безопасности, совершенствование системы технологического прогнозирования и планирования. В этой связи принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.12.2023 № 885, которое предусматривает создание Межведомственного совета по обеспечению технологического суверенитета, а также формирование перечня критических технологий (товаров), то есть имеющих системное значение для функционирования экономики, решения социально-экономических задач и обеспечения национальной безопасности страны, а также импортозамещающую направленность. Такой перечень уже сформирован, его корректировка предусматривается два раза в год.
В целях создания необходимых условий для технологического рывка значительно усилена научно-инновационная составляющая подготовленных Министерством экономики проектов Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2040 года и концепции Программы социально-экономического развития на 2026—2030 годы. Для сопряжения названных документов с подготовленным Государственным комитетом по науке и технологиям Комплексным прогнозом научно-технического прогресса на 2026—2030 годы и на период до 2045 года НИЭИ Минэкономики разработаны 33 технологические карты развития ключевых отраслей и сфер экономики — лесохимической и нефтехимической, автомобиле- и сельхозмашиностроения, станкостроения, металлургии, АПК, добывающей промышленности, фармацевтики и других, а также определены приоритетные направления технологического развития страны на будущую пятилетку.
В настоящее время решается задача повышения результативности процесса управления и сокращения сроков освоения в производстве критических технологий (товаров) на основе адаптации действующего порядка формирования и выполнения научно-технических программ и инновационных проектов, предполагающих бюджетное финансирование и меры господдержки при разработке и коммерциализации названных технологий (товаров).
2. Повышение наукоемкости ВВП. Проект Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года предусматривает увеличение наукоемкости ВВП до 1 процента к 2030 году и до 2 процентов — к 2040 году. Этого предполагается достичь на основе привлечения внебюджетных источников, прежде всего средств организаций, а также вовлечения всех ключевых отраслей экономики в процесс инновационного развития.
3. Развитие национальной инновационной системы как механизма взаимодействия между наукой и реальным сектором экономики. В рамках Государственной программы инновационного развития (ГПИР) на 2021—2025 годы в настоящее время реализуется целый ряд мероприятий, направленных на государственную поддержку приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности, ускоренное развитие инфраструктуры в этих сферах, возрождение изобретательства и стимулирование творческой активности ученых и иных авторов результатов интеллектуальной деятельности, используемых для создания инноваций, формирование комплексной системы преференциальных режимов, налоговых льгот и механизмов финансирования всех этапов инновационного цикла. Это позволит к концу пятилетки создать и модернизировать 12 тысяч рабочих мест, увеличить до 35,6 процента долю наукоемкой и высокотехнологичной продукции в общем объеме белорусского экспорта. В частности, по итогам 2023 года в рамках реализации ГПИР введены в эксплуатацию десять новых производств, 60 процентов из которых находится в регионах, создано и модернизировано более 2,5 тысячи рабочих мест.
Важнейшим элементом национальной инновационной системы является новейшая инфраструктура. Развитие получат инновационно-промышленные кластеры и технологические платформы с участием учреждений науки, образования и реального сектора экономики, отраслевые лаборатории, сеть организаций, обеспечивающих трансфер технологий, прогрессивные направления деятельности технологических парков — моделирование и прототипирование, опытные и демонстрационные производства, где инноваторам будет предоставлена возможность доведения проектов до стадии коммерциализации собственными силами.
4. Концентрация ресурсов на научных исследованиях и разработках, направленных на выпуск продукции высших технологических укладов. Указом Президента Республики Беларусь от 07.05.2020 № 156 утверждены шесть приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности: цифровые информационно-коммуникационные и междисциплинарные технологии; биологические, медицинские, фармацевтические и химические технологии и производства; энергетика, строительство, экология и рациональное природопользование; машиностроение, машиностроительные технологии, приборостроение и инновационные материалы; агропромышленные и продовольственные технологии; обеспечение безопасности человека, общества и государства. Основные государственные ресурсы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности сфокусированы на научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, относящихся к данным приоритетам.
В 2023 году названные приоритеты реализовывались путем выполнения 21 научно-технической программы, в том числе 14 — государственных. В рамках этих программ были созданы и доведены до стадии внедрения 370 новшеств, что почти на 22 процента больше, чем в 2022-м. Более 70 процентов новшеств разработано Национальной академией наук Беларуси и Министерством здравоохранения Республики Беларусь. При этом около 25 процентов заданий по проведению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ относятся к V и VI технологическим укладам.
5. Создание новых инновационных предприятий и производств. Здесь прежде всего необходимо отметить реализацию в текущем пятилетии шести комплексных проектов будущего: электротранспорт, биотехнологии в агропромышленном комплексе, точное земледелие, инновационное здравоохранение, биотехнологии для фармацевтики, умные города Беларуси, которые должны стать новыми точками роста экономики. Эти проекты предусматривают создание более 20 уникальных производств и свыше 2 тысяч новых и модернизированных рабочих мест с высоким экономическим потенциалом, формирование новых научных и инженерных школ в области высоких технологий.
6. Совершенствование системы стимулирования инновационной деятельности. В настоящее время в Беларуси создана и функционирует комплексная система государственной поддержки инновационной деятельности. К ее ключевым инструментам относится:
— предоставление инновационными фондами финансирования на возвратной основе, инновационных ваучеров и грантов;
— функционирование преференциальных режимов для осуществления инновационной деятельности: научно-технологических парков (льготы по налогам на прибыль, недвижимость, земельному, арендной плате, ввозным таможенным пошлинам, местным налогам и сборам), Парка высоких технологий (льготы по налогам на прибыль, недвижимость, земельному, арендной плате, НДС, ввозным таможенным пошлинам, местным налогам и сборам, офшорному сбору, подоходному налогу, отчислениям в ФСЗН, налогу на доходы иностранных организаций, использование институтов английского права, экстерриториальный принцип функционирования) и Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» (льготы по налогам на прибыль, недвижимость, земельному, арендной плате, НДС, ввозным таможенным пошлинам, офшорному сбору, подоходному налогу, отчислениям в ФСЗН, оплате государственных пошлин, налогу на доходы иностранных организаций, использование институтов английского права, обслуживание резидентов по принципу «одна станция», стабилизационная оговорка, преференциальный порядок регистрации лекарственных средств и медицинских изделий);
— льготы, предоставляемые проектам, включенным в Государственную программу инновационного развития (льготы по земельному налогу, арендной плате, НДС на технологическое оборудование, ввозным таможенным пошлинам, инвестиционный вычет в размере не более 150 процентов от первоначальной стоимости основных средств, приобретенных (созданных) в рамках реализации проекта ГПИР), а также производителям высокотехнологичных товаров (льготы по налогу на прибыль);
— льготы и преференции, предоставляемые субъектам научной и инновационной деятельности (льготы по налогу на прибыль, земельному, НДС, недвижимость, уплате патентных и государственных пошлин, арендной плате).
Применение этих инструментов государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности позволяет результативно решать актуальные задачи инновационного развития белорусской экономики.
7. Развитие научно-технологической кооперации в рамках Союзного государства. Важное значение для обеспечения технологической независимости Беларуси имеет сотрудничество с Российской Федерацией в рамках формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства. Высшим государственным советом Союзного государства в январе 2024 года утверждена Стратегия научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года, которая направлена на обеспечение безопасности, укрепление научно-технологического суверенитета, решение социально-политических и социально-экономических задач участников Союзного государства.
В настоящее время уже реализовано более 60 научно-технических программ Союзного государства по таким направлениям, как космические технологии, микроэлектроника, информационные технологии, машиностроение, медицина, и многие другие.
Сегодня выполняются три научно-технические программы Союзного государства:
♦ в рамках программы «Интелавто» разрабатываются системы бортовой электроники автотранспортных средств, превосходящие существующие аналоги, в том числе управления двигателем, бортовой безопасности, роботизированного управления, высокоэффективные электродвигатели и другие компоненты для электрического и гибридного транспорта;
♦ в рамках программы «Комплекс-СГ» осуществляется разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания спутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства;
♦ в рамках программы «Компонент-Ф» разрабатываются новые образцы лазерной техники, применяемой для обработки различных материалов и производства медицинской техники.
В стадии разработки находится целый ряд научно-технических программ и проектов Союзного государства. На сегодняшний день одобрено десять совместных научно-технических проектов, которые реализуются в сфере медицины, машиностроения, физики, информатизации, а также естественных наук. Например, осуществляется разработка научно-технического проекта Союзного государства по созданию технологической платформы радионуклидной диагностики злокачественных новообразований. В области цифровизации разрабатывается совместное предложение по программе Союзного государства по разработке платформенного решения «Региональное цифровое развитие». В результате ее реализации планируется создание общего программного продукта по всем направлениям регионального цифрового развития: «Умный регион», «Умный город», цифровизация процессов в сфере управления имуществом и территориального планирования, управления объектами городской и транспортной инфраструктуры — и другим.
Реализация всех вышеозначенных мер направлена на построение в Беларуси интеллектуальной экономики.
Важнейшим признаком перехода Республики Беларусь к интеллектуальной экономике является рост IT-сектора, а также исследований и разработок в данном направлении. Так, по данным Национального статистического комитета, за последние пять лет выручка организаций, предоставляющих услуги по информации и связи, увеличилась в 1,7 раза; в профессиональной, научной и технической деятельности — в два раза. Чистая прибыль в этих видах деятельности выросла в 1,6 и пять раз соответственно. Традиционно IT-сектор и сектор исследований и разработок являются высокомаржинальными: рентабельность продаж в среднем находится на уровне 17—20 процентов, в то время как по экономике в целом ее значение не превышает 7—9 процентов.
За последние 13 лет доля высокотехнологичных отраслей в валовой добавленной стоимости обрабатывающей промышленности республики увеличилась с 3,5 процента в 2010 году до 6,8 в 2023 году, то есть почти в два раза, что является одним из наиболее высоких показателей в СНГ.
Еще в советское время в Беларуси функционировал ряд крупных промышленных предприятий высокотехнологичного профиля. Многие из них выпускали военную продукцию. За последние 30 лет большинство из них смогли выжить и адаптироваться к гражданскому рынку. А сейчас в условиях санкционных ограничений на поставки в Беларусь продукции именно этих отраслей они оказались очень даже востребованы.
Среди них прежде всего надо отметить «Интеграл» и «Планар», «Горизонт» и «Витязь», предприятия концерна «Госвоенпром» и крупные производства нашей фармацевтической промышленности. Последние лет 15 опережающее развитие высокотехнологичных видов деятельности стало трендом в большинстве промышленно развитых стран. Они имеют высокую наукоемкость и низкую материалоемкость, обеспечивают эффективную производительность труда и достойный уровень заработной платы. Через использование их продукции достигается большой синергетический эффект в других секторах экономики.
Причем эффект достигается в среднетехнологичных производствах: транспортных средств, электротехники, станочного оборудования, сельскохозяйственной техники, нефтехимии, новых конструкционных материалов. Это как раз те производства, на которых сейчас специализируется промышленность Беларуси. Безусловно, мы пока не достигли уровня ведущих промышленных стран, где высокотехнологичные виды деятельности в обрабатывающей промышленности занимают 10—12 процентов и формируют ее динамику. Но уже сейчас благодаря стабильно высоким темпам роста высокотехнологичный сектор вносит заметный вклад в прирост промышленного производства республики. Например:
♦ объем выпуска лекарственных средств за 2016—2020 годы вырос в 1,7 раза, объем их экспорта — в 1,8 раза. Мы не замыкаемся на внутреннем рынке. В части экспорта белорусских лекарственных препаратов ведется взаимодействие с 35 странами мира, при этом география поставок белорусских лекарственных средств в 2023 году насчитывала 22 страны мира: 9 из них — страны СНГ, 13 — дальнего зарубежья. Фармацевтическими предприятиями республики получено 43 сертификата соответствия требованиям Правил GMP Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
♦ организации военно-промышленного комплекса сегодня становятся движущей силой высокотехнологичного сектора промышленности. Ими освоены технологии изготовления целевой аппаратуры дистанционного зондирования Земли высокого разрешения. Разработан и производится целый ряд станций радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами. Это все конкурентоспособные разработки. Беларусь прочно вошла в топ-25 крупнейших мировых экспортеров специальных видов продукции;
♦ в Беларуси разработан беспилотный трактор, собраны его опытные образцы, которые проходят проверку готовности. Выпущен дистанционно управляемый карьерный самосвал и ряд других видов техники, что сильно облегчило работу ее операторов. Ведется работа по беспилотным подвижным составам в метро. Концерн «Госвоенпром» приступил к серийному производству различных типов беспилотных летательных аппаратов.
Таким образом, наша страна уверенно и успешно идет по пути достижения технологической независимости и построения интеллектуальной экономики.
Николай ДРАГУН, заведующий Центром инвестиционной и инновационной политики, Алексей БАБИНА, заведующий отделом перспективных проектных разработок и бизнес-планирования Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики