Беларусь готова поставлять в Россию уникальную пожарную технику

Версия для печати
Источник: Российская газета (rg.ru)
03.08.2022

Масштабы лесных пожаров в России в нынешнем году стали катастрофическими. Так что белорусская пожарная техника востребована как никогда. / Александр Корольков

Белорусы умеют делать пожарную технику. И производят ее на самом высоком уровне. В июле, посещая борисовское ООО "ПОЖСНАБ", на это обратил внимание Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Беларуси Борис Грызлов. Он напомнил, что необходимо сохранять зеленый фонд и белорусские пожарные машины могут обеспечить это направление.

Борисовчане эти слова воспринимают с оптимизмом, ведь в условиях санкций им есть что предложить соседям: полный цикл производства, проверенные конструктивные решения, инновационные технологии и материалы и многое другое, включая десятилетнюю гарантию и внушительный срок службы.

Борисовский "ПОЖСНАБ" на рынке уже 20 лет. И если предприятие начинало свой путь с типовых образцов, сегодня здесь есть машины буквально для любой напасти: непроходимые болота - на помощь придет комплекс на гусеничном ходу на базе армейского тягача МТ-Лбу (совместный проект "ПОЖСНАБ" с ОАО "140 Ремонтный завод"), который может вмещать 4 тонны воды и разгонится до 50 километров в час на суше и  до 3 - на плаву. Случись пожар в многоэтажке, в дело идет автолестница АЛ-32 со съемной люлькой на вершине стрелы, которая обладает грузоподъемностью 220 килограммов, выдвинет лестницу не менее чем на 32 метра ввысь и обеспечит спасение людей с 10-го этажа. Техника для борьбы с огнем в лесу и вовсе поражает многофункциональностью: например, пожарный комплекс ПЦ 2.0 (Ш-406), изготовленный на самоходном шасси МТЗ, с емкостью для воды 2500 литров может не только тушить лесные возгорания, но и пригодится для работ по уходу, охране и защите лесных насаждений. Автомобили аэродромного тушения соответствуют всем требованиям международных стандартов аэропортовых служб в сфере спасения и пожарной безопасности (ICAO).

- Мы всегда делали ставку исключительно на пожарную технику, - поясняет заместитель директора по коммерческим вопросам Сергей Захаревич. - И благодаря следованию четкому курсу удалось добиться глубокой компетенции в этом деле. Для обеспечения надежной работы своей техники мы испробовали массу материалов и технологий, внимательно изучали требования отечественных спасателей, ездили по всему миру, чтобы узнать потребности служб. Сегодня мы изготавливаем нашу технику серийно, с ежемесячным выпуском продукции. В год это 250 единиц, но планируем в течение ближайшего периода удвоить эту цифру. География поставок предприятия впечатляет: белорусские машины отправляются более чем в 15 стран по всему миру. Среди покупателей - Африка, Азия, Восток и Европа. Сергей Захаревич поделился секретом успеха: главный компонент - качество. "ПОЖСНАБ" - единственный на бывших просторах СССР производитель, предоставляющий 10-летнюю гарантию пожарной надстройки! Кажется немыслимым, ведь техника - не какое-то легковое авто, а машина, способная работать в любой ЧС

- Чтобы дать такое обещание, нужно было провести огромную исследовательскую работу.

Например, среди жалоб спасателей вычленили одну из самых важных: цистерны для воды, которые делаются из металла, очень быстро приходили в негодность из-за коррозии, появлялись течи, расходились сварные швы. Мы начали производить их из усиленного армированного стеклопластика, и вопрос разрешился. Материал выдержит и 30 лет эксплуатации в разных условиях, например в Африке, где для тушения удобнее использовать морскую соленую воду, нежели пресную. Уверенно работает он и  на экстремальном холоде - крупная партия цистерн прошла суровые испытания монгольскими морозами, - убеждает замдиректора.

Все детали надстроек отливаются из многокомпонентного состава и потом собираются как пазл на самом "ПОЖСНАБе". Все остальное производится в России и Беларуси. Например, автомобильные шасси: их закупают у ОАО "МАЗ". Также зачастую используются и российские производства "КАМАЗ", "ГАЗ", "УАЗ" и других производителей. Шины полноприводных пожарных автомобилей - результат работы белорусской "Белшины", до введения санкций здесь устанавливалась резина "Мишлен" и "Континенталь", но отечественные аналоги оказались ничуть не хуже. Двигатели автомобилей "МАЗ" тоже свои. А остальные комплектующие приезжают из России: пожарные насосы, отопители, лафетные стволы, фурнитура, редукторы, коробки отбора мощности...

Предприятие в Борисове дает 10-летнюю гарантию на всю свою пожарную технику, что уникально

Ежегодно "ПОЖСНАБ" закупает в РФ материалов и комплектующих более чем на сто миллионов российских рублей. На выходе получаются машины, способные конкурировать с европейскими стандартами качества. При этом в среднем, например, пожарная цистерна емкостью 5000 литров обойдется потребителю в зависимости от комплектации от 11 до 15 миллионов российских рублей. К слову, продукция борисовчан входит в программу льготного лизинга, с субсидированием части процентной ставки по договорам лизинга. Это стало возможным благодаря специальному указу Президента Беларуси. Несмотря на возможности наращивания производства импортозамещающих машин, некоторые проблемы в сбыте между союзными странами все же есть.

- Значительно бы решило проблему, на мой взгляд, снятие для наших предприятий всех ограничений доступа к российским госзакупкам, включая возможность прямых поставок в рамках оборонного заказа, - отмечает Сергей Захаревич. - Механизм допуска к ним, предусмотренный решениями ЕАЭС, действующий сегодня, требует пересмотра. Уплата ввозного НДС, утилизационный сбор, установление условия по допуску к госзакупке для предприятий производителей Беларуси без подтверждения опыта исполнения госконтракта - далеко не полный перечень важных вопросов, которые надо решать. С особой надеждой мы рассчитываем на потенциал принятых на межправительственном уровне 28 союзных программ. Если все намерения оперативно реализовать, принятые корректировки помогут в воплощении импортозамещающих проектов, что очень актуально в условиях жесткого санкционного давления на нас.