Беларусь и Челябинская область: перспективные направления сотрудничества обсудили в Минске

Товарооборот на полмиллиарда долларов за год. И есть еще куда расти. Во Дворце Независимости сегодня обсуждали перспективы работы с Челябинской областью. Делегация больше 60 человек - руководство региона, представители бизнеса, образования, культуры. Общие интересы будут искать по всем направлениям, белорусы готовы к сотрудничеству. Продолжит Катерина Круталевич.

Челябинск - главный город металлургов. С уровнем зарегистрированной безработицы в 2022-м всего в 3 % (эти цифры были другими еще несколько лет назад) регион, входящий в Уральский федеральный округ, стал быстро прибавлять в уровне жизни, росте зарплат, индексе производства. По масштабам черной металлургии область не имеет равных в России. Здесь же находятся десятки машиностроительных заводов. Выпускают от кранов до ракетно-космической техники. А еще здесь же сконцентрированы так называемые атомаграды, где производят все необходимое для атомной промышленности. С учетом всех этих факторов интересна ли Челябинская область с точки зрения партнерства? Конечно.

Такие теплые приемы в этом зале не редкость. Александр Лукашенко российских губернаторов ценит и это взаимно. Некоторые бывают здесь по несколько раз в год и каждый визит взаимовыгодный. Да, все это время. Но лично и договориться проще, и отношения честнее. В итоге все остаются в выигрыше.

"Сегодня у нас уникальная возможность подвести итоги пройденного - все, что мы сделали. И, естественно, на предстоящий прежде всего очень непростой год наметить, как мы будем строить наши отношения. Зная Челябинск, Челябинскую область, тем не менее удивился той мощи, которой вы обладаете. Мы примерно на полмиллиарда долларов в том году наторговали с областью. Думаю, в этом году должно быть больше. Чего греха таить, кто-то ушел, мы заняли определенные ниши в Российской Федерации", - сказал Президент.

За столом с белорусской стороны внушительный десант из Кабмина, чтобы решать на месте. Министры сельского хозяйства, архитектуры и строительства, антимонопольного регулирования и торговли - в чем мы традиционно сильны в экспорте. Оказываем услуги - белорусские строители задействованы на объектах от школ до космодромов. Продукты питания на полках российских магазинов давно завоевали покупателей. Все это во многом результат договоренностей без проволочек.

"Мы свою деятельность на огромном рынке России будем расширять, - подчеркнул глава государства. - Сегодня на первый план вышла тема импортозамещения. Мы об этом говорим. Это хорошо понимают и  на самом высоком уровне - и  у вас, и  у нас. Задача трудная, но от результатов ее решения будет во многом зависеть будущее наших стран. Все чаще белорусские компании переходят полностью на российское сырье и отечественные комплектующие. Вы можете ознакомиться с новациями нашего машиностроения. Наши возможности ничем не ограничены, - сказал Президент. - Я убежден, что в результате вашего визита в Беларусь мы найдем дополнительные резервы развития двухсторонних отношений с вашей областью. Могу заверить, что все договоренности будут неукоснительно выполняться".

Губернатор Алексей Текслер в таком статусе в Минске впервые. Этой осенью исполнилось три года, как он управляет областью. А начинал с техника одного из отделов на Норильском горно-металлургическом комбинате. Так что знает и  про основы промышленности региона, и работает на своей малой родине (сам родом из Челябинска).

Алексей Текслер, губернатор Челябинской области Российской Федерации:

 Хотим в Челябинске построить животноводческий комплекс по проекту и  с оборудованием, произведенным в Беларуси. У нас уже заключен ряд контрактов на закупку тракторов, 300 единиц. Подписали соглашения на 90 лифтов. И это те шаги, которые укрепляют те традиционные связи, которые у нас есть.

Привлекает стандарт цена/качество белорусской техники. В списке на отгрузку - самые популярные и проверенные модели, в том числе и тракторы "Беларус". Особый спрос на них в коммунальной сфере, берут не только для полей. Чистить снег, листву, перевозить материалы или отходы - "Беларусы" на городских улицах очень помогают. МТЗ, к слову, берет еще и своими гарантийными бонусами - готовы и обслуживать на месте, включая создание складов в том же Челябинске.

Михаил Вардугин, заместитель маркетинг-директора по коммерческой работе на рынках стран СНГ Минского тракторного завода:

 С учетом того что с рынка России ушли некоторые импортные марки, мы видим, что данный рынок имеет большую перспективу, в том числе в мощностных рядах, которые приближаются к 150-200 лошадиных сил. Планируем разместить производство гусеничных тракторов на базе Челябинского тракторного завода. Планируем выйти на производство не менее 50 тысяч тракторов в год.

У Президента делегация была, конечно, в сокращенном составе. В правительстве - в большем (60 человек всего). Не только представители крупных компаний, есть средний и малый бизнес. Ректоры двух крупных университетов. Челябинск сегодня - это ведь не только про металл и нефтяное оборудование. Есть и технологии. Российские. Образовательные. Вот интерактивное оборудование для детских садов - песочницы, умные зеркала, где малыш видит и себя, и может заниматься с логопедом. Так что "с Урала" это уже не про необразованность, скорее, наоборот, они стали задавать тренды в обучении.

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси:

 Один из инструментов, который нами реализуется с целью импортозамещения, - специализированная сеть на Белорусской универсальной товарной бирже. Там активно принимают участие предприятия Челябинской области. За 9 месяцев объем торговли с участием ваших компаний вырос более чем в полтора раза и достиг уже 76 миллионов долларов.

Конечно, говорили про культуру. Точнее, наш "Славянский базар", куда собирается приехать государственный ансамбль танца "Урал". Такое стоит посмотреть как минимум из-за очень нестандартного репертуара. Коллектив со стыка Европы и Азии - до геополитических осложнений очень успешно гастролировал по миру. Так что все лучшее друг другу. Делегация пробудет в Минске еще день, а дальше их ждет дорога домой в 2.5 тысячи километров. Прямого сообщения с белорусской столицей пока нет, едут через Москву или Екатеринбург, но. В делегации директор челябинского аэропорта. С Белавией сейчас считают экономику рейса, так что регион в плане дороги может по часам стать существенно ближе.

Надежность - то, что в нынешних геополитических условиях очень важно экономике и бизнесу, белорусы дают сразу. У нас это давно тренд. Так что российские губернаторы с вопросами из Дворца Независимости не уезжают. Все проговорили, решили и знают, что будет исполнено. Впереди остается только работа.