80 ПОБЕДА!

Беларусь и Калининградская область видят перспективы в развитии транзита, туризме и гуманитарной сфере

Версия для печати

У Беларуси с Калининградской областью исторически тесные взаимоотношения, в том числе в экономической сфере. И даже с учетом определенных трудностей, возникших ...

У Беларуси с Калининградской областью исторически тесные взаимоотношения, в том числе в экономической сфере. И даже с учетом определенных трудностей, возникших в логистике взаимной торговли из-за санкционной политики недружественных государств, товарооборот Минска и Калининграда представляет собой значительную сумму и удерживает область в числе лидеров по экономическому взаимодействию с нашей страной среди всех регионов России.

На суше и  на море

Основная проблематика торговли вызвана прежде всего логистическими осложнениями. Прибалтийские «партнеры» остановили переток части грузов между Минском и Калининградом по суше, хотя при вступлении Прибалтики в ЕС России гарантировалась незыблемость транзита в полуэксклав.

- Действительно, вы абсолютно четко называете причины (падения темпов торговли. - Прим. ред.), это связано с логистикой, в том числе и  с санкционными ограничениями, - говорил, отвечая на вопрос «СБ. Беларусь сегодня», губернатор Калининградской области Алексей Беспрозванных. - Но на сегодняшний день мы наметили, как будем действовать в следующей трехлетке. Ключевая задача была не просто выстроить кооперационные связи между нашими странами: мы себе поставили конкретную цель вернуться к уровню товарооборота досанкционного периода.

Первые пути этой работы были намечены в ходе прошлогоднего заседания Российско-Белорусского совета по долгосрочному сотрудничеству с участием представителей Калининградской области и Республики Беларусь. Тогда, как сообщил СМИ глава Калининградской области, партнеры увидели перспективу реализации «двух, трех, четырех кооперационных проектов».

Первый из них, совершенно очевидно, лежит в области восстановления грузопотока между Беларусью и полуэксклавом России на Балтике. В условиях ограничения сухопутных маршрутов грузоперевозок стороны уделяют повышенное внимание морскому транспорту. Этот способ доставки грузов удлиняет плечо перевозок, но гарантирует доставку. Тем более что Президентом России принято решение о субсидировании морского транспорта, что позволяет компенсировать перевозчикам стоимость морского транзита. Белорусские грузоотправители в этих условиях должны посчитать, по каким товарам взаимодействие окажется экономически оправданным.

Вторая часть логистической проблемы - перспектива оптимизации тарифов на железнодорожные перевозки, этот вопрос также является предметом серьезного обсуждения. Соответственно, логистическая тематика активизирует для Калининграда перспективы использования морского и речного портов.
Это сфера, к которой у нашей страны существует потенциальный интерес в части сотрудничества с российскими грузовыми терминалами.

Новые планы

В условиях санкционных ограничений в Калининградской области видят серьезный потенциал сотрудничества с белорусскими организациями на низовом уровне: речь о взаимодействии общественных организаций, учебных заведений. Здесь хорошим примером выступают межвузовские связи. Скажем,
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта по состоянию на декабрь 2024-го имел 35 договоров с белорусскими партнерами. В частности, в прошлом году запущены две совместные программы двойных дипломов с БГУ в области химии и лингвистики. Студенты из Беларуси и России обучаются на базе двух университетов одновременно и  по результатам обучения получают дипломы сразу двух вузов. Гуманитарные связи и  в Минске, и  в Калининграде видят своего рода основой, на которой в том числе можно было бы строить будущую совместную экономику. Кстати, немаловажный факт:
несколько дней назад в Калининграде начало работу генконсульство Республики Беларусь - повышен статус отделения посольства нашей страны в российском регионе. Это еще один фактор, позитивно влияющий на развитие взаимоотношений двух субъектов. Если оставить за скобками товарные потоки и промышленное сотрудничество, одним из актуальных вопросов взаимодействия Минска и Калининграда способен стать туризм. Уже сегодня легко заметить, насколько растут взаимные турпотоки. В сезон прямой авиарейс между двумя городами осуществляется практически в ежедневном режиме. И, учитывая повышающийся спрос граждан Союзного государства на балтийское побережье России, Калининградская область активно реформирует туристическую инфраструктуру. Города-курорты области Зеленоградск, Светлогорск, Лесное, Янтарный, Балтийск даже в зимний период генерируют довольно серьезный приток клиентов и предоставляют сервис, вполне сравнимый с тем, что предлагали признанные курорты прибалтийских стран. В свою очередь, белорусские санатории фиксируют заявки жителей российского региона.
В этой сфере вполне возможна коллаборация туристических операторов и участников рынка: губернатор Алексей Беспрозванных предложил белорусам создать на российской Балтике свой отель либо санаторий.