Более 70 белорусских производителей продовольствия представляют лучшие товары на «Продэкспо-2025» в Москве

Версия для печати
Источник: СБ Беларусь cегодня (sb.by)
05.02.2025

Вкусно - и точка!

«Продэкспо» - крупнейший форум производителей продуктов питания и напитков в Восточной Европе. Многие белорусские предприятия десятилетиями принимают в нем участие: это место, в котором сходятся воедино интересы промышленников, потребителей, поставщиков сырья, компонентов и упаковки.

Генеральный директор ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат» Андрей Ашманкевич, заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Юрий Шулейко и Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Александр Рогожник во время посещения выставки.

Союзный рынок

Ко всему прочему, «Продэкспо» - это еще и удобный вход на необъятный российский рынок. Во всех смыслах. Заместитель Премьер-министра Беларуси Юрий Шулейко и посол Беларуси в России Александр Рогожник переговоры о белорусско-российских торговых балансах предварили посещением продовольственного форума. Беларусь по давней, еще во многом советской традиции - стратегический партнер России и налаженные отношения позволяют балансировать объемы взаимных поставок, констатировал вице-премьер.
- Можно ли говорить о создании аграрного рынка Союзного государства? Да, он создан, - ответил Юрий Шулейко на вопрос журналистов. - Но корректировки обе стороны проводят. Это делается с целью поддержания качества и безопасности. С такой точки зрения неуместно говорить о «закрытии» или «открытии» предприятий (для работы на российском рынке. - Прим. ред.): это мониторинг, который позволяет российскому и белорусскому покупателю иметь равный доступ к качественному продукту.

Ситуацию на общем рынке продовольствия вице-премьер охарактеризовал термином «здравая конкуренция». Нужно понимать, что Беларусь производит далеко не все, что потребляется на рынке страны: многие товары покупаем у российского производителя, подчеркнул Юрий Шулейко:

- Мы наращиваем экспорт в Российскую Федерацию по тем позициям, которые имеют долгосрочную перспективу: это говядина, молочная продукция. Но и сами с удовольствием покупаем российскую свинину: это нам сегодня и дешевле, и качество великолепное, - отметил вице-премьер.

Мерило качества

Для многих белорусских производителей продовольствия российский рынок по-прежнему основной экспортный хаб: многие предприятия поставляют сюда до 80 процентов продукции, предназначенной для внешней торговли. Правилом хорошего тона стала разработка уникальных брендов, ориентированных именно под Россию.
Тренд последних лет - поставки белорусской продукции в восточную часть Российской Федерации. - Конечно, самое перспективное сегодня направление - это Дальний Восток. Там, безусловно, есть место, куда идти с продукцией, - считает генеральный директор торгового дома «Минский молочный завод № 1» Ирина Новикова. - Логистика непростая. Но у нас есть свои склады, есть разные варианты: доставка и фурами, и вагонами. А на Сахалин и Камчатку мы летим самолетами. Это, конечно, не дешевый путь, но товар доставляется, и даже кефир с молоком продаются в отдаленных регионах.

По аналогичному пути движутся и многие другие предприятия. Ряд компаний отправляет товар на условиях поставки FCA, то есть самовывозом, что упрощает работу производителю. Вместе с тем, с ростом поставок на российский рынок, белорусские производители продовольствия ощущают и растущую конкуренцию со стороны местных компаний.

- Если говорить, например, о колбасе, то к ней доверие у потребителей как было, так и остается, - уверяет генеральный директор торгового дома «БМК», официального дистрибьютора Брестского мясокомбината в России, Роман Прокофьев. - Но время сверхприбылей прошло, пришло время работы. Уходят с рынка те, кто пришел временно снять сливки, теперь остаются те, кто в дальнейшем будет на нем работать. Качество как было в Беларуси самое лучшее, так и остается. И доверие со стороны народа все еще есть, я думаю, оно не уменьшится. Но и спать не надо: российские заводы тоже используют все более совершенные технологии. Но пока еще они в роли догоняющих у нас.

В целом производители подтверждают мнение вице-премьера Юрия Шулейко: 2024 год был весьма удачным для экспортеров продовольствия. Получилось хорошо заработать как производителям мясной продукции, так и «молочникам». Даже компании, по разным причинам временно терявшие российский рынок, смогли переориентироваться.

- В прошлом году мы были закрыты в России, открыли нас только в июле, но до конца года мы успели продать 58 тонн продукции, - говорит гендиректор ОАО АФПК «Жлобинский мясокомбинат» Сергей Прудников. - Зато в Казахстан экспорт за 2024 год вырос на 300 процентов, за этот январь сработали плюс 30 процентов к прошлому периоду. На «Продэкспо-2025» пытаемся восстановить утраченное на российском рынке, уже есть определенный интерес к нашей продукции.

Особого волнения за экспорт белорусских предприятий в Россию, судя по всему, быть не должно. Российский рынок, премиальный для белорусских продовольственных компаний, товары из нашей страны тоже рассматривает как премиальные. Главное - не упустить существующие возможности, уверены производители.
- Несмотря на то что в России развивается и совершенствуется сельское хозяйство, потребители иногда готовы платить больше именно за белорусское. Белорусские продукты все равно остаются мерилом качества на российском рынке, - уверена начальник отдела по внешнеэкономической деятельности ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» Татьяна Мацкевич.

Рецепт работы на российском рынке остается неизменным. Вкусно. Качественно. Точка.

В рамках экспозиции Made in Belarus представлены продуктовые новинки, полюбившиеся товары от известных отечественных производителей и брендов.