Функционирование объединенной транспортной системы Союзного государства
Версия для печатиВ городе Москве 26 июня 2025 года состоялось семьдесят девятое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России на тему «Функционирование объединенной транспортной системы Союзного государства».
В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители министерств и ведомств России и Беларуси, представители ассоциаций международных автомобильных перевозчиков России и Беларуси, руководители российских и белорусских автопредприятий международного грузового сообщения.
Участники заседания рассмотрели следующие наиболее актуальные вопросы:
- оценка текущего уровня гармонизации транспортного законодательства России и Беларуси в сфере транспорта и перспективы развития межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства;
- обмен опытом выполнения перевозок автотранспортными компаниями Союзного государства на маршрутах международных транспортных коридоров;
- перспективы повышения пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на основных маршрутах международных автомобильных перевозок;
- опыт внедрения системы «электронной очереди» в автомобильных пунктах пропуска;
- реализация интеграционных мероприятий в сфере транспортного контроля (надзора);
- совершенствование законодательства, регулирующего движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и(или) крупногабаритных транспортных средств;
- электронные системы сбора платы за проезд по автомобильным дорогам («Платон», «BelToll») и перспективы их совершенствования;
- проведение согласованной налоговой политики в целях обеспечения равных условий хозяйствования автоперевозчиков Союзного государства;
- электронный документооборот на автомобильном транспорте и работа по внедрению на территории Союзного государства транспортных документов в электронном виде.
Транспортный сектор играет стратегическую роль в экономике Союзного государства, обеспечивая интеграцию экономик Беларуси и России, а также устойчивость в условиях внешних санкций. Его развитие направлено на формирование единого транспортного пространства, снижение логистических издержек и укрепление позиций в Евразийском регионе.
В рамках Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года предусмотрено построение единого транспортного пространства, позволяющего обеспечить скоординированное развитие транспортных комплексов, повысить эффективность выполнения транспортных операций, оптимизировать цепочки поставок грузов. Создание единой транспортной системы входит в перечень 28 интеграционных Программ Союзного государства.
Транспортный сектор Союзного государства не только обеспечивает внутренние потребности, но и становится ключевым элементом евразийской логистики. Его развитие способствует диверсификации экспорта и укреплению экономической безопасности двух стран.
В ходе работы семинара был рассмотрен ряд наиболее актуальных вопросов, связанных с практикой применения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области автомобильного транспорта.
На заседании семинара были определены наиболее значимые для Союзного государства направления сотрудничества в сфере автоперевозок, требующие выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.
Была отмечена необходимость гармонизации системы правовых требований Беларуси и России в сфере автомобильного транспорта, выравнивания условий хозяйствования российских и белорусских перевозчиков в целях повышения эффективности экономической и правовой интеграции в рамках Союзного государства.
Участники заседания:
- отметили особую значимость межгосударственной правовой и экономической интеграции России и Беларуси в сфере транспорта и функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства;
- подчеркнули актуальность вопросов гармонизации и унификации требований законодательства России и Беларуси в сфере транспорта;
- признали особую роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в деятельности по гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в сфере транспорта в рамках интеграционных процессов в целях экономического развития.
Подчеркивая принципиальную важность создания в рамках Союзного государства единого правового пространства для обеспечения сотрудничества в сфере транспорта, а также обсудив наиболее актуальные для России и Беларуси вопросы функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства, участники семинара выработали следующие рекомендации:
Совету Министров Союзного государства:
1. Обеспечить координацию деятельности заинтересованных министерств и ведомств по реализации настоящих рекомендаций, предусмотрев необходимые финансовые и организационные ресурсы.
2. Рассмотреть возможность субсидирования перевозок между регионами России и Беларуси в целях стимулирования развития транспортных связей и поддержки региональной экономики.
3. Подготовить прогноз развития межгосударственного сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу, учитывающий современные тенденции и вызовы в сфере транспорта.
4. Рассмотреть возможность неприменения навигационных пломб в соответствии с Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 6 декабря 2024 г. № 7 и постановлением Совета Министров Союзного государства от 5 ноября 2024 г. № 44 в отношении товаров, перевозимых в соответствии с Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.
Министерству транспорта Российской Федерации и Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
1. Выработать консолидированную позицию Российской Федерации и Республики Беларусь и сформировать «дорожную карту» по ее реализации в части эксплуатации цифровых тахографов грузовых транспортных средств ввиду создавшихся условий по ограничению их эксплуатации и приближению сроков истечения действия сертификатов криптографических ключей ЕСТР для Республики Беларусь и Российской Федерации (текущий срок действия сертификата криптографических ключей ЕСТР (карт цифрового тахографа водителей, предприятий, мастерских и контролирующих органов) для Республики Беларусь истекает 13 мая 2027 года, для Российской Федерации – 27 мая 2028 года).
2. Продолжить работу по совершенствованию законодательства, регулирующего движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств и оформление специальных разрешений.
Проработать вопрос о признании специальных разрешений на проезд тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок, выданных в одном государстве – участнике Союзного государства, при проезде транспортного средства по территории другого государства – участника Союзного государства.
3. Проработать вопрос о взаимном признании национальных документов, подтверждающих профессиональную компетентность водителей, ответственных за организацию международных автомобильных перевозок.
4. Ускорить проведение совместных российско-белорусских работ по внедрению в практику перевозок на территории Союзного государства международной товарно-транспортной накладной «CMR» в виде электронного документа (e-CMR) с учетом требуемого периода адаптации бизнес-сообщества (грузоотправителей, перевозчиков, грузополучателей) к необходимости применения e-CMR.
5. При разработке нормативно-правовой базы Российской Федерации и Республики Беларусь учитывать необходимость ее применения при последующем масштабировании внедрения e-CMR на территории государств – членов ЕАЭС и с третьими странами.
6. Продолжить работу по исполнению Основных направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024–2026 годы.
7. Оказывать дальнейшее содействие интеграционным процессам в сфере транспорта в рамках Союзного государства.
Министерству транспорта Российской Федерации:
1. Подготовить изменения в нормативные правовые акты, определяющие функционирование системы резервирования даты и времени пересечения государственной границы, направленные на повышение удобства пользования данной системой добросовестными перевозчиками и исключение возможности злоупотреблений при резервировании даты и времени пересечения государственной границы.
2. При подготовке нормативных правовых актов, определяющих дополнение перечня пунктов пропуска, в отношении которых устанавливается резервирование даты и времени пересечения государственной границы Российской Федерации грузовыми транспортными средствами, используемыми для осуществления международных автомобильных перевозок, учитывать мнение общественных объединений перевозчиков о целесообразности введения резервирования даты и времени на тех или иных дополнительных пунктах пропуска.
3. Обеспечить контроль за соблюдением сроков реконструкции основных многосторонних автомобильных пунктов пропуска на российско-китайском участке Государственной границы Российской Федерации в запланированные сроки (МАПП Пограничный и МАПП Краскино – в 2025 году, МАПП Забайкальск – в 2027 году.).
4. Подготовить изменения в нормативные правовые акты, определяющие применение системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (система «Платон»), направленные на исключение случаев необоснованного привлечения к ответственности добросовестных перевозчиков.
Министерству транспорта Республики Беларусь:
Инициировать работу по формированию нормативно-правовой базы для внедрения e-CMR на территории Республики Беларусь по аналогии с работой, проводимой Минтрансом России в данном направлении.
Министерству финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службе:
Инициировать перед Правительством Российской Федерации рассмотрение вопроса об увеличении числа «иных мест прибытия» в Псковской области, задействованных в механизме ответных мер Российской Федерации на санкции Евросоюза в сфере международных автомобильных перевозок.
Федеральной таможенной службе и Государственному таможенному комитету Республики Беларусь:
1. Повысить максимальную гарантию по книжке МДП, применяемую на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь, до уровня ста тысяч евро, рекомендованного Конвенцией МДП и применяемого в 48 странах – участницах Конвенции МДП.
2. Ускорить присоединение таможенных систем Российской Федерации и Республики Беларусь к международной системе eTIR в соответствии с Приложением 11 к Конвенции МДП в целях поддержания конкурентоспособности российских и белорусских перевозчиков на основных маршрутах международных транспортных коридоров.
3. Проработать с казахстанской стороной вопрос, связанный с барьерами на границе Республики Казахстан с Китайской Народной Республикой для прямого электронного предварительного информирования (ЭПИ) таможенных органов о товарах и транспортных средствах, которые планируется ввезти на территорию ЕАЭС, и необходимостью использования услуг посредников, оказывающих услуги по пересечению границы (содействие в таможенном оформлении, взаимодействие с таможенными органами и др.), а также снижением тарифов при оказании таких услуг.
Государственному таможенному комитету Республики Беларусь:
Рассмотреть вопрос о придании статуса «иных мест прибытия» белорусским приграничным терминалам, на которых осуществляется перецепка/перегрузка транспортных средств иностранных перевозчиков.
Министерству финансов Российской Федерации:
1. Ускорить решение вопроса о расширении перечня пунктов пропуска, через которые допускается ввоз товаров с использованием книжек МДП, в том числе включение в указанный перечень пункт пропуска Туапсе.
2. Разработать проекты нормативных актов Российской Федерации, устанавливающих предельные значения суточных расходов для водителей, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц (подоходного налога) и страховых взносов, в размерах, унифицированных с предельными размерами суточных расходов для водителей, применяемыми в Республике Беларусь.
3. Разработать проекты нормативных актов Российской Федерации, устанавливающих порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость доходов, получаемых автотранспортными компаниями от оказания услуг по перевозке грузов в международном сообщении, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации, а также услуг по автомобильной перевозке грузов за пределами Российской Федерации, унифицированный с порядком налогообложения налогом на добавленную стоимость экспортируемых транспортных услуг предприятиями автотранспорта Республики Беларусь.
4. Разработать проекты нормативных актов Российской Федерации, устанавливающих унифицированные с Республикой Беларусь налоговые ставки транспортного налога в отношении большегрузных автотранспортных средств.
Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
Продолжить совместную работу по обеспечению информационного взаимодействия, предусмотрев возможность его дальнейшего расширения
и совершенствования с учетом изменений законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации, регулирующего государственную систему контроля
за осуществлением автомобильных перевозок.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
Принять необходимые меры по созданию для автомобильных перевозчиков – резидентов Республики Беларусь, выполняющих перевозку древесины или продукции ее переработки по территории Российской Федерации, равных с автомобильными перевозчиками – резидентами Российской Федерации условий по регистрации в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации» в целях идентификации пользователей услуг связи и передачи навигационной информации в ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» без необходимости открытия филиалов в Российской Федерации или использования услуг посредников.
ООО «Единый оператор» Государственной компании «Автодор» Российской Федерации и государственному учреждению «Белавтострада» Республики Беларусь:
Продолжить работу по рассмотрению и согласованию с заинтересованными ведомствами совместных соглашений.
Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку, Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле:
Регулярно рассматривать ход реализации рекомендаций семьдесят девятого заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Функционирование объединенной транспортной системы Союзного государства».
Участники семинара выражают уверенность в том, что выработанные рекомендации послужат упрочению эффективного партнерства Беларуси и России в сфере обеспечения функционирования объединенной транспортной системы Союзного государства, будут способствовать дальнейшему развитию Союзного государства.
