Импортозамещение, строительство и АПК Беларусь и Нижегородская область России наращивают двухстороннее сотрудничество
Версия для печати
Беларусь и Нижегородская область России готовы наращивать двухстороннее экономическое сотрудничество и развивать туризм.
Мы уже вместе собираем трамваи, поддерживаем друг друга деталями и комплектующими, а с марта будем летать без пересадок. Готовы развивать новые проекты в станкостроении и грузовых перевозках.
Подробности у Светланы Лукьянюк.
Делегация белорусского правительства в Нижнем Новгороде
Трамваи в Нижнем Новгороде аж с XIX века. В 1896 году появился на улицах города первый трамвай, и тем самым был дан старт движению этого электротранспорта в российских городах. Словом, в этих вагонах здесь знают толк. 14 маршрутов, многие пассажиры в ежедневных городских поездах, поэтому важен комфорт, да и современный вид.
Юрий Шалабаев, глава Нижнего Новгорода (Россия):
Конечно, это важно для нижегородцев, потому что это быстрое, комфортное транспортное средство. И самое главное, что немаловажно, еще и экологичное.
Решив обновить и пути и свои вагоны, посмотрели в сторону Беларуси. Предприятие наше с именем и технологиями. И свой класс белорусские трамваи на рельсах Нижнего уже подтвердили. Тест-драйв успешно пройден. А также мы запустили и совместное производство.
Трамвай "МиНиН" назван в честь Минска и Нижнего Новгорода. Первый с одним вагоном, но будут и "двойки". Заказ до 2024 года на 170 единиц. Причем сразу мы отправили готовый трамвай, сейчас комплектующие, из которых машины начнут собирать партнеры, а далее на нашем оборудовании в Нижнем Новгороде станут и сами выпускать вагоны под ключ: и кузов варить, и внедрять всю начинку.
Промышленная кооперация
Это пример нашей промышленной кооперации. В целом она набирает обороты. В Нижегородской области налажена сборка белорусских лифтов, открыт торговый дом Белшины, работают дилеры таких крупных предприятий машиностроения, как "Гомсельмаш", МТЗ, МАЗ и "Амкодор". Сегодня мы говорим не просто о технологическом суверенитете, а о повышении его уровня. И здесь важен обмен опытом. Например, в машиностроении. Белорусам показали линейку автомобилей ГАЗ и конвейер сборки. Опыта в этом деле у нас не меньше. Выпускаем и грузовики, и самосвалы, автобусы, да и легковые. Так что говорим на равных.
Дмитрий Харитончик, замминистра промышленности Беларуси:
Если посмотреть по итогам прошедшего 2022 года, то мы нарастили объем нашего экспорта более 160 %. Причем надо сказать, у нас сотрудничество взаимовыгодное, мы также нарастили импорт комплектующих, производимых здесь, на территории Нижегородской области и темп составил более 180 %, т. е. у нас здесь динамика очень хорошая в обе стороны. Сальдо пока положительное в нашу сторону, что говорит о том, что сотрудничество с Нижегородской областью, безусловно, для нас является приоритетом.
Новые транспортные маршруты
Нижний Новгород - это российский миллионник. Столица Поволжья и пятый по численности мегаполис России, расположен на месте встречи рек Ока и Волга. Нижний всегда был привлекательным местом для торговли. С давних времен здесь ходили караваны торговых судов. А сегодня торговые мосты наводим сухопутными и воздушными путями, при этом отлично преуспеваем в этом. По ж/д перевозкам есть конкретные предложения.
Алексей Ляхнович, первый замминистра транспорта и коммуникаций Беларуси:
Мы в феврале прошлого года запустили первый контейнерный поезд сюда. Везем в основном свой галит сюда, но, к сожалению, пока нет обратной загрузки этого поезда, поэтому опять же обращаемся с просьбой о том, чтобы найти те товары, которые могут идти через Республику Беларусь, допустим, в те же третьи страны.
Прямой авиарейс
Предлагаем возобновить и прямое пассажирское железнодорожное сообщение, а про то, что спрос есть, ярче всего говорят раскупленные билеты на авиарейс. Он стартует 2 марта. И на первый месяц весны свободных мест нет. А значит, деловые переговоры станут еще более активными. Тем более наработок у тех же строителей много - от жилых кварталов до школ и агрогородков.
Наши строительные проекты
Олег Швец, первый замминистра архитектуры и строительства Беларуси:
У наших партнеров тоже есть очень интересные программы развития агрогородков. Мы предложили варианты домокомплектов, предложили в принципе показать свой опыт и на первом проекте, и на пилотном, полностью запроектировать, начиная от градостроительной документации до завершения цикла полного по этому объекту.
Новые точки роста
На встрече с губернатором белорусский премьер скажет, что несмотря на санкционное давление, нам удалось сохранить объемы взаимной торговли. Товарооборот за прошлый год превысил 700 миллионов долларов. С ростом на 4 % к 2021-му. Это значит, миллиард становится все ближе. Об этом губернатор договаривался на встрече с нашим Президентом, когда был с визитом в Минске. И сейчас важно определить ключевые направления на год нынешний: импортозамещение и кооперация, строительство и АПК. Предлагаем то, в чем знаем толк.
Роман Головченко, премьер-министр Беларуси:
Сегодня с удивлением, ну, не с удивлением может, но еще раз для себя узнали, как один и тот же товар, проходя через технологические переделы, возвращается, т.е. условно говоря, металл едет из Нижнего в Минск, там обрабатывается в некий промежуточный товар, потом едет опять в Нижний, в Нижнем перерабатывается, едет опять в Минск и т.д.. Пока не приобретет уже форму законченного узла и изделия. Наши производители автокомпонентов очень серьезно выступили в прошлом году. Подставили, не побоюсь этого слова, плечо автопроизводителям Нижнего Новгорода. Очень оперативно освоили выпавшие узлы, которые раньше покупались в недружественных странах.
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области России:
Сейчас мы обсуждаем и проекты, продукцию малой механизации, и сельскохозяйственную продукцию. Роман Александрович (Головченко - прим.) предложил принять делегацию станкостроителей из Беларуси. А я знаю еще по старой работе, что действительно станкостроительная промышленность Беларуси достаточно достойно выглядит и представлена достойными производителями. Сейчас потребность в средствах производства будет огромная у нас. Вполне можем здесь тоже дополнительно проекты реализовывать.
Общая сумма контрактов - около 1 млрд российских рублей
Теперь слово за бизнесом. Форум собрал деловых партнеров из Минска и Нижнего. По итогам контакты подписал наш МТЗ на поставку 200 тракторов. Экспортные договоренности также у Оршанского льнокомбината, "Нафтана" и Полоцкого стекловолокна. Общая сумма сегодняшней большой сделки - около миллиарда российских рублей.