Истоки союзного парламентаризма

Версия для печати
От Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России к Парламенту Союзного государства.

Образование 2 апреля 1996 года Сообщества России и Белоруссии (Сообщества Беларуси и России) явилось историческим событием, которое вывело на новый уровень процесс единения двух братских народов и интеграции наших государств.

Этот судьбоносный акт символизировал нерушимость многовекового братства. Он воплотил в себе стремление белорусского и российского народов вместе строить свою жизнь на прочном фундаменте духовного единства и общности человеческих судеб, стремлении к эффективному экономическому и социальному развитию.

В соответствии с Договором, ознаменовавшим качественно новый этап единения народов (впоследствии указами президентов день 2 апреля был объявлен Днем единения народов Беларуси и России и стал всенародным праздником), были созданы органы Сообщества: Высший Совет, Исполнительный Комитет и Парламентское Собрание, которое должно было формироваться на основе принципа равного представительства от национальных парламентов Беларуси и России.

Соглашение о Парламентском Собрании Сообщества России и Белоруссии было подписано на встрече руководителей палат Федерального Собрания Российской Федерации и Верховного Совета Республики Беларусь в г. Санкт-Петербурге 29 апреля 1996 года. Согласно статье 2 Соглашения Парламентское Собрание формировалось из равного числа представителей – по 25 парламентариев от каждой стороны.

Первая сессия Парламентского Собрания Сообщества состоялась 25 июня 1996 года в г. Смоленске. В работе сессии приняли участие 43 депутата (из общего числа – 50). Был решен ряд организационных вопросов, избрано руководство Парламентского Собрания (Председателем Парламентского Собрания избран Председатель Верховного Совета Республики Беларусь С.Г. Шарецкий), образовано шесть профильных комиссий (по законопроектным предложениям и регламенту; по экономической политике; по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам; по вопросам внешней политики; по вопросам борьбы с преступностью, безопасности и обороны; по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий), принят Временный регламент Парламентского Собрания, определены основные направления законопроектной деятельности Парламентского Собрания. Местом нахождения Парламентского Собрания определен г. Москва.

На состоявшейся в г. Москве 24 октября 1996 года второй сессии Парламентского Собрания Сообщества были рассмотрены концепция и план мероприятий по унификации законодательства в сфере реформирования экономики на 1996 – 1997 годы и принято Обращение Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России к главам государств, парламентов и народам Европы о создании безъядерной зоны в Центральной Европе и ряде стран Восточной Европы. Две последующие сессии Парламентского Собрания Сообщества проходили в новых условиях. В Беларуси в ноябре 1996 года была принята новая Конституция. Согласно Основному закону Республики Беларусь был создан двухпалатный парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из Совета Республики и Палаты представителей. В связи с этим возникла необходимость внесения коррективов в состав белорусской депутации в Парламентском Собрании. В России в 1996 году прошли выборы Президента Российской Федерации и выборы органов власти в некоторых субъектах Российской Федерации. Все это оказало влияние на деятельность парламентариев в составе Парламентского Собрания. Но главное – Парламентское Собрание продолжало активно работать и развивать свою деятельность.

Важное значение в этот период приобрело проведение третьей сессии Парламентского Собрания (11 – 12 марта 1997 года, г. Минск). Впервые в работе Парламентского Собрания участвовал Президент Республики Беларусь, Председатель Высшего Совета Сообщества А.Г. Лукашенко, который выступил с докладом на тему «Интеграция двух братских народов – магистральный путь развития Беларуси и России».

В работе сессии приняли участие обновленные составы депутаций Республики Беларуси и Российской Федерации. Было избрано новое руководство Парламентского Собрания (Председателем Парламентского Собрания стал Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнёв и некоторых комиссий. Одним из важнейших решений Парламентского Собрания было постановление о создании Совета Парламентского Собрания в составе Председателя Парламентского Собрания, его заместителей и председателей комиссий Парламентского Собрания.

По выступлению Председателя Высшего Совета Сообщества А.Г. Лукашенко было принято специальное постановление, в котором наряду с другими вопросами говорилось о необходимости выработки «предложений, направленных на активизацию участия и повышение роли Парламентского Собрания в процессе укрепления правовой основы Сообщества».

На сессии Председателем Парламентского Собрания было зачитано и Обращение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина к Парламентскому Собранию. В Обращении говорилось о поддержке идеи единения двух братских народов, выражалась уверенность в том, что деятельность Парламентского Собрания придаст новый динамизм интеграции России и Беларуси, будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы двух братских народов, скрепленной общностью судеб в прошлом, настоящем и будущем.

На состоявшейся 1 апреля 1997 года в г. Москве четвертой сессии Парламентского Собрания был одобрен проект Договора о Союзе Беларуси и России.

Как отмечалось в принятом на сессии Заявлении Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России

«К годовщине Сообщества Беларуси и России», несмотря на трудности, за прошедший год удалось достичь реальных результатов интеграции двух стран. «Однако темпы и уровень сближения, – говорилось в Заявлении, – не отвечают запросам и ожиданиям граждан Беларуси и России. На этом пути много объективных, а порой и искусственных препятствий. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России определил направление движения наших стран, но в то же время не предусмотрел действенного механизма обеспечения ускоренной экономической интеграции и унификации законодательства». Основной вывод, к которому пришли парламентарии, – объединительному процессу необходим переход к иной, более высокой стадии интеграции – союзу двух государств."

Разработанный при участии Парламентского Собрания Сообщества Договор о Союзе Беларуси и России должен был «придать динамизм процессу сближения и вывести его на принципиально новый уровень».

Подписание через год после создания Сообщества Договора о Союзе Беларуси и России, а также Устава Союза Беларуси и России, одобренного 23 мая 1997 года Высшим Советом Союза Беларуси и России, положило начало принципиально новому этапу в процессе российско-белорусской интеграции.

Одновременно с Уставом Союза Беларуси и России была принята Программа первоочередных действий по реализации в 1997 году положений Договора о Союзе и Устава Союза Беларуси и России. Исходя из норм Договора, наряду с Высшим Советом Союза, преобразованным из Высшего Совета Сообщества, и Исполнительным Комитетом Союза, преобразованным из Исполнительного Комитета Сообщества, было преобразовано и Парламентское Собрание.

В соответствии со статьей 22 Устава Союза Парламентское Собрание, получившее свое нынешнее наименование – Парламентское Собрание Союза Беларуси и России, являлось «представительным органом Союза», состоявшим из депутаций, делегируемых соответственно Федеральным Собранием Российской Федерации и Национальным собранием Республики Беларусь. Определялась и новая норма представительства депутатов: по 36 от государства – участника Союза. При этом делегировалось от нижних палат парламентов больше депутатов, чем от верхних: от Государственной Думы 24 депутата, от Совета Федерации12, от Палаты представителей23 и от Совета Республики13 депутатов.

На пятой (12 – 13 июня, г. Брест) сессии вновь перед участниками сессии выступил Президент Республики Беларусь, Председатель Высшего Совета Союза Беларуси и России А.Г. Лукашенко, который проанализировал ход белорусско-российской интеграции, раскрыл свое видение путей ее дальнейшего углубления. На сессии было принято решение о преобразовании органов Парламентского Собрания Сообщества в органы Парламентского Собрания Союза. Обсуждался также вопрос «О статусе ранее принятых правовых актов Парламентского Собрания Сообщества Беларуси и России в связи с его преобразованием в Парламентское Собрание Союза Беларуси и России» и было принято решение: «считать ранее принятые Парламентским Собранием Сообщества Беларуси и России правовые акты действующими в части, не противоречащей Договору о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года».

Следует отметить важное значение принятого на сессии Обращения Парламентского Собрания к главам государств, парламентам и народам в связи с образованием Союза Беларуси и России, в котором было заявлено о готовности Парламентского Собрания Союза

«к широкому конструктивному диалогу и взаимодействию во имя мира, международной стабильности, на благо народов нашей планеты».

Были направлены официальные обращения в Межпарламентский Союз, Парламентскую Ассамблею Совета Европы и Парламентскую Ассамблею Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с просьбой о предоставлении Парламентскому Собранию статуса наблюдателя в этих международных организациях.

Парламентское Собрание утвердило Регламент Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

На пятой сессии было положено начало собственно законотворческой деятельности Парламентского Собрания – в первом чтении был принят проект нормативного правового акта «О финансово-промышленных группах».

Важное значение для развития союзного парламентаризма имела шестая (3 – 4 ноября 1997 года) сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Депутаты рассмотрели проекты законов Союза Беларуси и России: «О статусе депутата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России», «О финансово-промышленных группах», «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые были приняты в качестве законодательных рекомендаций Союза. Было предложено направить их для «первоочередного рассмотрения и принятия в установленном порядке в парламенты государств – участников Союза».

На сессии было положено начало развитию института постоянных наблюдателей при Парламентском Собрании. Первыми этот статус получили межфракционное депутатское объединение «За содружество суверенных славянских государств» Верховного Совета Украины и внепартийное общественное объединение «Армянская народная инициатива Россия – Беларусь – Армения».

Депутаты одобрили концепцию «Информационного бюллетеня Парламентского Собрания Союза Беларуси и России» и поручили Секретариату Парламентского Собрания выпуск издания с 1 января 1998 года (первый номер «Информационного бюллетеня» вышел строго по плану и включал в себя основные документы Парламентского Собрания, принятые на первой – седьмой сессиях Парламентского Собрания). С тех пор вышло в свет пятьдесят пять номеров «Информационного бюллетеня»

В дальнейшем в период действия Договора о Союзе Беларуси и России происходило укрепление союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации, усиливалась роль Парламентского Собрания в этом процессе. На это указывал в своих выступлениях на сессиях Парламентского Собрания (на восьмой 4 – 5 мая 1998 года, г. Гомель, и десятой (внеочередной) 21 января 1999 года, г. Минск) и Председатель Высшего Совета Союза, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

Парламентское Собрание участвовало в принятии решений по всем важнейшим вопросам жизнедеятельности Союза. Особо следует отметить восьмую сессию Парламентского Собрания, на которой был рассмотрен вопрос «О порядке разработки, рассмотрения, принятия и исполнения бюджета Союза». Принятие этого документа явилось серьезным шагом в совершенствовании всего бюджетного процесса. Бюджет стал действенным средством реализации целей и задач российско-белорусского союза.

Новый импульс развитию интеграционного процесса дало принятие 25 декабря 1998 года Декларации о дальнейшем единении России и Беларуси, а также подписание Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан и Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования.

Парламентское Собрание поддержало политическую волю Президентов Республики Беларусь и Российской Федерации, выраженную в этих документах. На десятой (внеочередной) сессии Парламентского Собрания было принято развернутое постановление «О задачах и первоочередных мероприятиях Парламентского Собрания Союза по реализации Декларации о дальнейшем единении Беларуси и России и других документов, подписанных главами государств – участников Союза Беларуси и России 25 декабря 1998 года».

Среди главных задач, которые определили депутаты, было активное участие Парламентского Собрания в подготовке проекта Договора об объединении Беларуси и России в Союзное государство, а также проекта Договора о союзном Парламенте. Было признано целесообразным в связи с этим дополнительно образовать временную комиссию Парламентского Собрания по вопросам развития Союзного государства, а также две постоянные комиссии – по информационной политике и взаимодействию с общественными объединениями и  по бюджету и финансам.

Парламентское Собрание постоянно реагировало на изменения международной обстановки и высказывало свое отношение к происходящему в мире. Так, это было связано прежде всего с событиями в Союзной Республике Югославии. 21 января 1999 года (на десятой сессии Парламентского Собрания) было принято Заявление Парламентского Собрания в связи с угрозой вооруженного вмешательства во внутренние дела Союзной Республики Югославии, 11 марта того же года (на одиннадцатой сессии, состоявшейся в г. Минске) – Заявление Парламентского Собрания по поводу усиления напряженности вокруг сербского автономного края Косово и Метохия, а 25 марта 1999 года Парламентским Собранием без созыва сессии было принято Обращение Парламентского Собрания к парламентам стран мира в связи с военной интервенцией НАТО против Союзной Республики Югославии, в котором Парламентское Собрание обращалось

«к парламентам всего мира с призывом осознать свою ответственность за опасное развитие событий не только для дела мира в Европе, но и  для всей планеты, потребовать от своих правительств активно включиться в процесс мирного разрешения косовского кризиса».

На четырнадцатой сессии Парламентского Собрания (6 апреля 2000 года, г. Москва) было принято Заявление Парламентского Собрания в связи с годовщиной начала агрессии стран НАТО против Союзной Республики Югославии. Парламентское Собрание и впоследствии возвращалось к теме Югославии.

В последующий период в центре внимания депутатов Парламентского Собрания, начиная с двенадцатой сессии Парламентского Собрания, были вопросы, связанные с разработкой проекта Договора о создании Союзного государства (в постановлении, принятом на двенадцатой сессии, в основном одобрен проект этого документа). На тринадцатой сессии (4 ноября 1999 года, г. Москва) Парламентское Собрание уже выступило с предложениями к проектам Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений этого Договора. Важно отметить, что предложения парламентариев были адекватными их роли и ответственности за создание единого государства. Это нашло отражение в Договоре о создании Союзного государства: в соответствии со статьей 70 Договора до выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства функции Парламента Союзного государства выполняет Парламентское Собрание Союза Беларуси и России.

Подписание Договора о создании Союзного государства (8 декабря 1999 года) ознаменовало собой не только начало нового этапа в процессе единения народов Беларуси и России. Появление этого документа потребовало поднять на новый уровень работу союзных парламентариев. Повестки последующих сессий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, прошедших с момента подписания Договора, свидетельствуют о том, что депутаты озабочены не только вопросами дальнейшей унификации законодательства двух государств, уровнем эффективности межгосударственной интеграции. В поле зрения депутатов все чаще оказываются проблемы, без решения которых нельзя создать конкурентоспособное межгосударственное образование, способное противостоять вызовам мировой экономики, быстро меняющегося мира.

В постановлении Парламентского Собрания «О задачах и первоочередных мероприятиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по реализации Договора о создании Союзного государства на период выполнения Парламентским Собранием функций Парламента Союзного государства», принятом на четырнадцатой сессии (6 апреля 2000 года, г. Москва), одной из главнейших задач Парламентским Собранием определено участие в разработке национальных законодательных актов о выборах депутатов Палаты Представителей и  в формировании Палаты Союза Парламента Союзного государства, а также участие в работе над проектом Конституционного Акта Союзного государства.

После принятия союзного Договора прошли пятнадцатая (18 и 29 мая 2000 года, гг. Минск и Москва), шестнадцатая (16 февраля 2001 года, г. Минск) и семнадцатая (2 марта 2001 года, г. Москва) сессии, посвященные в основном бюджетным, регламентным и организационным вопросам, а также вопросам реализации Договора о создании Союзного государства.

Важное значение для развития союзного парламентаризма имела восемнадцатая сессия Парламентского Собрания (5 июня 2001 года, г. Гродно), в которой принял участие Председатель Высшего Государственного Совета Союзного государства, Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.

При заслушивании вопроса «О Послании Высшего Государственного Совета Союзного государства Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России «О положении в Союзном государстве и ходе его строительства» с докладом выступил А.Г. Лукашенко, который поблагодарил депутатов Парламентского Собрания за последовательное проведение политики единения народов Беларуси и России и твердое противостояние попыткам деструктивных сил разрушить союз.

На двадцатой сессии Парламентского Собрания (14 марта 2002 года, г. Минск) был принят Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства. В дальнейшем, начиная с 2002 года, регулярно заслушивались отчеты об исполнении бюджета Союзного государства.

Первые итоги выполнения Договора о создании Союзного государства и Программы действий по реализации его положений были рассмотрены на двадцать первой сессии Парламентского Собрания в г. Санкт-Петербурге 9 декабря 2002 года. Депутаты отметили ряд положительных результатов в области экономической, ценовой и налоговой политики, развитии сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в области безопасности и обороны, а также в сфере внешней политики.

Вместе с тем Парламентское Собрание констатировало, что отдельные положения Договора о создании Союзного государства и большинство мероприятий Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по его реализации не выполнены. в частности, затягивается процесс подготовки Конституционного Акта, определяющего государственное устройство и правовую систему Союзного государства.

Парламентское Собрание внесло значительный вклад в разработку проекта Конституционного Акта Союзного государства. На каждой сессии заслушивалась информация о ходе его подготовки, депутаты вносили свои замечания и предложения. В 2002 году была образована российско-белорусская комиссия, сопредседателями которой стали руководители нижних палат парламентов Беларуси и России.

На двадцать третьей сессии Парламентского Собрания (16 сентября 2003 года, г. Могилёв) изменения и дополнения, касающиеся порядка рассмотрения и одобрения Парламентским Собранием проекта Конституционного Акта Союзного государства, были внесены в Регламент Парламентского Собрания: Регламент был дополнен новой главой 11 «Порядок рассмотрения и одобрения проекта Конституционного Акта Союзного государства».

Деятельность Парламентского Собрания активизировалась после избрания на двадцать четвертой сессии Парламентского Собрания (17 марта 2004 года, г. Минск) Председателем Парламентского Собрания Б.В. Грызлова. Активизировалась и деятельность российско-белорусской комиссии по подготовке проекта Конституционного Акта Союзного государства, особенно после встречи Президентов Беларуси и России в июне 2005 года.

В ходе работы над проектом Конституционного Акта в сентябре 2005 года – январе 2006 года состоялось три заседания комиссии. Документ был доработан и передан в Высший Государственный Совет Союзного государства. В 2009 году был обновлен состав комиссии. Процесс подготовки Конституционного Акта дальнейшего развития не получил.

В тридцать третьей сессии (Москва, 14 февраля 2008 года) впервые приняли участие депутаты Государственной Думы пятого созыва. Председателем Парламентского Собрания повторно был избран Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Б.В. Грызлов.

Неослабное внимание депутатов связано с совершенствованием нормативно-правовой базы деятельности Парламентского Собрания. В этом ряду особое место отводится Регламенту Парламентского Собрания Союза Беларуси России. Первоначально принятый как временный документ в 1996 году, Регламент в новой редакции принимается на тридцатой сессии Парламентского Собрания 22 июня 2006 года и затем из сессии в сессию претерпевает изменения, расширяя полномочия комиссий Парламентского Собрания в части осуществления контроля за ходом реализации программ, проектов и мероприятий Союзного государства, закрепляя новации бюджетного процесса в Союзном государстве.

В 2007 разрабатываются Положение о Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Положение о Почетной грамоте Парламентского Собрания, в 2008-м – Положение о комиссиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Положение о Научно-консультативном совете Парламентского Собрания, в 2009 – Положение о Благодарности Председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

На тридцать пятой сессии (16 декабря 2008 года, г. Минск) принимаются два знаковых постановления «О мерах по устранению недостатков в организации подготовки и реализации программ Союзного государства» и «О мерах по совершенствованию бюджетного процесса в Союзном государстве», в которых предлагаются меры по оптимизации нормативной базы Союзного государства – сокращению сроков согласования проектов программ, повышения юридического статуса основополагающих документов.

Вопросы сближения отдельных отраслей законодательства обсуждаются на заседаниях профильных комиссий Парламентского Собрания. Научное и экспертное сообщество высказывает свои предложения по сближению законодательства на заседаниях постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании. В результате этой работы по инициативе и  при участии Парламентского Собрания приняты законы государств-участников и международные договоры, направленные на синхронизацию отдельных аспектов трудоустройства, медицинского и социального обеспечения граждан Союзного государства.

В декабре 2009 года союзная общественность широко отмечает десятую годовщину подписания Договора о создании Союзного государства. Публикуются приветствия Президентов, принимается Декларация, в которой подчеркивается:

«За прошедшие годы сделано немало. Достигнут прогресс в формировании единого экономического и гуманитарного пространства, унификации национального законодательства России и Беларуси, обеспечении координации деятельности в области внешней политики, обороны и безопасности. На новый уровень вышли двусторонние торгово-экономические связи. Получила ощутимый импульс производственная кооперация. Эффективно реализуются многие союзные программы. Существенно повысилась результативность межрегионального сотрудничества. Особое значение придается обеспечению равных прав и созданию единой системы социальных гарантий для граждан двух стран, которые пользуются сегодня одинаковыми возможностями при трудоустройстве, выборе места жительства, получении образования и медицинского обслуживания».

7 апреля 2010 года Совет Парламентского Собрания принимает Обращение к парламентам государств – участников Содружества Независимых Государств в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, в котором звучит призыв

«объединить усилия депутатов национальных парламентов, межпарламентских организаций и всех, кому дороги идеалы Победы, в целях недопущения искажения истории, пересмотра оценок и итогов Второй мировой войны; принять решительные меры по недопущению прославления нацистских преступников и их пособников; объединить усилия государственных органов, научной общественности и культурного сообщества, неправительственных организаций для принятия необходимых мер по противодействию осквернению мемориальных захоронений и памятников, сохранению памяти о жертвах Второй мировой войны».

На сороковой сессии (21 ноября 2011 года, г. Москва) депутаты подвели итоги 15-летия союзного строительства. Выступая на открытии сессии Председатель Парламентского Собрания отметил:

«Начиная с 1996 года депутаты Парламентского Собрания проводили курс на углубление интеграции по всем направлениям белорусско-российских отношений. В итоге мы, сохранив то лучше, что было в нашем общем прошлом, создали новую реальность, устремленную в будущее. Объединенные общностью целей и интересов, мы сумели внести весомый вклад в решение многих общих для наших стран задач экономического, политического, социального и гуманитарного характера. Сессии Парламентского Собрания наряду с заседаниями Совета Министров и Высшего Государственного Совета Союзного государства – это этапы последовательного движения по пути интеграции. И возможно, главным результатом нашей с вами деятельности стало то, что мы сумели воплотить теоретические категории, связанные с построением Союзного государства, в осязаемые реалии повседневной жизни наших граждан. В результате сегодня единая система социальных гарантий, равный доступ к образованию и здравоохранению, свобода передвижения и выбора места жительства, одинаковые условия трудоустройства воспринимаются гражданами наших стран как естественные и привычные».

На сорок первой сессии (5 апреля 2012 года, г. Москва) после выборов в Государственную Думу в декабре 2011 года к работе в Парламентском Собрании приступил новый состав депутации Федерального Собрания Российской Федерации. Председателем Парламентского Собрания был избран С.Е. Нарышкин. Осенью 2012 года состоялись парламентские выборы в Республике Беларусь, а на сорок третьей сессии (18 декабря в Москве) в Парламентское Собрание вошла обновленная депутация Национального собрания Республики Беларусь. Первым заместителем Председателя Парламентского Собрания повторно был избран Председатель Палаты представителей В.П. Андрейченко.

На сорок четвертой сессии (13 июня 2013 года, г. Минск) депутаты работали над Планом мероприятий Союзного государства на 2014 – 2015 годы, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков, а на сорок шестой (21 июня 2014 года, г. Брест) и сорок восьмой (24 июня 2015 года, г. Гродно) сессиях приняли постановления о реализации мероприятий плана, уделяя особое внимание заботе о ветеранах, вопросам патриотического воспитания молодежи, формирования общего образовательного и информационного пространства государств-участников. В постановлении подчеркивалось:

«В контексте плановых мероприятий считать особенно важным активизацию деятельности депутатов Парламентского Собрания, Постоянного Комитета Союзного государства, союзных средств массовой информации по пропаганде образа советского народа-победителя, сохранению памяти о событиях Великой Отечественной войны, патриотическому воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма и готовности к защите Отечества, оперативному и качественному освещению на страницах печати и  в электронных СМИ юбилейной тематики (уроки мужества, тематические вечера памяти, Дни Союзного государства, посещение мемориалов, возложение цветов, брифинги, видеомосты, пресс-конференции, специальные выпуски периодических изданий).

15 апреля 2015 года Совет Парламентского Собрания принимает Обращение к гражданам Республики Беларуси и Российской Федерации в связи с празднованием 70-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Обращение имело широкий общественный резонанс. В Обращении написано:

«Празднуя День Победы, мы отдаем дань уважения тем людям, для которых понятие патриотизма было исполнено высшего смысла и которые не пожалели своих жизней ради свободы и независимости Родины. Мы помним, что Победа стала возможной во многом благодаря нерушимой дружбе народов Советского Союза – дружбе, которой наши страны остаются верны и поныне. Наш священный долг перед всеми отдавшими жизнь за Победу и всеми ныне живущими участниками Великой Отечественной войны – не только хранить память об их подвиге, но и отстаивать историческую правду и твердо противостоять попыткам переписать историю».

Одним из фундаментальных направлений деятельности депутатского корпуса является работа по совершенствованию и развитию бюджетного процесса в Союзном государстве. Ежегодно депутаты принимают участие в заседаниях рабочей группы по формированию параметров и проекта бюджета Союзного государства, обсуждению и принятию проектов декрета Высшего Государственного Совета о бюджете. При непосредственном участии парламентариев разработаны такие основополагающие документы, как Порядок формирования и исполнения бюджета Союзного государства, Порядок разработки и реализации программ Союзного государства. Особое внимание уделяется контролю за исполнением бюджета. Из года в год на сессиях Парламентского Собрания заслушиваются годовые отчеты Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства. Оперативные отчеты анализируют на своих заседаниях комиссии Парламентского Собрания.

Сорок седьмая сессия, состоявшаяся 5 декабря 2014 года в г. Сочи, носила ярко выраженный бюджетный характер. Именно на ней депутатами был принят проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства «О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства». Бюджетный процесс в Союзном государстве с принятием этого, по сути, бюджетного кодекса Союзного государства вышел на новый уровень.

3 марта 2015 года Высший Государственный Совет Союзного государства принимает постановление «О приоритетных направлениях и первоочередных задачах дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 – 2017 годы)». Депутаты считают одной из основных задач его выполнение. Вопрос находится на контроле комиссий Парламентского Собрания по профилю их деятельности.

Считая выполнение Приоритетных направлений одной из основных задач своей деятельности, на протяжении всего срока действия этого документа депутаты держали этот вопрос на контроле комиссий Парламентского Собрания (по профилю их деятельности).

Помимо этого, на сорок восьмой сессии Парламентского Собрания (24 июня 2015 года, г. Гродно) союзными парламентариями был предложен механизм отчетности Постоянного Комитета Союзного государства о ходе реализации Приоритетных направлений. Подобные отчеты, с которыми Государственный секретарь Союзного государства выступает на сессиях Парламентского Собрания, вошли в регулярную практику.

К сожалению, депутаты Парламентского Собрания не принимали участия в подготовке вышеупомянутых Приоритетных направлений. В связи с этим на пятидесятой сессии Парламентского Собрания (10 июня 2016 года, г. Минск) было принято постановление «О ходе реализации Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на среднесрочную перспективу (2014 – 2017 годы)», в котором Совету Министров Союзного государства было предложено при разработке проекта документа, определяющего приоритетные направления и первоочередные задачи развития

Союзного государства на очередной период, учесть инициативы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

Вопрос об участии депутатов в подготовке проекта Приоритетных направлений и первоочередных задач развития Союзного государства на 2018 – 2022 годы последовательно поднимался на сорок восьмой, пятидесятой и пятьдесят второй (15 июня 2017 года, г. Минск) сессиях Парламентского Собрания. При этом отмечалась не только необходимость участия союзных парламентариев в разработке проекта Приоритетных направлений, но и последующего участия в их осуществлении. Как следствие, после утверждения 19 июня 2018 года Высшим Государственным Советом разработанных при активном участии депутатов Парламентского Собрания Приоритетных направлений и первоочередных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018 – 2022 годы союзные парламентарии сосредоточили усилия на формировании способствующей решению этих задач нормативно-правовой базы (по предметам ведения комиссий).

Начиная с 2018 года Парламентское Собрание последовательно и планомерно занималось вопросами сближения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации. В частности, депутатами было инициировано проведение мониторинга исполнения положений Договора о создании Союзного государства и сравнительно-правового анализа действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников.

Итогом этой работы стал проект Концепции сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь. После утверждения Концепции Высшим Государственным Советом Союзного государства будет разработана программа поэтапного сближения национального законодательства государств-участников, своего рода «дорожная карта».

Начиная с 2018 года депутаты Парламентского Собрания последовательно занимались изучением возможности и целесообразности использования в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества. Впервые этот вопрос был поднят в ходе пятого Форума регионов Беларуси и России и нашел отражение в его рекомендациях.

В 2019 году входе проработки этого вопроса союзные парламентарии изучили опыт использования модельного законотворчества на этапах Сообщества и Союза Беларуси и России (1996 – 1999 годы), проанализировали актуальность использования потенциала модельного законотворчества на современном этапе, провели анализ правовых оснований и возможных форм модельного законотворчества. Был также изучен опыт использования модельного законотворчества в МПА СНГ и ПА ОДКБ.

В результате депутаты пришли к заключению о наличии правовых оснований и целесообразности использования в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества. Возможной формой модельного законотворчества обозначено принятие модельных законодательных актов постановлениями Парламентского Собрания. В качестве приоритетной сферы для разработки модельных законодательных актов предложена цифровая экономика.

На заседании Совета Парламентского Собрания 20 ноября 2019 года было принято Решение Совета № 6 «Об использовании в рамках Союзного государства потенциала модельного законотворчества», определившее модельное законотворчество в качестве одного из перспективных направлений деятельности Парламентского Собрания.

На пятьдесят второй сессии Парламентского Собрания было положено начало формированию молодежного парламента при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. Предложение о создании белорусско-российского молодежного парламента исходило от руководства Парламентского Собрания. Предполагалось, что члены молодежного парламента будут содействовать деятельности союзных депутатов в области регулирования прав и законных интересов молодежи и координировать взаимодействие молодежных организаций Беларуси и России.

16 декабря 2017 года в ходе пятьдесят третьей сессии Парламентского Собрания (16 декабря 2017 года, г. Брянск) было принято постановление о создании Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

Этим документом Совету Парламентского Собрания было поручено утвердить Положение о Молодежной палате и затем предложить палатам Национального собрания Республики Беларусь и

Федерального Собрания Российской Федерации определить порядок делегирования представителей в состав Молодежной палаты и  в период до пятьдесят четвертой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России делегировать их.

Положение о Молодежной палате при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России было утверждено Решением Совета Парламентского Собрания от 16 марта 2018 года № 2-р. Согласно Положению, Молодежная палата является совещательным и консультативным органом.

17 июня 2018 года в г. Бресте прошло первое заседание Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России. В первом заседании молодых парламентариев приняли участие депутаты – члены Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту и Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам.

В ходе заседания был утвержден Регламент Молодежной палаты, в соответствии с которым сформированы шесть комиссий:

  • по предпринимательству и экономической политике;
  • по социальной политике, гуманитарным вопросам, спорту и туризму;
  • по науке, образованию и культуре;
  • по вопросам экологии и природопользования;
  • по информационной политике и информационным технологиям;
  • по межрегиональному сотрудничеству.

Единогласным голосованием председателем Молодежной платы при Парламентском Собрании была избрана Елена Еракина, первым заместителем председателя – Александр Лукьянов, заместителями председателя – Егор Макаревич и Дамир Фахрутдинов.

18 июня 2018 года члены Молодежной палаты приняли участие в мероприятиях пятьдесят четвертой сессии Парламентского Собрания, в ходе которой вместе с союзными парламентариями обсудили основные задачи и приоритетные направления совместной деятельности, направленной на укрепление дружбы и взаимопонимания молодежи Беларуси и России, а также вопросы взаимодействия в области регулирования прав и законных интересов молодежи.

Они также принимали участие в работе пятьдесят пятой сессии Парламентского Собрания 21 – 22 декабря 2018 года.

В течение 2019 года состоялись два заседания Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России и три заседания ее Совета. Были избраны новый председатель Молодежной палаты (им стал Александр Лукьянов) и его первый заместитель (Наталья Дорохова), внесены изменения в состав комиссий Молодежной палаты.

Одними из важных направлений деятельности Парламентского Собрания являются укрепление и развитие международных связей и межпарламентского сотрудничества. При Парламентском Собрании существует институт постоянных наблюдателей при Парламентском Собрании и гостей Парламентского Собрания. Постоянные наблюдатели, гости в соответствии с Регламентом Парламентского Собрания имеют право участвовать в заседаниях Парламентского Собрания и его комиссий с правом совещательного голоса. Статус постоянного наблюдателя при Парламентском Собрании предоставляется национальным парламентам и депутатским объединениям парламентов, парламентским структурам межгосударственных объединений и международных организаций, межпарламентским организациям. В настоящее время статус постоянного наблюдателя при Парламентском Собрании имеют Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламент Республики Южная Осетия, Народное Собрание – Парламент Республики Абхазия и Межпарламентская Ассамблея Православия.

В качестве наблюдателя Парламентское Собрание принимает активное участие в мероприятиях Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентского Союза, Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности, Межпарламентской Ассамблеи Православия, Парламентского Союза государств – участников Организации Исламского сотрудничества. Депутаты Парламентского Собрания принимают участие в международном наблюдении за выборами в высшие органы власти зарубежных государств.

В настоящее время готовится соглашение о предоставлении Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России статуса наблюдателя при Латиноамериканском парламенте (ПАРЛАТИНО).

Парламентское Собрание Союза Беларуси и России совместно с Постоянным Комитетом Союзного государства осуществила такой значительный международный проект, как организация и проведение научно-практической конференции «Актуальные проблемы строительства и развития Союзного государства». Первая конференция прошла 6 – 8 декабря 2000 года в Санкт-Петербурге. Почетным председателем конференции был лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов. В дальнейшем конференция регулярно, раз в два года, проходила помимо Санкт-Петербурга в разных городах – Москве, Геленджике, Минске, Сочи. Всего состоялось 10 конференций.

Исключительно важным проектом, осуществленным Парламентским Собранием, стало проведение постоянно действующего семинара по вопросам строительства Союзного государства – своеобразного «мозгового штурма» самых значимых и насущных проблем на союзном поле. В регионах России и областях Беларуси прошли 60 заседаний семинара.

В рамках пятьдесят пятой сессии Парламентского Собрания впервые было организовано проведение «правительственного часа», на котором рассмотрены вопросы «О ходе работы по реализации Основных направлений формирования и функционирования единого научно-технологического пространства Союзного государства» и «О ходе исполнения резолюции Высшего Государственного Совета Союзного государства от 30 июня 2017 г. № 3 «Об отмене роуминга на территории Союзного государства».

В 2017 году впервые, в дополнение к апробированным формам парламентской деятельности, были проведены парламентские слушания «Сближение законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации по вопросам обеспечения равных прав граждан Союзного государства» (16 декабря, г. Брянск).

В ходе слушаний его участниками было высказано предложение о необходимости обеспечения идентичного или сопоставимого правового регулирования на всей территории Союзного государства, то есть перехода от предоставления национального режима для граждан другого государства-участника к более полному и комплексному регулированию прав граждан путем формирования единого правового пространства. Обсуждался вопрос об обязательной экспертизе национальных законопроектов на соответствие международным обязательствам и требованиям унификации в рамках интеграционных объединений.

Участники слушаний пришли к заключению о необходимости проведения мониторинга исполнения положений Договора о создании Союзного государства и сравнительно-правового анализа действующей договорно-правовой базы в рамках Союзного государства и национального законодательства государств-участников. Итогом такой деятельности впоследствии стала подготовка Концепции сближения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь.

В 2018 году практика проведения парламентских слушаний продолжилась.

8 июня в г. Калининграде состоялись парламентские слушания «Обеспечение равных условий субъектам хозяйствования Республики Беларусь и Российской Федерации». Принятые по итогам слушаний рекомендации были составлены с учетом перечня требующих устранения барьеров и ограничений во взаимной торговле. Отмечается, что необходима гармонизация правил поставок товаров в торговые сети государств-участников для обеспечения доступа товаров одного государства-участника в торговые сети другого государства-участника.

14 сентября в г. Ростове-на-Дону были проведены парламентские слушания «Роль Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России во взаимодействии молодежных организаций Беларуси и России».

Первые в 2019 году парламентские слушания «О перспективах социально-экономического развития трансграничных биосферных резерватов» были проведены 14 июня на базе туристического комплекса «Красный бор» (д. Доброплесы, Витебская обл.).

Целями слушаний были определение приоритетных направлений сотрудничества Беларуси и России в области охраны и устойчивого использования трансграничных особо охраняемых природных территорий, выявление проблем, препятствующих их устойчивому социальному развитию, и предложение мер по их преодолению.

В рекомендациях слушаний была отмечена высокая значимость социально-экономической деятельности, осуществляемой в трансграничных биосферных резерватах, и было предложено развивать сотрудничество, направленное на сохранение биологического и ландшафтного разнообразия на территориях, прилегающих к государственной границе Республики Беларусь и Российской Федерации.

28 июня 2019 года в г. Санкт-Петербурге Парламентское Собрание совместно с Парламентской Ассамблеей Организации Договора о коллективной безопасности (ПА ОДКБ) провело парламентские слушания «Роль парламентской дипломатии в решении актуальных вопросов международной повестки дня». Мероприятие было приурочено к Международному дню парламентаризма, ежегодно отмечаемому 30 июня, что позволило обеспечить участие депутатов и экспертов в обсуждении широкого круга вопросов использования парламентской дипломатии в противодействии современным международным вызовам и угрозам.

В парламентских слушаниях приняли участие представители парламентов Беларуси, Казахстана, России, Сербии, ряда международных организаций (Межпарламентской Ассамблеи государств – участников Содружества Независимых Государств, ПА ОДКБ, Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества), а также МИД России, ведущие политологи и члены экспертного сообщества.

По итогам обсуждений участники парламентских слушаний разработали проект рекомендаций, в которых подчеркнули особую миссию межпарламентского сотрудничества в решении актуальных вопросов мировой политики и обеспечении контроля за соблюдением норм международного права, приветствовали активное вовлечение национальных парламентов в процессы формирования позиций и принятия конкретных решений государствами и международными организациями.

Парламентское Собрание играет важную роль в формировании общего информационного пространства Беларуси и России. Активное участие союзных парламентариев в строительстве Союзного государства находит отражение на страницах печатных и электронных СМИ. Деятельность депутатского корпуса по обеспечению равных прав граждан Беларуси и России, развитию сотрудничества в сфере экономики, безопасности и экологии заслуженно привлекает внимание журналистов. Парламентское Собрание участвует во всех информационных проектах Союзного государства, а также проводит пресс-конференции, видео-мосты, брифинги и другие мероприятия для прессы на площадках ведущих информационных агентств Москвы и Минска. Каждое мероприятия Парламентского Собрания и  с участием Парламентского Собрания, каждый визит парламентской делегации в регионы имеют в своей программе пресс-мероприятия для общения депутатов с представителями СМИ. Благодаря такой работе журналисты имеют возможность получить достоверную информацию о ходе союзного строительства и объективно рассказать о нем читателям, слушателям и телезрителям.

Многолетний коллективный труд депутатов был вложен в решение задачи по налаживанию четкой работы союзных средств массовой информации, в частности, периодического издания Парламентского Собрания – газеты «Союзное вече».

В 2007 году в подтверждение приверженности таким общепринятым нормам, как транспарентность и открытость парламентской деятельности, Парламентское Собрание приступило к публикации фундаментального труда, представляющего собой многотомное издание стенографического отчета, официальных материалов и документов Парламентского Собрания за период с начала его работы по настоящее время. Выпущено в свет 15 томов издания.

Парламентское Собрание, осуществляя активную деятельность в важнейших сферах российско-белорусского сотрудничества – в области экономической политики, социальной политики, науки и культуры, борьбы с преступностью, безопасности и обороны, экологии и природопользования, является наиболее действенным звеном процесса формирования союза двух государств. Главная заслуга союзных парламентариев в том, что они заложили основы правовой системы Союзного государства. Из года в год, от первой до пятьдесят седьмой сессии они шли этим путем. Один только перечень вопросов, рассмотренных на заседаниях сессий, свидетельствует об огромной напряженной работе депутатов.

Работа Парламентского Собрания по всем направлениям деятельности ведется в тесном контакте с Постоянным Комитетом Союзного государства, министерствами и ведомствами России и Беларуси, и что особенно важно с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации и Национального собрания Республики Беларусь.

Основным итогом более чем двадцатилетней деятельности Парламентского Собрания стало то, что с момента создания Парламентское Собрание, выражая волю народов двух стран, выступило движущей силой объединительных процессов на постсоветском пространстве. И уже сегодня двадцатилетнюю деятельность белорусских и российских депутатов в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России можно назвать уникальной, а их опыт – достоянием мирового сообщества.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter