Кинокультура Союзного государства
Версия для печатиБеларусь и Россия придают большое значение сотрудничеству в сфере кино.
27 августа отмечается день российского кино. Сегодня российский кинематограф развивается в тесном сотрудничестве с белорусским. Киноиндустрии обеих стран связаны общим наследием, приумножить и развить которое сегодня стараются и Россия, и Беларусь. О направлениях, в которых развивается двустороннее сотрудничество в сфере кино, и какой вклад в мировую культуру вносит современное российское и белорусское кино - в материале «Евразия.Эксперт».
Союзный кинематограф: общее наследие и ценности
У российского и белорусского кино - общие корни советского кинематографа, и сегодня Россия и Беларусь стараются не просто это наследие сохранить, но и приумножить созданием новых совместных кинопроектов. Каждый двадцатый белорусский фильм с 1991 г. произведен в сотрудничестве с Россией.
Важным событием для отечественного кинематографа стало
соглашения о сотрудничестве между Всероссийским союзом театральных деятелей и Белорусским союзом кинематографистов, Белорусским союзом театральных деятелей.
«Это абсолютно острая необходимость, потому что мы понимаем, что кино - это мощнейший инструмент и просветительский, и воспитательный, и идеологический. Мы видим, как это воздействует на наших противников. Развивать совместно кино о традиционных ценностях, нравственных началах очень важно», - отмечал руководитель представительства Россотрудничества в Беларуси - Русского Дома в Минске Юрий Макушин.
Одним из главных направлений развития киноиндустрии Беларуси являются исторические фильмы и кинокартины, посвященные национальным героям страны, истории Великой Отечественной войны. Сохранение исторической памяти - один из приоритетов в том числе культурной политики Союзного государства, а также неотъемлемая часть российско-белорусской культурной идентичности. Объединенными усилиями киностудии двух стран сняли такие фильмы, как «Уроки фарси», «Брестская крепость», «Судьба диверсанта».
Один ярких совместных проектов недавнего времени - х/ф «Праведник» российского режиссера, автора легендарного сериала «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Это лента о подвиге партизана Николая Киселева, спасшего в годы войны жителей белорусской деревни Долгиново. Съемки ленты проходили в Беларуси, России и Израиле. Главные роли сыграли Александр Яценко, Константин Хабенский, Любовь Константинова, Федор Добронравов, Евгений Ткачук. Над картиной работал российско-белорусский художник-постановщик Алим Матвейчук, один из соавторов фильма «Брестская крепость».
Фестивальное кино и узнаваемость в мире
Участие и организация различных международных кинофестивалей, крупных киномероприятий, кинопремий - неотъемлемая часть успешного развития киноиндустрии для любой страны. Россия и Беларусь охотно участвуют в мероприятиях, организованных друг другом, представляя на суд союзной публики свои кинопроизведения и углубляя интеграцию в данной сфере.
Так, в августе 2025 г. в рамках VI Международного кинофестиваля Lendoc Film Festival в Санкт-Петербурге были
новые ленты белорусских кинематографистов. В программу вошли, в частности, документальные дилогии режиссера Александра Анисимова о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны «Сожженные деревни» и «Лагеря смерти». Кроме того, была презентована лента режиссера Юрия Тимофеева «Трест, который не лопнул», рассказывающая об истоках и развитии белорусского кинематографа.
А в 2024 г. появился новый фестиваль социально-значимого кино - , который вошел в программу XXXIII Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» в рамках Дней Союзного государства. Фестиваль отдает приоритет традиционным и духовно-нравственным ценностям в условиях открытого информационного пространства, защите моральных принципов и устоев.
Также внимание кинематографистов России и Беларуси направлено на евразийское и постсоветское пространство. Недавно в Москве была презентована по-настоящему евразийская кинопремия . Идея получила поддержку со стороны ряда стран, включая Иран, Китай, а также государств ОДКБ - Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. К участию в премии приглашены страны СНГ.
Благодаря такому сотрудничеству российско-белорусское кино становится все более известным и заметным во всем мире. Даже в условиях санкций и дистанцирования со стороны западных стран два белорусских фильма производства киностудии «Беларусьфильм»
на седьмом международном кинофестивале ECG Film Festival в Лондоне в 2025 г. Фильм «Черный замок» (реж. Кирилл Кузин) победил в номинации «Признание», а анимационный фильм «Песня Сирин» (реж. Елена Турова) завоевал приз «Лучший анимационный фильм».
Развитие союзной киноиндустрии вопреки западной «культуре отмены»
К сожалению, сегодня западные и европейские страны предпочли вынести политику в сферу мировой культуры и активно используют «культуру отмены» в отношении российского и белорусского кино. Председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей Беларуси Игорь Марзалюк
такой подход «неонацистской практикой, которая не имеет ничего общего с демократией».
Выдающийся советский, российский кинорежиссер Никита Михалков отмечает, что из-за «культуры отмены» Запад сам выглядит «обедненным и изуродованным». Большинство заслуженных деятелей культуры в недружественных странах это осознают. Например, показательно недавнее
классика американского кинематографа, режиссера Вуди Аллена и его участие в Московской международной неделе кино. Режиссер заявил, что искусство должно быть вне политики. При этом он подчеркнул, что любит российское кино. «Я смотрел русский фильм «Война и мир», который идет почти семь часов. Я посмотрел его за один день», - вспомнил Аллен. После этого он оказался внесен в базу экстремистского украинского сайта «Миротворец».
Как отмечали в «Беларусьфильме», сегодня у белорусского кинопроизводства есть возможность занять освобожденную западными студиями нишу на российском рынке киноиндустрии. К тому же, многие белорусские режиссеры, операторы, сценаристы и актеры проходят обучение в России и остаются работать в сфере российского кино.
Также Россия и Беларусь стараются уделять больше внимания взаимодействию со странами постсоветского и евразийского пространства. В частности, в августе 2025 г. в Санкт-Петербурге состоялось
руководителей киностудий России, Беларуси, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. В рамках встречи обсуждалось углубление творческого сотрудничества, а также укрепление связей в сфере кинопроизводства.
А тот же Михалков в апреле 2025 года представил Евразийскую киноакадемию. Свою идею такого проекта режиссер
уже давно, утверждая, что отечественная и евразийская киноиндустрия должна развиваться в парадигме отечественных же интересов. «Создание Евразийской киноакадемии - важное и своевременное решение, открывающее возможности для объединения киноиндустрии в множество стран. Это миллиарды зрителей и кинематографистов по всему евразийскому пространству», - подчеркнул российский актер Сергей Безруков.
Таким образом, развитие и поддержка кинематографа в Союзном государстве происходит через множество совместных кинопроектов, обмен опытом, проведение национальных и международных кинофестивалей. Активное сотрудничество в сфере киноиндустрии способствует сохранению и продвижению общей российско-белорусской культуры в мире.
