Положение о комиссиях Парламентского Собрания

Версия для печати
Утверждено Решением Совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 16 октября 2008 года № 5 (с изменениями, внесенными решениями Совета Парламентского Собрания от 9 декабря 2010 года № 5, от 3 июня 2022 года № 4-р, от 4 сентября 2023 года № 5)

Положение о комиссиях Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее – Положение) определяет вопросы ведения комиссий в соответствии с полномочиями комиссий Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее – Парламентское Собрание), предусмотренные Регламентом Парламентского Собрания (далее – Регламент Парламентского Собрания), и порядок работы комиссий.

Настоящее Положение разработано на основании статьи 14 Регламента Парламентского Собрания и  в развитие его положений.

I. Общие положения

1. Парламентское Собрание в целях выполнения функций Парламента Союзного государства образует из числа депутатов Парламентского Собрания, делегированных палатами парламентов государств – участников Союзного государства (далее – государства-участники), комиссии по вопросам ведения Парламента Союзного государства и определяет основные направления их деятельности.

Комиссии ответственны перед Парламентским Собранием и Советом Парламентского Собрания и подотчетны им.

2. Палаты парламентов государств-участников делегируют в каждую комиссию своих представителей.

В каждую комиссию входят не менее пяти депутатов Парламентского Собрания. Депутат Парламентского Собрания имеет право состоять в нескольких комиссиях.

Члены комиссий имеют равные права.

3. В своей деятельности комиссии Парламентского Собрания руководствуются конституциями государств-участников, Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года (далее – Договор), нормативными правовым актами Союзного государства, актами, принятыми ранее в рамках Сообщества России и Белоруссии и Союза Беларуси и России в части, не противоречащей Договору, законодательством государств-участников в части, не противоречащей Договору, Регламентом Парламентского Собрания, постановлениями Парламентского Собрания и решениями Совета Парламентского Собрания, а также настоящим Положением.

4. Парламентским Собранием образованы следующие комиссии:
- Комиссия Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению;
- Комиссия Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию;
- Комиссия Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму;
- Комиссия Парламентского Собрания по экономической политике;
- Комиссия Парламентского Собрания по промышленности и торговле;
- Комиссия Парламентского Собрания по аграрным вопросам;
- Комиссия Парламентского Собрания по энергетике;
- Комиссия Парламентского Собрания по транспорту;
- Комиссия Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку;
- Комиссия Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи;
- Комиссия Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды;
- Комиссия Парламентского Собрания по безопасности и обороне;
- Комиссия Парламентского Собрания по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками;
- Комиссия Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту.

5. Комиссии в Парламентском Собрании пользуются равными правами.

II. Вопросы ведения комиссий Парламентского Собрания

К вопросам ведения комиссий Парламентского Собрания относятся:

1. Комиссии Парламентского Собрания по труду, социальной политике и здравоохранению:
- трудовые отношения и занятость населения;
- общий рынок труда;
- социальная защита населения;
- здравоохранение;
- пропаганда здорового образа жизни;
- семейные правоотношения;
- демографическая политика в Союзном государстве.

2. Комиссии Парламентского Собрания по культуре, науке и образованию:
- культура;
- общее культурно-информационное пространство;
- наука;
- общее образовательное пространство.

3. Комиссии Парламентского Собрания по молодежной политике, спорту и туризму:
- молодежная политика;
- физическая культура и спорт;
- туристская деятельность.

4. Комиссии Парламентского Собрания по экономической политике:
- собственность Союзного государства и управление собственностью Союзного государства;
- единое экономическое пространство и общий рынок товаров и услуг;
- единая структурная макроэкономическая политика;
- единая таможенно-тарифная политика;
- предпринимательская и хозяйственная деятельность;
- инвестиции;
- государственный заказ и государственные закупки;
- единое научно-технологическое пространство;
- стандартизация, метрология.

41. Комиссии Парламентского Собрания по промышленности и торговле:
- единая промышленная политика;
- единая торговая политика;
- единые правила конкуренции;
- защита прав потребителей.

5. Комиссии Парламентского Собрания по аграрным вопросам:
- единая аграрная политика;
- производство и обращение сельскохозяйственной продукции;
- аквакультура (рыбохозяйственная деятельность);
- мелиорация земель, плодородие почв;
- карантин и защита растений;
- ветеринария;
- обеспечение сельского хозяйства средствами производства и материальными ресурсами;
- пищевая промышленность и перерабатывающая промышленность;
- продовольственная безопасность;
- земельные отношения (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения);
- устойчивое развитие сельских территорий.

6. Комиссии Парламентского Собрания по энергетике:
- объединенная энергетическая система;
- объединенный рынок газа;
- объединенные рынки нефти и нефтепродуктов;
- объединенный рынок электрической энергии;
- атомная энергетика;
- возобновляемые источники энергии;
- энергетическая безопасность.

61. Комиссии Парламентского Собрания по транспорту:
- объединенная транспортная система;
- воздушный транспорт;
- железнодорожный транспорт;
- морской и внутренний водный транспорт;
- автомобильный транспорт;
- транспортный контроль;
- дорожное хозяйство и дорожная деятельность.

7. Комиссии Парламентского Собрания по бюджету, налогам и финансовому рынку:
- бюджетно-финансовая политика;
- принятие и исполнение бюджета Союзного государства;
- контроль за исполнением бюджета Союзного государства;
- бюджетная классификация Союзного государства;
- источники доходов бюджета Союзного государства;
- денежно-кредитная политика, валютное регулирование;
- платежные системы;
- налоговая и ценовая политика;
- банковская деятельность;
- финансовый рынок;
- функционирование рынка ценных бумаг;
- противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма;
- бухгалтерская деятельность;
- аудиторская деятельность;
- страховая деятельность.

8. Комиссии Парламентского Собрания по информационной политике, информационным технологиям и связи:
- информационное обеспечение строительства Союзного государства;
- единое информационное пространство;
- деятельность средств массовой информации;
- защита интеллектуальной собственности в сфере средств массовой информации;
- единый рынок связи;
- информатизация, информационные технологии.

9. Комиссии Парламентского Собрания по природным ресурсам, экологии и охране окружающей среды:
- экологическая безопасность;
- мониторинг и охрана окружающей среды;
- природные ресурсы;
- рациональное природопользование;
- геодезия и картография;
- предупреждение и ликвидация последствий природных и техногенных катастроф.

10. Комиссии Парламентского Собрания по безопасности и обороне:
- безопасность Союзного государства;
- оборона Союзного государства;
- военное строительство в Союзном государстве;
- охрана границ Союзного государства;
- охрана правопорядка и прав граждан.

11. Комиссии Парламентского Собрания по международным делам, миграционной политике и связям с соотечественниками:
- внешняя политика Союзного государства и геополитика;
- ратификация международных договоров Союзного государства;
- международные отношения и международное право;
- внешнеэкономическая деятельность Союзного государства;
- межпарламентские связи;
- заявления и обращения по внешнеполитической проблематике, принимаемые от имени Парламентского Собрания;
- подготовка предложений по участию представителей Парламентского Собрания и других органов Союзного государства в международных организациях и объединениях;
- миграционная политика;
- взаимодействие с соотечественниками, проживающими за рубежом.

12. Комиссии Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту:
- государственно-правовое строительство Союзного государства;
- законодательство и законодательный процесс в Союзном государстве;
- единое правовое пространство;
- формы и методы унификации и гармонизации законодательства государств-участников и полномочия Парламентского Собрания и его органов при осуществлении этой деятельности;
- гражданство Союзного государства и права граждан Союзного государства;
- гражданские и гражданско-процессуальные отношения;
- назначение судей Суда Союзного государства;
- назначение членов Счетной палаты Союзного государства;
- Конституционный Акт Союзного государства, обеспечение процедур его рассмотрения в Парламентском Собрании;
- правовой статус депутатов Парламентского Собрания, должностных лиц иных органов Союзного государства, а также их аппаратов;
- нормативные правовые акты по вопросам деятельности Парламентского Собрания и Секретариата Парламентского Собрания, а также депутатов Парламентского Собрания и должностных лиц Секретариата Парламентского Собрания;
- государственная символика Союзного государства;
- награждение Почетной грамотой Парламентского Собрания;
- Регламент Парламентского Собрания и иные акты, определяющие порядок работы Парламентского Собрания и его органов.

III. Полномочия комиссий Парламентского Собрания

1. Комиссии Парламентского Собрания по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют нормативно-правовое регулирование путем:
- подготовки и предварительного рассмотрения законопроектов, а также других вопросов, вносимых на рассмотрение Парламентского Собрания и Совета Парламентского Собрания;
- внесения предложений по проектам программных документов Союзного государства и осуществления мониторинга их реализации;
- разработки предложений и рекомендаций по сближению национального законодательства государств-участников, в том числе по унификации и гармонизации нормативных правовых актов государств-участников;
- инициирования рассмотрения на заседаниях Совета Парламентского Собрания и сессиях Парламентского Собрания вопросов, отнесенных к ведению комиссии;
- представления докладов и содокладов на сессиях Парламентского Собрания;
- рассмотрения бюджета Союзного государства, в частности, подготовки поправок к нему;
- рассмотрения по поручению Совета Парламентского Собрания кандидатур для назначения на должности судей Суда Союзного государства, членов Счетной палаты Союзного государства и  для утверждения членов Комиссии по правам человека;
- запрашивания и рассмотрения информации Совета Министров Союзного государства, Постоянного Комитета и органов исполнительной власти государств-участников об исполнении бюджета Союзного государства, о ходе реализации действующих программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, предложений по разработке новых программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства;
- дачи заключений и предложений по соответствующим направлениям деятельности Парламентского Собрания, анализа и обобщения информации в сфере своей деятельности, проведения проблемных обсуждений;
- внесения предложений о проведении и участии в организации парламентских слушаний, конференций, семинаров, «круглых столов» и других мероприятий, проводимых Парламентским Собранием, в том числе международных;
- осуществления сотрудничества с комитетами и комиссиями палат парламентов государств-участников, взаимодействия по поручению Парламентского Собрания и Совета Парламентского Собрания с парламентами других государств, а также международными парламентскими организациями.

2. Комиссия Парламентского Собрания по законодательству и Регламенту рассматривает и согласовывает проекты распоряжений Председателя Парламентского Собрания по вопросам деятельности Парламентского Собрания и Секретариата Парламентского Собрания, а также материальнотехнического, транспортного, информационного и иного обеспечения деятельности депутатов Парламентского Собрания и должностных лиц Секретариата Парламентского Собрания за счет средств бюджета Союзного государства, выделяемых на функционирование Парламентского Собрания.

3. Комиссии Парламентского Собрания осуществляют иные полномочия, предусмотренные Регламентом Парламентского Собрания и настоящим Положением.

IV. Председатель и заместители председателя комиссии Парламентского Собрания

1. Председатель комиссии Парламентского Собрания избирается на заседании комиссии Парламентского Собрания большинством голосов от общего числа членов комиссии и утверждается решением Парламентского Собрания.

2. Председатель комиссии Парламентского Собрания:
- созывает заседания комиссии и председательствует на них;
- определяет предварительную повестку заседания комиссии, место, дату и время проведения заседания;
- организует подготовку материалов и проектов документов, рассматриваемых на заседании комиссии;
- организует и контролирует работу по выполнению решений комиссии;
- организует и контролирует выполнение комиссией решений Парламентского Собрания и Совета Парламентского Собрания;
- организует проведение правовой и лингвистической экспертизы законопроектов, проектов постановлений Парламентского Собрания и проектов решений Совета Парламентского Собрания, вносимых комиссией на рассмотрение Парламентского Собрания и Совета Парламентского Собрания, а также правовую экспертизу проектов решений комиссии, содержащих ссылки на нормативные правовые документы, либо содержащих положения, имеющие обязательный к исполнению третьими лицами характер;
- приглашает для участия в работе комиссии экспертов, представителей государственных органов и общественных объединений государств-участников, а также представителей международных парламентских организаций;
- представляет комиссию в отношениях с Парламентским Собранием и его органами, органами государственной власти государств-участников и других государств, с комитетами и комиссиями международных парламентских организаций, национальными и международными общественными объединениями;
- образует по мере необходимости из членов комиссии временные рабочие группы для подготовки вопросов к заседанию комиссии;
- информирует членов комиссии о принятых Советом Парламентского Собрания решениях;
- информирует членов комиссии о выполнении решений комиссии и рассмотрении ее рекомендаций;
- осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

3. В случае отсутствия председателя комиссии его функции выполняет заместитель председателя либо другой член комиссии по поручению председателя комиссии.

V. Заместители председателя комиссии Парламентского Собрания

1. Заместители председателя комиссии Парламентского Собрания избираются на заседании комиссии большинством голосов от общего числа членов комиссии.

2. Председатель и заместитель (заместители) председателя комиссии Парламентского Собрания не могут быть представителями парламента одного государства-участника.

3. В случае отсутствия председателя комиссии по его поручению заместитель председателя выполняет функции председателя комиссии.

VI. Заседания комиссий Парламентского Собрания

1. Комиссии Парламентского Собрания проводят свои заседания как во время сессий Парламентского Собрания, так и  в период между ними по мере необходимости.

2. Заседания комиссии Парламентского Собрания созывает председатель комиссии (в случае его отсутствия – заместитель председателя комиссии) по своей инициативе либо по поручению Председателя Парламентского Собрания или Совета Парламентского Собрания.

Место, дата, время и предварительная повестка заседания определяются председателем комиссии по согласованию с членами комиссии не позднее чем за две недели до начала заседания комиссии.

3. Заседание комиссии Парламентского Собрания правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов комиссии и присутствующие являются представителями парламентов каждого государства-участника. Председательствует на заседании председатель комиссии либо лицо, выполняющее функции председателя комиссии по его поручению.

4. Заседания комиссии Парламентского Собрания, как правило, являются открытыми, если комиссия не примет иного решения.

При принятии решения о проведении закрытого заседания комиссией определяется круг лиц, которые могут присутствовать на данном заседании.

5. В работе комиссии Парламентского Собрания с правом совещательного голоса могут принимать участие депутаты Парламентского Собрания, не входящие в состав комиссии, а также работники Секретариата, органов Союзного государства и государств-участников, ученые и специалисты, участвующие в разработке проектов законов Союзного государства, Основ законодательства Союзного государства, других документов, рассматриваемых на заседании комиссии.

6. На заседаниях комиссии могут присутствовать постоянные наблюдатели при Парламентском Собрании, представители парламентов и правительств государств-участников и других государств, международных парламентских организаций, а также представители средств массовой информации.

7. Организационное, документационное и правовое обеспечение работы комиссии возлагается на аппарат комиссии и Секретариат Парламентского Собрания.

8. Решение комиссии принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии. Принятые на заседании решения и протокол заседания комиссии подписываются председательствующим.

9. Допускается передача депутатом Парламентского Собрания своего голоса другому депутату Парламентского Собрания – члену данной комиссии в связи с отсутствием на заседании комиссии по уважительной причине. О невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине депутат Парламентского Собрания информирует председателя комиссии заблаговременно.

Заявление о передаче своего голоса другому депутату – члену данной комиссии на период отсутствия на заседании комиссии депутат Парламентского Собрания составляет на имя председателя комиссии с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос,
а также с указанием, как распорядиться голосом при голосовании по вопросам, рассматриваемым комиссией.

10. При рассмотрении вопросов, относящихся к ведению двух или нескольких комиссий, по инициативе самих комиссий либо по поручению Парламентского Собрания или Совета Парламентского Собрания могут проводиться совместные заседания комиссий.

Совместное заседание комиссий правомочно, если на нем присутствует не менее половины членов каждой комиссии, представляющих парламенты государств-участников.

Голосование проводится отдельно по комиссиям, и одна комиссия обладает одним голосом при принятии решения совместного заседания.

Решение совместного заседания комиссий считается принятым, если за него проголосовали все комиссии, участвующие в совместном заседании.

Решения и протокол совместного заседания подписывают сопредседатели совместного заседания от каждой комиссии.

11. В период между заседаниями по решению председателя комиссии комиссия вправе принимать решения методом опроса членов комиссии. В этом случае решение считается принятым, если за него высказались не менее двух третей членов комиссии.

Решение комиссии, принятое методом опроса, подписывается председателем комиссии.

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter