Международная конференция «противодействие внешним вызовам и угрозам: парламентское измерение Cоюзного государства»

21 мая 2021 года,
Москва - Минск

21 мая 2021 года в комбинированном (онлайн и офлайн) формате с подключением студий в Москве и Минске, а также в других городах, состоялась Международная конференция «Противодействие внешним вызовам и угрозам: парламентское измерение Союзного государства».

Конференция была организована во исполнение поручения руководства Парламентского Собрания, данного в ходе проведения пятьдесят девятой сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.

В работе конференции приняли участие депутаты Парламентского Собрания, члены палат парламентов Республики Беларусь и Российской Федерации, представители международных организаций, белорусских и российских министерств и ведомств, высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений двух стран, а также ведущие эксперты в области права и политологии.

Работа конференции строилась вокруг обсуждения следующих основных тем:

  • противодействие внешним вызовам и угрозам; соблюдение прав и свобод граждан в Союзном государстве и зарубежных странах;
  • избирательное законодательство и практика его применения в Республике Беларусь, Российской Федерации и зарубежных странах;
  • сохранение исторической памяти, противодействие попыткам героизации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны.

Обсуждая пути противодействия внешним вызовам и угрозам Союзному государству, участники конференции отмечали, что интеграционные процессы, инициированные Республикой Беларусь и Российской Федерацией, проходят в крайне сложной, изменчивой и агрессивной внешней среде, в которой не только действуют традиционные внешние угрозы, но и постоянно возникают новые риски и форматы давления на Беларусь и Россию в целях их максимально возможного экономического и геополитического ослабления. В последнее время наблюдаются попытки вмешательства во внутренние дела государств-участников путем поддержки оппозиционных сил и провоцирования «цветных революций» под видом отстаивания гражданских свобод и демократических ценностей. Была выражена озабоченность тем, что в современном мире наблюдается значительный рост напряженности в международных отношениях в связи со стремлением ряда стран к политическому и экономическому доминированию в мировом масштабе.

Стратегическое деструктивное воздействие на Беларусь и Россию реализуется на двух уровнях: на внешнем, где целью является уничтожение авторитета и имиджа стран, их экономических и политических позиций на международной арене, препятствование превращению Союзного государства в сильный интеграционный центр; и  на внутреннем – когда целью становится разрушение единства общества и гражданской идентичности в различных слоях общества, прежде всего среди молодежи.

Указанные процессы приводят к отказу от справедливой конкуренции и использованию политики сдерживания, выражающейся в экономических санкциях, иных формах политического, экономического и информационного давления. Такие методы противоречат принципу суверенного равенства государств, принципу невмешательства во внутренние дела.

В этих условиях требуется переход к созданию упреждающей, научно обоснованной системы противодействия внешним угрозам, что включает не только оперативную реакцию на угрозы по мере их возникновения, но и их эффективную профилактику, переход к наступательным действиям. Важным условием формирования и реализации подобной стратегии совместных действий является постоянное совершенствование правовой среды – законодательного обеспечения национальной безопасности и защиты суверенитета.

С учетом современного состояния внешних угроз и анализа практик обеспечения национальной безопасности в ведущих странах мира участники конференции считают целесообразным рекомендовать:

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

  1. Рассмотреть вопрос о вмешательстве во внутренние дела Республики Беларусь и Российской Федерации и принять заявление, в котором содержались бы:

осуждение политики вмешательства;

предложение о целесообразности формирования в рамках Союзного государства и продвижения на международной арене единой позиции по вопросам внешнего вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь и Российской Федерации;

призыв к укреплению экономической, социальной и политической интеграции в форматах Союзного государства, Евразийского экономического союза, Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств, что будет способствовать укреплению позиции в вопросах противостояния внешним вызовам и угрозам.

  1. В своей деятельности руководствоваться тем, что одной из ключевых задач права в сфере интеграционных процессов является обеспечение гармонизации национального законодательства государств – участников Союзного государства, для чего необходимо в первую очередь укрепить межгосударственное взаимодействие, основанное на отлаженном механизме взаимодействия органов интеграционных объединений и национальных органов государств-участников.
  2. С данной целью в рамках Союзного государства было бы целесообразным проведение на постоянной основе конференций по выработке стратегии, направленной на гармонизацию правовых систем двух государств, с привлечением экспертов по всем направлениям обеспечения национальной безопасности.

Постоянному Комитету Союзного государства:

В развитие положений постановления Высшего Государственного Совета Союзного государства от 22 апреля 2005 г. № 8 «О Полномочиях Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Комитета государственной безопасности Республики Беларусь по решению задач обеспечения безопасности Союзного государства» разработать и отразить в документах Союзного государства нормативно-правовое обеспечение механизмов совместных действий по другим направлениям обеспечения безопасности Союзного государства (прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз, экономическая безопасность, создание необходимых социально-экономических условий для повышения качества жизни населения и так далее).

Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук – в рамках исследований системы национальной безопасности инициировать проведение фундаментальных научных исследований в области методологии, философии безопасности и диалектического метода познания и анализа глобальных проблем и их влияния на национальную безопасность государства.

В ходе конференции состоялось активное обсуждение вопросов избирательного законодательства и практики его применения в Республике Беларусь, Российской Федерации и зарубежных странах.

Было подчеркнуто, что налицо активное вмешательство иностранных государств в избирательный процесс в государствах – участниках Союзного государства, проявляющееся в навязывании своих представлений о том, какие выборы следует считать демократическими, а также в применении политики двойных стандартов при оценке проведения выборов и подведения их итогов. Подобное вмешательство во внутренние дела Беларуси и России является несомненным посягательством на государственный суверенитет Республики Беларусь и Российской Федерации, угрозой их национальной безопасности.

Был проанализирован зарубежный опыт проведения голосования
по почте. Проведенный анализ показал, что данный метод голосования является непрозрачным, практика его применения вызывает неоднозначные оценки.

Использование информационных систем электронного голосования было признано актуальным и целесообразным, особенно в связи с необходимостью социального дистанцирования в целях предупреждения заражения коронавирусной инфекцией. Внедрение в практику избирательной кампании данных технологий целесообразно проводить параллельно
с совершенствованием механизма обеспечения прозрачности функционирования таких систем, их надежности и тайны голосования.

Участники конференции отметили, что в Беларуси и России была проведена эффективная работа по совершенствованию избирательного законодательства, что позволило гарантировать:

стабильность избирательного законодательства как одного из важнейших элементов выборов, предоставляющего всем участникам избирательного процесса право полноценно принимать в них участие;

равенство избирательных прав, выражающееся не только в возможности каждого гражданина проголосовать, но и  в равенстве возможностей кандидатов на выборные должности, в том числе в части финансирования и доступа к средствам массовой информации;

создание прозрачной системы финансирования избирательных кампаний, позволившей избежать злоупотреблений в данной сфере, в том числе вмешательства иностранных государств и организаций в выборы путем финансирования лояльных к ним кандидатов;

прозрачность избирательного процесса, обеспечиваемую в первую очередь детально регламентированным институтом наблюдения (национального и международного) на выборах всех уровней.

С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции считают возможным рекомендовать:

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

активно продолжить и расширить позитивную практику наблюдения за выборами в государствах – участниках Союзного государства;

при проведении наблюдения особое внимание уделять вопросам, на которые обращают особое внимание наблюдатели от ряда международных организаций, с целью доведения до общественности объективной информации, отражающей фактическое состояния дел по данным направлениям;

инициировать внесение Национальным собранием Республики Беларусь и Федеральным Собранием Российской Федерации изменений в законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации, предусматривающих возможность реализации активного избирательного права гражданам, находящимся или пребывающим в день голосования за пределами территории государства, посредством дистанционного электронного голосования.

Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

повысить эффективность взаимодействия с Парламентским Собранием Союза Беларуси и России путем организации обучения лиц, которые будут участвовать в качестве наблюдателей. Это позволит обеспечить повышение эффективности наблюдения и сфокусировать внимание наблюдателей на наиболее важных аспектах проведения выборов;

расширить практику использования показавших свою эффективность информационных систем электронного голосования. Принять стандарты электронного голосования, содержащие правовые и технические требования к его проведению.

Обсудив вопросы сохранения исторической памяти, противодействия попыткам героизации нацизма и пересмотра итогов Великой Отечественной войны, участники конференции констатировали, что в последние годы в ряде зарубежных стран участились случаи ревизии итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн, выражающиеся в искажении исторических фактов и нивелировании роли советского народа в Победе над нацизмом.

На современном этапе к числу основных направлений фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн следует отнести:

  1. Утверждение о равной ответственности СССР и Германии
    за развязывание Второй мировой войны.
  2. Принижение решающей роли Советского Союза, его граждан
    и вооруженных сил в разгроме нацистской Германии и ее сателлитов.
  3. Отрицание освободительной миссии вооруженных сил СССР (Красной Армии, Военно-морского флота и других формирований).
  4. Героизация коллаборационистских формирований из числа украинских националистов, Русской освободительной армии, националистов прибалтийских республик и оправдание их деятельности.

При этом имеют место факты как целенаправленного и заранее спланированного распространения недостоверной или фальсифицированной информации, так и подобные действия, вызванные незнанием истории. Проблема усугубляется тем, что представители подрастающего поколения не всегда осознают, что такое историческая память, а фактам искажения исторических событий не придается должного значения в силу того, что подобного рода исторический опыт не пережит ими лично или членами их семей. Зачастую в сознании молодых людей незнание памятных и иных важных для истории страны дат или допущение ошибок при распространении информации об исторических фактах не воспринимается негативно.

Прозвучавшие в ходе конференции выступления содержали анализ причин искажения исторических фактов и мер по противодействию их распространению, а также роли органов государственной власти всех уровней, общественных организаций и средств массовой информации в формировании в обществе нетерпимого отношения к искажению исторических фактов.

В связи с этим участники конференции рекомендуют:

Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России:

  1. Предусмотреть включение в раздел проекта Концепции безопасности Союзного государства, посвященный обеспечению информационной безопасности, положений, указывающих на необходимость твердо противодействовать любым попыткам фальсификации истории (включая пересмотр итогов Второй мировой и Великой Отечественной войн) и использования ее в целях нагнетания конфронтации и реваншизма в мировой политике.
  2. Рассмотреть возможность проведения на регулярной основе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление общей исторической памяти народов Беларуси и России, в том числе – в форме научно-практических конференций и заседаний постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства.
  3. Предпринять меры, направленные на формирование единых подходов
    в преподавании истории в образовательных учреждениях Беларуси и России.

Молодежной палате при Парламентском Собрании Союза Беларуси
и России:

  1. В целях формирования и углубления мировоззрений о жизненной важности сохранения и защиты исторической памяти вести работу по совершенствованию механизмов патриотического воспитания молодежи, по формированию у молодежи гражданской идентичности. Безусловной составляющей такой работы должно быть использование современных информационно-телекоммуникационных средств и технологий, учитывающих модернизацию форм и способов получения, хранения и распространения информации, а также психологические особенности восприятия информации молодежной аудиторией.
  2. Инициировать создание специальных проектов, посвященных вопросам сохранения исторической памяти и патриотическому воспитанию молодежи, развитию культуры обращения с историческим материалом, в том числе с обсуждением кейсов (учебных курсов) по выявлению (распознаванию) ложной информации о Великой Отечественной войне, других знаковых исторических событиях наших стран и их участниках, и противодействию их распространению.
  3. Активизировать поисково-исследовательскую, туристско-краеведческую и экскурсионную деятельность среди молодежи Союзного государства, проведение военно-патриотической работы с подрастающим поколением в образовательных учреждениях, летних оздоровительных лагерях, на молодежных форумах и так далее.

Телерадиовещательной организации Союзного государства:

  1. Разработать комплекс мер, направленных на увеличение объема теле- и радиовещания и доли теле- и радиопередач, направленных на сохранение исторической памяти о героическом Подвиге и Победе советского народа в Великой Отечественной войне, патриотическое воспитание молодежи.
  2. Для распространения на телевизионном канале «БелРос», белорусских и российских телеканалах, в сети Интернет разработать (с привлечением ведущих белорусских и российских ученых-историков и представителей общественных организаций) цикл телепередач, направленных на развитие интереса к отечественной истории, сохранение исторической правды и противодействие наиболее существенным попыткам фальсификации истории Второй мировой и Великой Отечественной войн.

Министерству образования Республики Беларусь, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству просвещения Российской Федерации:

  1. Рассмотреть возможность разработки специальных программ, направленных на повышение уровня исторической грамотности молодого поколения, и их реализации на базе летних школьных исторических лагерей и школ для молодых историков, студентов гуманитарных образовательных организаций как из Беларуси и России, так и  из государств СНГ и иных иностранных государств.
  2. Уделять больше внимания:

совершенствованию правового обеспечения реализации государственной политики в области сохранения исторической памяти, противодействия героизации нацизма;

пропаганде достоверного исторического знания и разъяснению недостоверности наиболее популярных мифов о Великой Отечественной войне и других знаковых исторических событиях наших стран;

консолидации научных сообществ России и стран СНГ, население и территории которых в наибольшей степени пострадали от агрессии в годы войны.

Министерству культуры Республики Беларусь и Министерству культуры Российской Федерации:

  1. Создать и развивать электронные ресурсы, позволяющие в онлайн-режиме в формате 3D посещать белорусские и российские музеи Великой Отечественной войны.
  2. Активно привлекать к научным мероприятиям военно-исторической направленности представителей ближнего и дальнего зарубежья в целях популяризации российской точки зрения на ключевые проблемы военной истории.
  3. Уделять внимание необходимости формирования у граждан наших стран высокого патриотического и гражданского сознания на основе общности исторических ценностей народов Беларуси и России

Министерству обороны Республики Беларусь и Министерству обороны Российской Федерации:

  1. Продолжить активную работу по связи с поисковыми отрядами Беларуси и России в целях увековечения памяти защитников Отечества, донесения до широких слоев населения информации о малоизвестных подвигах наших воинов, местах их гибели и захоронения, выявления и популяризации тех исторических мест в наших странах, где возможно установление памятников, посвященных героизму Советских солдат, партизан и мирных жителей.
  2. Организовать творческий конкурс на лучшее знание героического военного прошлого народов Беларуси и России среди воспитанников суворовских и Нахимовского военно-морского училищ, кадетских корпусов.

Национальному архиву Республики Беларусь и Федеральному государственному казенному учреждению «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» продолжить публикацию в открытом доступе архивных документов периода Второй мировой и Великой Отечественной войн, мало известных широкой общественности, что лишит ревизионистов возможности произвольно трактовать их в своих интересах, тем самым искажать и фальсифицировать отечественную военную историю.

Участники конференции подтвердили приверженность курсу на упрочение демократических основ нашего общества, устойчивое и безопасное развитие Союзного государства, защиту интересов личности, общества и государства. Была выражена твердая убежденность в том, что противодействие внешним вызовам и угрозам, и прежде всего иностранному вмешательству во внутренние дела Республики Беларусь и Российской Федерации, есть непременное условие обеспечения национальной безопасности и защиты государственного суверенитета наших стран.