Минск Санкт-Петербург: как развивается сотрудничество

Версия для печати

Сотрудничество с российскими регионами сегодня - это укрепление технологического суверенитета и импортонезависимости. Побережье Финского залива и устье Невы - Санкт-Петербург - город белорусской техники: от автобусов и троллейбусов до коммунальных машин. Только за прошлый год большой автопарк пополнился почти на 3 тысячи белорусских агрегатов. И сегодня уже обсуждается новая линейка оборудования, комплектующих, да  и покупка электробусов и трамваев. Мы открываем в городе на Неве генконсульство вместо отделения посольства, тем самым подтверждая готовность работать активно и  с прицелом на завтра.

На неделе в Минске с рабочим визитом ждут губернатора Санкт-Петербурга и подписания новых соглашений. Эксклюзивное интервью с Александром Бегловым смотрите на "Беларусь 1" в четверг после "Панорамы". А в преддверии наша съемочная группа съездила на северо-запад России и поговорила с теми, кто на деле знает, кооперация - это выгодно.

Белорусский "Кировец" - настоящий пример белорусско-российской кооперации. Огромные шины и не только поставляют из Беларуси. Всего мы насчитали примерно 40 деталей от карданного вала, кондиционера до мелких деталей. Но больше всего гордятся нашими решениями по стеклянной кабине. Пытались многие, получилось у белорусов.

Начальник главного логистического центра АО "Петербургский тракторный завод" Игорь Ходак говорит, что когда стекла прямые и есть стойки, то многое не попадает в поле зрение водителя и неудобно работать. С изогнутыми стеклами замечательный обзор.

Сотрудничеству уже не один десяток лет. И оно после перекрытия поставок комплектующих извне не остановило конвейеры на тракторном заводе Санкт-Петербурга. На рынке Союзного государства двум тракторным гигантам не тесно. Если МТЗ это больше компактные машины, то "Кировцы" - сплошь тяжеловесы.

Александр Серебряков, директор АО "Петербургский тракторный завод": Многие белорусские предприятия, которые сегодня поставляют для нас, тоже берут сырье или ряд элементов, компонентов с российских заводов. Поэтому это сложный технологический процесс взаимной кооперации, который надо обязательно сохранять, укреплять и развивать. Только так мы добьемся жестких, четких, уверенных позиций в области технологического суверенитета.

Год назад два тракторные из Минска и Питера, а также Гомсельмаш учредили Союз промышленников, для того, чтобы сегодня создавать то, что нужно будет завтра. Тем более интерес друг к другу колоссальный, который подпитывают и теплые человеческие отношения, и бизнес расчет. Торговля бьет рекорды. За прошлый год мы продали товаров на полтора миллиарда долларов. Это наполовину больше, чем годом ранее.

Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга:

Мы развиваем сотрудничество по всем намеченным направлениям, выполняем поручение наших президентов. Кроме роста поставок продовольствия, Петербург увеличил закупки техники. Я могу назвать цифры. Петербург приобрел за прошлый год 2 800 единиц у белорусских производителей, большой объем. И Петербург заинтересован в размещении ремонтно-восстановительных производств для закупленной белорусской техники. Потому что сейчас покупаем много техники, и чтобы сервисное обслуживание было, чтобы это уже была такая постоянная работа, чтобы не искали других поставщиков, а уже работали непосредственно с нашими товарищами. Прежде всего, хотел бы отметить, что, конечно, очень хорошие поставки по тракторам и навесному оборудованию, и не просто сервисные центры с поставкой белорусских запчастей, а, хочу подчеркнуть, полноценные локализованные производства. И общая задача - укрепить технологический суверенитет как России, так и Республики Беларусь.

Вообще многие новинки своей техники мы тестируем на улицах Санкт-Петербурга в изменчивом климате, а после, если нужно, учитывают пожелания и дорабатывают. Сейчас здесь все больше становится наших низкопольных автобусов, даже есть целый монопарк МАЗов и троллейбусов с автономным ходом. В планах - электробусы. А вот эти компактные тракторы отлично вписались в питерские дворы. Что-то из навесного оборудования еще дорабатывают.

Дмитрий Крутой, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России:

Вы предложили нашим производителям уже под специфику Санкт-Петербурга в первом случае - импортозаместить австрийскую модель погрузчика, а  во втором случае - вообще разработать дизайн нового трактора. В рамках Вашего визита, может, какую-то инсайдерскую информацию раскрываю, но во время визита на МТЗ они вам такую модель "Ленинградец" уже представят.

Новые проекты готовятся и  в фарминдустрии. Долгосрочное сотрудничество с компанией "Биокад" подписано в прошлом году во время визита делегации белорусского правительства. И она уже в деле. К нам поставляют ряд современных лекарств, проводятся клинические исследования.

Дмитрий Сивокоз, гендиректор биотехнологической компании "BIOCAD":

На данный момент на территории Республики Беларусь зарегистрировано уже 11 препаратов. Они закупаются в рамках государственных контрактов между нашей компанией и правительством, и соответственно, Республикой Беларусь. Это такие самые востребованные, самые необходимые препараты для пациентов с онкологическими заболеваниями, аутоиммунными заболеваниями, также в рамках реализации этой программы разрабатывается программа по борьбе с меланомой.

А Питер готов локализовать у себя производство 13 наших непатентованных наименований лекарств, которых в России попросту нет. Свободные ниши есть и  на рынке продуктов, хотя, казалось бы, столько поставок. Но спрос уж точно не падает. Стоит подумать и  про открытие первого ресторана белорусской кухни.

Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга:

Петербург стал главным проводником белорусских продуктов в России. По итогам первого бизнес-форума Беларусь - Санкт-Петербург в 2022 году были достигнуты договоренности о четырехкратным увеличении поставок продовольствия - это до 5 млрд руб. Сейчас, как уже сказал, подписано контрактов по поставкам продовольствия в объеме боли 14,5 млрд руб. Это большая сумма. За два года рост почти в 10 раз.

Беларусь и Санкт-Петербург вместе продвигают и передовые инженерные школы, да  и вместе занимаются разработками, начиная с университета. В электротехническом учатся 400 студентов из Беларуси. В топе большого интереса IT специальность и приборостроение. И здесь важно, чтобы теория не отставала от практики, а лучше шла в ногу.

Сергей Галунин, проректор по учебной работе СпбГЭТУ "ЛЭТИ":

Стараемся всем нашим студентам предоставить реальные места практики на предприятиях, если не на предприятии, то в наших лабораториях в университете, дать им все знания, которые пригодятся в дальнейшей их работе.

С гомельским госуниверситетом совместно исследуют и сверхвысокочастотные устройства, которые используются в телекоммуникациях и электроэнергетике. И не только это. Планов-то развития двусторонних отношений куда больше. И не только учебных.

Александр Беглов, губернатор Санкт-Петербурга:

19 - 25 апреля состоятся Дни Санкт-Петербурга в Минске. Мы готовим большую делегацию и, безусловно, конечно, подпишем ряд дополнительных соглашений на уровне комитетов, министерств. Сейчас готовится большая хорошая программа. Поэтому я уверен, что это придаст еще новый импульс для развития наших двухсторонних взаимоотношений.

Губернатор уверен, набирать обороты будет и туризм, причем в двустороннем направлении. Тем более расстояние здесь точно не преграда. Семь сотен километров - это всего лишь час полета.