Мнение: единая символика Союзного государства крепче сплотит народы Беларуси и России

Версия для печати
Источник: ИА «Минск-Новости»
25.09.2023

Как обстоят дела с белорусско-российской интеграцией, насколько далеко мы зашли в реализации Союзного Договора, и какой из фундаментальных вопросов сотрудничества мы можем решить прямо сейчас, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Процессы интеграции внутри Союзного государства Беларуси и России с каждым месяцем приобретают все большее значение для экономик двух стран. Открываются новые совместные предприятия, заключаются контракты, договоры о сотрудничестве, растет связанность производственных цепочек.

Не отстает и гуманитарное измерение: проводятся десятки онлайн и оффлайн мероприятий, участники которых создают актуальные смыслы для нашего Союза, несут их в массы. Весомую роль в восприятии интеграции занимают совместные проекты городов-побратимов, и, что важно, таких контактов становится больше.

В сентябре Минск и Сочи стали побратимами – это крепкий фундамент для будущего взаимодействия. У нас уже выработалась определенная стратегия по развитию отношений между городами. Они обязательно становятся ближе, потому что открываются прямые авиарейсы, разрабатываются туристические программы. Так все видят, что у нас действительно есть очень близкие люди, и совсем рядом. Параллельно развиваются экономические проекты, строятся филиалы и сервисные центры наших заводов-гигантов, идет кооперация по производству составляющих для самого разного продукта, а иногда, строятся целые индустриальные парки, как в Ульяновске.

Все названное в совокупности составляет реальный, осязаемый фундамент Союзной интеграции. Но у нас есть еще один, юридический, в большей степени теоретический, фундамент – Договор о создании Союзного государства Беларуси и России. В далеком 1999 году Договором было определено пять органов власти Союзного государства: Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Счетная палата и Суд. Прошло более 20 лет, и сегодня у нас есть Высший государственный Совет и Совет министров.

Также есть Парламентское Собрание союза Беларуси и России, работа которого основывается на 70 статье Договора. Она гласит, что до выборов в Палату Представителей Парламента Союзного государства Парламентское Собрание выполняет функции этого самого Парламента. Счетная палата и Суд вовсе не были созданы, здесь интеграция, как говорится, застыла.

Чем должен заниматься Парламент? В первую очередь, принимать союзные законы и бюджет. А также ратифицировать международные договоры, заключаемые от имени Союзного государства, назначать судей Суда и членов Счетной палаты. И самое интересное – рассматривать предложения по вопросам присоединения к государству третьих стран. Тема актуальная. В Иране, например, очень интересуются нашей интеграцией.

Уверен, мы еще придем к созданию парламента, обязательно будет у нас и общий суд, но это все-таки дела будущего. В настоящем большинство задач решают Высший Госсовет и Совмин. Совет министров разрабатывает общие направления союзной политики и обеспечивает развитие единого экономического пространства, отвечает за проведение единой финансовой, налоговой, кредитной, денежной, валютной, ценовой и торговой политик, координирует процесс унификации законодательства.

Высший совет же решает важнейшие вопросы и утверждает международные договоры. Также этот орган, во главе которого поочередно становятся президенты Беларуси и Росси, должен утвердить государственную символику Союзного государства.

Мы не можем сейчас сказать, что мы готовы полностью создать все государственные органы по Договору, как я уже отмечал, это дела будущего. У нас уже есть реальный фундамент интеграции в экономике и гуманитарной сфере, но у нас до сих пор нет той самой символики Союза. На самом деле – это большая проблема.

Символика лежит в основе каждого государства, каждого интеграционного образования, она объединяет, создает единый образ того, чему принадлежит. Наша интеграция проходит под флагами государств, она выражается в реальном единстве, в делах, а не словах. Но, когда человек смотрит на наш Союз, он не видит символа, который бы четко идентифицировал все наши достижения.

Наш человек все еще видит два флага, две отдельных страны, и это символически проигрывает тому же образу «единого» Евросоюза с их звездами на синем фоне. Во многом, потому что у нас нет символики, нашим противникам все эти годы удавалось заинтересовать наших людей, увести их от наших ценностей.

Нам нужно не торопиться в будущее, а заниматься реальным делом – нашей символикой. Известно, что в течение 2023 г. Постоянным комитетом и Парламентским Собранием ведется разработка проекта символики, основанного на нашей общей истории. Вопросом занимаются, несомненно, но результаты этой работы представляются пока только в закрытом режиме первым лицам. Нам остается ждать вынесения проекта на общественные обсуждения.

Популярным шагом было бы объявить всеобщий конкурс на проект символики Союзного государства – у нас очень много талантливых людей, которые, несомненно, внесли бы хорошие идеи, представили свое видение общих символов. И выбирать, какие именно символы принять, мы тоже должны все вместе – это намного крепче сплотит наши народы.