Моторы интеграции: о сотрудничестве Беларуси и Ярославской области
Версия для печатиМоторы интеграции
Беларусь и Ярославская область до конца года намерены выйти на взаимный товарооборот в 0,5 миллиарда долларов
Ярославская область для Беларуси - партнер из числа тех регионов России, которые в последнее время особенно активно наращивают сотрудничество. Годами взаимный товарооборот колебался в районе 200 - 300 миллионов долларов. Цифры вроде и небольшие, но смогли закрепить область в топ-25 российских партнеров нашей страны. Тем не менее уже в 2021 м был зафиксирован рост общей торговли на 18 процентов, а белорусские поставки увеличились в полтора раза. За прошлый отчетный период стороны прибавили еще 13 процентов, а к концу нынешнего года намерены достичь психологической цифры в полмиллиарда долларов в совместной торговле. Предпосылки к этому есть: за первый квартал 2023 го стороны наторговали уже на 100 миллионов и заметны тенденции к росту товарообмена.
Карты в дорогу
2022 год для Беларуси в контексте сотрудничества с Ярославской областью стал во многом знаковым. И дело не столько в росте торговли, сколько в ее сбалансированности. Если еще несколько лет назад торговое сальдо было значительно в пользу российского региона, то по итогам 2022 го стороны начали приближаться к паритету. Основа взаимодействия - мощная промышленная повестка: базу экспорта из Ярославля в нашу страну составляют двигатели и иные комплектующие для машиностроительных предприятий. Из Беларуси на берега Волги идут в основном машины: автобусы, агротехника, комбайны. Ну и, по умолчанию, продовольствие. Сейчас в регионе 18 магазинов, специализирующихся на белорусских продуктах, еще три должны открыться в нынешнем году. В целом за 2022 год белорусский экспорт в Ярославль вырос на 55 процентов. Что-то похожее ожидают и в 2023 м: уже в первом квартале предприятия Минпрома отгрузили товаров с ростом к прошлогоднему показателю в те же полтора раза.
В будущем стороны рассчитывают и на дальнейший рост взаимодействия. На выставке «Иннопром» в Екатеринбурге Беларусь и Ярославская область подписали дорожную карту об активизации партнерских отношений. Ее отличие от стандартных рамочных документов заключается в том, что в новом соглашении прописаны конкретные мероприятия по развитию сотрудничества в сферах промышленности, агропромышленного комплекса и потребительского рынка, транспорта, туризма и межмуниципального взаимодействия.
Белорусские предприятия подготовят дорожную карту сотрудничества с Ярославским моторным заводом.
Фото Романа Щербенкова.
Амбициозные планы
В ходе встречи посла Беларуси в России Дмитрия Крутого с губернатором Ярославской области Михаилом Евраевым были озвучены и некоторые новые подробности взаимодействия. В частности, стороны выходят на торговлю новыми группами товаров. В упомянутой дорожной карте нашли отражение перспективные поставки в регион белорусских алкоголя, стройматериалов и продукции легкой промышленности. Приличный рост показывает агропромышленный сектор (в частности рыбоводство), у сторон есть желание выработать совместную программу по развитию селекции.
- По аграрному блоку мы договорились: сделаем даже отдельную подпрограмму в рамках нашей рабочей группы сотрудничества с Ярославской областью, и коллеги более предметно определятся по конкретным проектам. Потому что торговля растет, но нужны проекты. Молочно-товарные комплексы, возможно, птицеводство. Область делает ставку на животноводческую сферу, но под нее требуется и кормовая база. Поэтому по аграрному блоку необходима более комплексная программа совместной деятельности, - рассказал Дмитрий Крутой.
Ярославские предприятия нацелены на экспорт в Беларусь своей тепличной продукции, спортивного питания, алкогольных товаров и меда. Есть и несколько неожиданных позиций: тутаевская фабрика готова прийти на белорусский рынок со своим мороженым.
Посол Беларуси и губернатор Ярославщины договорились концепцию сотрудничества сместить в сторону наглядности: на базе представительства российского региона в Москве провести серьезную бизнес-сессию с участием крупнейших экспортеров с обеих сторон. Понятно, что доминировать на ней будут традиционные партнеры - крупные игроки из сферы машиностроения, нефтехимии и, в соответствии с новыми тенденциями, легкой промышленности. Как минимум не потеряют актуальности деревообработка, пищевая отрасль, целлюлозно-бумажная продукция. К примеру, уже в первом полугодии 2023 го предприятия концерна «Беллесбумпром» нарастили экспорт в регион России практически в 2,2 раза по сравнению с январем - июнем прошлого года. Активнее всего в Ярославскую область поставлялись целлюлоза, канифоль и смоляные кислоты, а также их производные, тара, бумага и картон.
- У нас очень широкая повестка отношений, - констатировал Дмитрий Крутой по итогам встречи в правительстве области. - Безусловно, сердце - это промышленность.
Мы очень много уделили внимания промышленным предприятиям, кооперации, торговле, импортозамещению, будущим поставкам, торговым домам, мультибрендовым центрам. Но и другие отрасли обладают огромным потенциалом: легкая промышленность - трикотажные, швейные предприятия, здесь рост за последние полтора года в два раза.
В программе ярославского визита посла Беларуси в России было посещение Дома-музея Максима Богдановича.
Также это нефтехимия, учитывая потенциал Ярославской области: от шин, полиэтилена, красок, лаков до самых различных волокон.
В последние месяцы на рынке Ярославской области открываются и другие ниши: в регионе драйверами роста, помимо традиционной промышленности, становятся жилье и дорожное строительство. Все это в комплексе представляет тот резерв, на который могут ориентироваться белорусские отраслевые предприятия. На берегах Волги от сотрудничества не отказываются: на встрече с министром промышленности Беларуси Александром Рогожником в июне губернатор Михаил Евраев поддержал амбициозные планы увеличить объемы взаимной торговли вдвое. И в качестве главных точек роста определены производство и взаимные поставки технологичной продукции.
Двигатель сотрудничества
Отрадно, что значительная часть сотрудничества Беларуси с Ярославской областью лежит в сфере высокотехнологичных производств. Впрочем, это факт исторический. Еще в послевоенное время производство двухосных грузовиков, налаженное в Ярославле, передали в Минск. В том числе и из этой производственной линии впоследствии вырос современный завод МАЗ, а ярославское предприятие изменило специфику на производство двигателей и было определено в качестве компонентной базы для минского автомобильного завода. С тех пор производственная кооперация между двумя городами не прекращалась, хотя, конечно, теряла в объемах в постсоветские времена. На сегодня Ярославский моторный - ключевой торговый партнер нашей страны в российском регионе. За последние два года сотрудничество прилично приросло: ярославцы традиционно поставляют свои двигатели для МАЗа, МТЗ, «Гомсельмаша» и МЗКТ, постепенно замещая продукцию европейских производителей, покинувших белорусский рынок. Сам ярославский завод, хотя и работает в условиях санкций, смог провести серьезную работу по импортозамещению. Предприятие находит альтернативу в России, Азии и Турции. Сейчас стоит вопрос о налаживании взаимодействия в части поставок из Беларуси компонентной базы для ярославских моторов.
- Это и наш минский подшипниковый завод, борисовский «БАТЭ» и другие поставщики. Конечно, хотелось бы, чтобы номенклатура поставляемых белорусских компонентов расширялась, российское предприятие не против.
Мы договорились в ближайшие несколько месяцев составить дорожную карту, посмотреть по каждому изделию, где есть еще компетенции у нас, где при необходимости нужно докупить оборудование и перенастроить производственные линии, чтобы стать поставщиком на их конвейер. В рамках той кооперационной биржи, которая будет у нас в Москве с Ярославской областью, вот такая компонентная история должна стать одной из ключевых. И в рамках будущего визита губернатора Ярославской области в Беларусь мы должны показать нашему Президенту нормальную программу совместной кооперации, как, допустим, у нас есть по заводу группы «ГАЗ» в Нижнем Новгороде, - отметил Дмитрий Крутой.
Сейчас ярославское предприятие серьезно нарастило производство: спроектированное под объем выпуска до 90 тысяч моторов ежегодно, оно выдавало всего 20 - 25 тысяч единиц продукции, однако уже в нынешнем году готово отгрузить потребителям до 50 тысяч двигателей. Поэтому вопрос компонентной базы для ярославских промышленников весьма актуальный.
При этом посол отметил весьма позитивную тенденцию: на российский рынок поставляет свои двигатели и Минский моторный завод.
Партнерам удалось найти взаимопонимание и не конкурировать изделиями одной линейки, дополняя друг друга. Тем более что тенденция обнадеживающая: ниша на рынке освободилась серьезная, важно ее оперативно занять.
Торговать по науке
Сами потребители ярославских моторов - белорусские тракторы, комбайны и грузовики - чувствуют себя довольно уверенно на ярославском рынке. Недавно в регионе завершили выполнение контракта на поставку белорусских дизельных автобусов большой и средней вместимости - 163 единицы техники пришло на Ярославщину. Эта тема в принципе актуальна для ярославцев: в области стартовала программа замены устаревшего пассажирского транспорта. 670 автобусов заменили на новые только в этом году, около 120 из вновь закупленных - белорусского производства. При этом полностью завершили работу по переоснащению только в областном центре и Ярославском районе, остальные регионы области еще только ждут новый транспорт. У белорусских производителей есть возможность для участия в тендерах.
Это же касается и электротранспорта, к нему на Волге особый интерес, здесь также свободная ниша для машин из Беларуси. Собственно, это - общероссийская тенденция. Министерство транспорта России уже озвучило интерес к участию Беларуси в реализации федеральной программы обновления парка общественного транспорта. Это следствие прошедшего на днях заседания президиума Госсовета России, на котором Президент Владимир Путин поручил правительству сконцентрироваться на теме обновления общественного транспорта во всех регионах.
В связи с уходом с рынка России поставщиков аграрной техники хорошие перспективы увидел дилер «Гомсельмаша». В качестве одного из резервов видятся, например, малогабаритные комбайны: в области много фермеров, среди которых востребована именно такая продукция. Во-вторых, это косилки. После ухода с рынка канадского производителя данная ниша свободна. И «Гомсельмаш», надо отметить, ей уже пользуется: востребованный агрегат спроектирован и прошел полевые испытания, сейчас дилеры ждут, когда он пойдет в серию и станет на конвейер. Это значительно усилит позиции белорусской техники на всем северо-западе России. Управляющий Торговым домом «Гомсельмаш Северо-Запад» Сергей Нестеров видит в этом возможность для белорусского предприятия занять до половины рынка всего региона.
- Особенно за прошлый год мы ощутили увеличение спроса в связи с тем, что многие европейские компании ушли с рынка. Но в целом он всегда присутствовал в этом регионе: около 25 - 30 процентов всей зерноуборочной техники, кормоуборочных комбайнов - общая доля рынка «Гомсельмаша». 50 процентов рынка области забрать реалистично. Мы знаем качество комбайна, оно хорошее. С учетом нашего сервиса все ремонтируется, все работает. Если такая техника будет на конвейере, то все реально, - считает дилер.
При этом продавцы белорусской аграрной техники указывают на наметившийся тренд в АПК Ярославщины. Область начинает прирастать в производстве сельхозпродукции. Одна из приоритетных ставок сделана на возведение птичников. По этой причине увеличивается производство зерна. Соответственно, несложно спрогнозировать рост запросов на весь шлейф белорусских машин и механизмов - от вспашки до уборки и обмолота.
Интересный разговор с продавцами белорусских машин состоялся у посла Дмитрия Крутого. Дипломат интересовался не столько показателями продаж, сколько недостатками и проблемными моментами во взаимодействии с головными предприятиями. Претензий у дилеров к производителю не сказать чтобы много, но вопросы есть. Они в большинстве своем частного характера: один производитель установил срок поставки машины несколько месяцев, другой отправляет запасные части в кузове «навалом», приходится тратить время на сортировку деталей - что к какой модели. Это, конечно, не самые существенные проблемы, хотя и нельзя сказать, что такие вещи не важны. Главный вопрос, беспокоящий покупателей в регионах, - не до конца выстроенная модель логистических и продажных сетей в целом, создание доступных для покупателя техники сервисных центров.
- Дилерская сеть - это вопрос конкуренции, - рассуждает директор АО «Ярославский аграрно-промышленный центр» Михаил Маврычев. - Каждый в своем регионе придерживается наценки, которую рекомендовал завод. Тем самым мы можем инвестировать из этой наценки в себя, а именно: сервис, в людей, которые обеспечивают качественную эксплуатацию техники. На нашей площадке представлена продукция МТЗ. Мы держим определенную номенклатуру машин, так как знаем, что клиенты разные: кто-то планирует покупку, кто-то покупает в цейтноте, а кому-то нужно посмотреть, потрогать и выбрать. Вот мы и пытаемся данный момент отрегулировать.
Собственно, целью этого разговора с дилерами посол Дмитрий Крутой видел определение болевых точек продаж белорусской техники. Следующим этапом станет его работа с предприятиями и решение проблем покупателей в принципе. Заметно, что товаропроводящая сеть белорусского машиностроения требует комплексного подхода к ее выстраиванию. Безусловного включения в него не только продаж, но и сервиса, обслуживания, ремонта и доставки запасных частей. На современном конкурентном рынке это становится аргументом ничуть не меньшим, чем качество товара.
Встать на крыло
Отдельной темой обсуждения Беларуси и Ярославской области становится открытие регулярного авиарейса между Минском и Ярославлем. Российский регион в этом крайне заинтересован, отметил губернатор Михаил Евраев:
- Было бы очень здорово, если бы мы смогли запустить прямые рейсы из нашего аэропорта Туношна в Минск. Потребность в таком авиамаршруте высокая, наш аэропорт имеет статус международного. Один либо два рейса в неделю мы могли бы рассмотреть, и это было бы очень интересное совместное направление. Логистика крайне важна для общения: и для туристического, и культурного, и для экономических связей, - сказал он.
Нужно отметить, ярославская сторона рассматривает авиарейс в Минск не просто как имиджевый проект. Михаил Евраев убежден, что регулярное авиасообщение может подстегнуть торговый оборот в сфере туризма:
- Для нас эта тема крайне важна. Я уверен, что и жители нашей области с удовольствием посетят Минск, Брест, Беловежскую пущу, много прекрасных мест в Беларуси. И у нас здесь есть что посмотреть: огромное количество интересных старинных городов. Почему мы называемся столицей Золотого кольца? Из девяти городов, входящих в него, четыре находятся в нашей области: Ярославль, Углич, Переяславль-Залесский, Ростов Великий. Но и, помимо этого, у нас есть такие потрясающие города, как Рыбинск, Мышкин, Данилов... И, конечно же, Волга и наше Рыбинское море. Поэтому мы здесь имеем такую серьезную программу по развитию взаимодействия с Республикой Беларусь. Только работай, - подчеркнул губернатор.
Korotkin@sb.by