О чем говорит белорусский знак качества
Версия для печатиСледим за знаками
В БЕЛАРУСИ объявлена пятилетка качества. Символично, что она стартовала с вручения Государственного знака качества лучшим белорусским товарам. 200 предприятий в здоровом конкурентном состязании доказывали, что их продукция соответствует всем заявленным критериям - безопасности, экологичности, инновационности, технологичности и эстетичности. И после жесткого отбора лишь 17 товаров из 600 удостоились права отмечаться престижным пятиугольником.
Получить Государственный знак качества очень престижно для любого белорусского предприятия.
Продовольствие, промтовары для населения, продукция производственно-технического назначения - диапазон первых обладателей знака весьма широк. Для Белорусского автомобильного завода, например, присвоение престижного знака карьерному БЕЛАЗ-7513 стало продолжением традиции. Сегодня эта техника занимает ведущие позиции в рейтинге сильнейших брендов ЕАЭС, а когда-то БЕЛАЗ был первым автомобилем, получившим еще советский знак качества.
Неудивительно, что в числе победителей - продукция в области микроэлектроники, Беларусь активно наращивает компетенции в этой области, в том числе в рамках реализации союзных программ. ОАО «ИНТЕГРАЛ», пожалуй, одно из самых узнаваемых предприятий на постсоветском пространстве, создающее столь востребованные рынком изделия. Удостоенная почетного знака микросхема регулируемого стабилитрона с защитой от воздействия статического электричества - одна из самых массовых в линейке продукции предприятия. Микросхема не уступает мировым аналогам по производительности, надежности, сроку эксплуатации, а также обладает большим экспортным потенциалом.
Но самую многочисленную группу товаров-победителей составляют продовольственные. От знаменитой линейки черного горького шоколада без добавления сахара ОАО «Коммунарка» - до ставших народными «Мясных подушечек» от ОАО «Брестский мясокомбинат». Многие продукты, одержавшие победу, не только ассоциируются со вкусами детства, но и имеют статус национального достояния, как брендовый ржано-пшеничный хлеб «Каравай Придвинья» ОАО «Витебскхлебпром».
У старшего поколения появление белорусского знака качества наверняка ассоциируется с престижным в советские времена пятиугольником, которым клеймили лучшие товары. За право обладать им шла нешуточная борьба, работа над качеством мобилизовывала трудовые коллективы, стимулировала технологическое развитие. На этом фоне активно развивалось рационализаторское движение. В общем, надо было держать марку. Ведь знак качества был действителен всего несколько лет, а затем его требовалось подтверждать снова и снова. Маркировка таким знаком имела эффект не только психологический и служила сигналом покупателю, что товар стоит брать, но и экономический. Наличие клейма предполагало десятипроцентную надбавку к цене и гарантировало повышенный интерес к продукции. Так что причин бороться за звание лучших было достаточно.
А как сейчас? Что дает этот знак производственникам и потребителям их продукции? Заместитель министра промышленности Беларуси Андрей Кузнецов убежден: белорусские товары, получившие знак качества, станут популярными и востребованными на союзном пространстве.
- Это будет узнаваемая продукция, которая пользуется спросом на рынке Российской Федерации и белорусском рынке, - отметил он. - То, что продукт имеет знак качества, позволит нам увеличить долю его присутствия в Союзном государстве.
Белорусские товары с Госзнаком качества будут продвигать на внешние рынки по льготному тарифу Андрей Кузнецов напомнил, что российский рынок - основной в белорусской статье экспорта. Тем не менее, необходимо активнее осваивать и новые, в числе которых Африка, Латинская Америка и дальняя дуга в целом. Согласно перечню льгот и преференций, который обозначен постановлением Совета Министров Беларуси о порядке присвоения этого знака (оно принято в развитие Указа «О Государственном знаке качества»), тариф на услуги по продвижению отмеченной знаком продукции на эти рынки будет льготным.
В целом же, как пояснили в Государственном комитете по стандартизации, преференции направлены на то, чтобы помочь лучшим белорусским производителям продвигать свою продукцию, говорить и заявлять о себе. Госорганы разместят информацию о них на своих сайтах в интернете, а в магазинах и павильонах товары со знаком качества будут визуально выделены, в том числе с помощью ценников, информационных надписей и других средств. Так что продукция с престижным пятиугольником будет всегда на виду. А покупатель сможет убедиться сам: это настоящее качество!
ARTEAGA@SB.BY