О практике применения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области обращения с отходами

Версия для печати
27 - 28 октября 2021 года,
Минск

27 – 28 октября 2021 года состоялось шестьдесят шестое заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства. Тема заседания – «О практике применения законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области обращения с отходами».
В работе семинара приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители министерств и ведомств Беларуси и России, исполнительных органов власти областей Российской Федерации и органов управления административно-территориальных образований Республики Беларусь, представители экспертного сообщества, ведущие ученые и специалисты, представители научных учреждений и высших учебных заведений двух стран.

Участники заседания рассмотрели следующие актуальные вопросы:

  • основные политические, экономические и правовые предпосылки перехода Республики Беларусь и Российской Федерации к модели экономики замкнутого цикла;
    проблемы и перспективы гармонизации законодательства Беларуси и России об отходах в рамках интеграционных процессов для целей повышения эффективности экономического и экологического сотрудничества;
  • существующие и перспективные правовые механизмы экономического стимулирования и государственной поддержки вовлечения вторичных материальных ресурсов во вторичный оборот, а также производства товаров и продукции из вторичного сырья;
  • проблемы и перспективы совершенствования правового регулирования механизма реализации «расширенной ответственности производителей (импортеров)»;
  • законодательные меры, направленные на совершенствование порядка обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в частности, их раздельного накопления, в Беларуси и России.

На заседании семинара был рассмотрен ряд наиболее актуальных вопросов, связанных с практикой применения законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь в области обращения с отходами производства и потребления. В ходе заседания семинара были определены наиболее значимые для Союзного государства направления сотрудничества в сфере обращения с отходами, требующие выработки концептуальных предложений по совершенствованию национального законодательства государств-участников. Была отмечена необходимость гармонизации системы правовых требований Беларуси и России в сфере обращения с отходами производства и потребления для повышения эффективности экономической и правовой интеграции в рамках Союзного государства, а также в целях совместного решения экологических проблем, связанных с негативным воздействием отходов на окружающую среду.

Участники заседания:

  • отметили особую значимость межгосударственной правовой и экономической интеграции России и Беларуси в сфере обращения с отходами производства и потребления;
  • подчеркнули актуальность вопросов гармонизации правовых требований России и Беларуси к обращению с различными видами отходов в рамках Союзного государства;
  • пришли к единому мнению о том, что решение проблем в сфере охраны окружающей среды требует подготовки концептуальной теоретической основы, а также внесения соответствующих изменений в национальное законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • подчеркнули особую значимость определения основных перспективных направлений совершенствования законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации и выработки стратегии совместных действий по гармонизации правовых требований в области обращения с отходами;
  • признали особую роль Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в деятельности по гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере обращения с отходами в рамках интеграционных процессов.

Подчеркивая принципиальную важность создания в рамках Союзного государства Беларуси и России единого правового пространства для обеспечения природоохранного сотрудничества, а также обсудив ключевые и актуальные для Беларуси и России вопросы экологической повестки в сфере обращения с отходами, участники семинара выработали следующие рекомендации:

1. Совету Министров Союзного государства, Постоянному Комитету Союзного государства для активизации процесса правовой и экономической интеграции Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства:

  • с участием профильных министерств создать постоянно действующую межведомственную рабочую группу по вопросам гармонизации законодательства Российской Федерации и Республики Беларусь об отходах в целях активизации интеграционных процессов в природоохранной сфере в рамках Союзного государства;
  • с участием профильных министерств разработать инструменты внедрения возобновляемых источников энергии в рамках заключения «договоров о поставке мощности» (ДПМ) для снижения инвестиционных рисков энергогенерирующих компаний и повышения их конкурентоспособности;
  • подготовить и принять Стратегию перехода Союзного государства к экономике замкнутого цикла, предусмотрев в ней основные направления и план действий России и Беларуси, перечень изменений, вносимых в национальное законодательство в целях гармонизации правовых требований в области обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами;
  • обеспечить модернизацию национального законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации с учетом потенциала, заложенного в модельном законодательстве Содружества Независимых Государств (в частности, в новой редакции Модельного закона об отходах производства и потребления, принятой г. Санкт-Петербурге 31 октября 2007 г. постановлением № 29-15 на двадцать девятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Модельного закона об упаковке и упаковочных отходах, принятого в г. Санкт-Петербурге 25 ноября 2008 г. постановлением № 31-9 на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ).

2. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь в целях гармонизации законодательства Беларуси и России об охране окружающей среды в части обращения с отходами:

  • подготовить «дорожную карту» по гармонизации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в части унификации правовых требований в области обращения с отходами производства и потребления и вторичными материальными ресурсами;
  • разработать единый проект по обращению с отходами производства и потребления, вторичными материальными ресурсами в рамках Союзного государства;
  • с участием экспертного сообщества разработать проекты национальных законов, предусматривающих правовые механизмы перехода обоих государств к экономике замкнутого цикла, порядок обращения с
  • вторичными материальными ресурсами и вторичным сырьем;
  • определить полномочия единого органа исполнительной власти в области обращения с отходами и вторичными материальными ресурсами в Союзном государстве;
  • определить систему регулирования трансграничными потоками отходов производства и потребления и вторичными ресурсами;
  • разработать стратегию совершенствования требований к упаковке; с этой целью внести изменения в Технический регламент Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011), утвержденный

Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 769, предусмотрев:

а) требование по использованию при производстве упаковки доли вторичного сырья, получаемого в результате утилизации отходов;
б) требование по содержанию в составе упаковки материалов, для которых существуют технологические возможности для утилизации после использования упаковки или утраты ей потребительских свойств (перерабатываемых материалов), что позволит достичь 100 процентов утилизации упаковки, ее извлечения из смешанных ТКО и тем самым снижения объемов ТКО, образуемых у населения;
в) постепенное сокращение либо запрет использования одноразовой упаковки вплоть до полного отказа от ее использования в сфере потребительского рынка;
г) постепенное сокращение либо запрет использования упаковки, не относящейся к биоразлагаемой и (или) не содержащей материалы, которые могут быть впоследствии утилизированы;
д) запрет использования многокомпонентной упаковки;

  • проработать возможность внедрения депозитно-залоговой системы для экономического стимулирования потребителя вернуть использованную упаковку путем введения на нее суммы залога;
  • закрепить в национальном законодательстве Республики Беларусь и Российской Федерации меры государственной поддержки товаров и продукции, произведенных из вторичного сырья, либо из материалов, для которых существуют технологические возможности для утилизации после использования упаковки или утраты ей потребительских свойств, либо из биоразлагаемых материалов, через механизм государственных закупок для государственных или муниципальных нужд, предусмотрев для этого соответствующие требования к указанной продукции в конкурсной документации;
  • с участием профильных министерств проработать предложение по обязательному страхованию в сфере природопользования, и  в частности, в сфере обращения с отходами;
  • закрепить на законодательном уровне возможность снижения финансовой нагрузки на предприятие за счет понижения платы за сверхнормативное загрязнение окружающей среды на сумму страховой премии, при соответствующем заключении договора страхования;
  • активно внедрять механизмы добровольной ответственности, подлежащие независимой оценке и регулярному подтверждению, такие как системы добровольной сертификации в области обеспечения комплекса интегрированных мер предупреждения причинения вреда системой управления экологическими рисками в технологических процессах хозяйственной и иной деятельности;
  • органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Республики Беларусь оказывать содействие в развитии систем добровольной сертификации услуг и работ в области предупреждения причинения вреда в технологических процессах хозяйственной и иной деятельности;
  • учитывать заключение общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) по объекту государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), а именно внести поправки в статью 25 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ

«Об экологической экспертизе» в части, касающейся учета общественной экологической экспертизы;

с участием профильных министерств рассмотреть предложение Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь по использованию древесных отходов в виде мебели, изготовленной из плитного материала, в качестве топлива, а также разработать раздел «Утилизация» для включения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности мебельной продукции» (ТР ТС 025/20122012).

Если Вы нашли ошибку, выделите её и нажмите ctrl+enter